На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 18.10.2019 N 02/409-пр была проведена плановая выездная проверка в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (422770, Республика Татарстан, Пестречинский район с. Пестрецы, ул. Советская, д. 34, ИНН 1633605439).
В ходе анализа информации и документов, представленных Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, установлено следующее.
На основании Постановления Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан N 1608 от 10.12.2018 г. между Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан и гр. <_> действующего по доверенности от 08.02.2017 г. от имени ООО "Ак Барс Пестрецы", 18.10.2018 г. был заключен договор аренды земельного участка N 12 с кадастровым номером 16:33:150409:13, общей площадью 43 588 кв.м., местонахождение: Республика Татарстан, Пестречинский муниципальный район, Татарско-Ходяшевское поселение, целевое назначение - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с Договором аренды земельного участка N 12 от 18.10.2018 "Палата имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, в лице [должностное лицо] <_>, действующего на основании Положения, именуемый, Арендодатель с одной стороны и гр. <_>, действующий по доверенности от 08.02.2017 года доверенность удостоверена <_> [должностное лицо] за ООО "Ак Барс Пестрецы" заключили договор аренды".
В свою очередь доверенность от 08.02.2017 года (N 1-474) не содержит указания на наделение <_> правомочием заключать договоры, в частности договоры аренды земельных участков. (ст.183 ГК РФ: рассматриваемые сделки не порождают прав и обязанностей для представляемого, за исключением случаев, когда будет доказано их последующее одобрение (абз. 1 п. 123 Пленума ВС РФ N 25). В данном случае оплата по договору аренды земельного участка (п/п N3094 от 30.10.2018) может рассматриваться как одобрение, в связи с тем, что в качестве плательщика выступает ООО "Ак Барс Банк".
Размер арендной платы по договору составляет 303 (триста три) рубля 37 копеек в год.
В соответствии с договором, срок аренды установлен с 18.10.2018 по 17.10.2067 год.
В соответствии с постановлением Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан N 1608 от 10.12.2018 г. рассматриваемый земельный участок был предоставлен ООО "Ак Барс Пестрецы" на правах аренды для сельскохозяйственного производства, руководствуясь статьей 39.18 ЗК РФ с учетом отсутствия заявок на опубликованное извещение в районной газете "Вперед" ("Алга") N 39 от 1 июня 2018 года, а так же информационно-телекоммуникационной сети интернет на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru от 1 июня 2018 года N 300518/0946629/01.
Инспекция отмечает, как следует из представленных документов, земельный участок был предоставлен без проведения торгов.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Особенности предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации установлены Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения указанный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения участниками отношений, регулируемых указанных Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В связи с чем юридические лица являются участниками правоотношений, связанные с владением, пользованием земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.
Случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены статьей ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Инспекция отмечает, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц при сроке аренды до пяти лет, в рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 16:33:150409:13 был предоставлен сроком аренды на 49 лет.
Вместе с тем, материалов подтверждающих, что ООО "Ак барс Пестрецы" является сельскохозяйственной организации Палатой имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан не предоставлено.
Таким образом, предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:33:150409:13 на срок более пяти лет противоречит требованиям п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
На основании вышеизложенного, органами местного самоуправления нарушен порядок заключения договора аренды N 12 от 18.10.2018 г.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, действия Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан при предоставлении ООО "Ак барс Пестрецы" земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:33:150409:13 в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
В связи с наличием в действиях Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части предоставления ООО "Ак барс Пестрецы" земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:33:150409:13 в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов, что привело или могло привести к ограничению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обеспечения возврата земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:33:150409:13 из пользования ООО "Ак барс Пестрецы".
Предупреждение необходимо выполнить в течение 60 дней с момента получения.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28 января 2020 г. N ИП-06/945 (ключевые темы: земельные отношения - оборот земель сельскохозяйственного назначения - предоставление земельных участков - муниципальная собственность - договор аренды земельного участка)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.01.2020