Я, временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <_> - [должностное лицо], рассмотрев протокол и материалы дела N016/04/14.3-79/2020 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица ООО "Учебный центр Эверест" (место нахождения юридического лица: <_>; ОГРН: <_>, дата присвоения ОГРН: <_>, ИНН: <_>, КПП: <_>) по факту нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отсутствии ООО "Учебный центр Эверест" либо его представителя по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
В ходе государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) было обнаружено рекламное объявление в поисковой системе Google с текстом: "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани", что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе (рис.1).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Управлением был отправлен запрос в ООО "УЦ Эверест" с целью получения информации о лице, которое является владельцем сайта <_>, а также с целью получения данных о лице, которое осуществляет деятельность учебного центра "Эверест".
В ответ на указанный запрос в адрес Управления был представлен ответ, согласно которому не установлено лицо, являющийся создателем указанного рекламного объявления, так как рекламную компанию ООО "УЦ Эверест" разрабатывают различные рекламные агентства, в том числе сервис ELAMA.
Лицом осуществляющим деятельность учебного центра "Эверест" является ООО "УЦ Эверест".
Согласно открытым данным в сети Интернет, юридическим лицом сервиса ELAMA, является ООО "АДВ-Сервис" (<_>; ИНН <_>).
Вышеуказанная реклама "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани" может вводить потребителей в заблуждение относительно преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Реклама с текстом: реклама "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани" имеет признаки нарушения закона "О рекламе" в части содержания некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений "лучшая", "самая лучшая" без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, а также без указания ссылок на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данного товара (услуги) перед другими субъектами, осуществляющие аналогичную деятельность.
Реклама "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани" имеет признаки нарушения закона "О рекламе" в части содержания некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений "N1" без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, а также без указания ссылок на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данного места оказания услуг перед другими субъектами, осуществляющие аналогичную деятельность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с письмом ФАС России от 30.09.2011 г. NАК/37027, к некорректному сравнению относятся случаи, когда делается вывод о превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются. При этом в рекламе может приводиться, как сравнение рекламируемого товара с конкретным другим товаром, так и сравнение рекламируемого товара со всеми иными товарами путем использования "самый лучший", "N1". В отсутствии указания критерия такого сравнения создается впечатление, что рекламируемая услуга обладает заявленным преимуществом по всем критериям. Однако, данный вывод достоверен только в отношении одного или нескольких критериев, но не всех. Отсутствие в рассматриваемой рекламе существенной информации о том, что услуга является лучшей на территории, а именно, в России, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потенциальных клиентов. Таким образом, для того, чтобы использовать в рекламе конструкции "лучший", "первый", "номер один" и т.д. необходимо привести конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Учитывая вышесказанное, рассматриваемая реклама содержит признаки недостоверности, а именно не даёт точной информации о преимуществах (цена) рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В адрес Управления поступили письменные пояснения ООО "УЦ Эверест", согласно которым в данный момент рекламными компаниями в интернете занимается ООО "Инновации и бизнес технологии", данное подтверждается договором N035 от 01.03.2019 г. Кто именно создал рассматриваемое рекламное объявление, Обществу выяснить не удалось.
Так же были представлены доказательства того, что все объявления ООО "УЦ Эверест", содержащие признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе были удалены.
Также в адрес Управления были представлены письменные пояснения ООО "АДВ-сервис", в соответствии с которыми указанное Общество оказывает клиентам услуги в сети Интернет по предоставлению возможности использования сервиса ELAMA, а именно управлять рекламными компаниями с помощью инструментов сервиса и размещать интернет-рекламу через площадки (Яндекс.Директ, Google Ads, ВКонтакте, Мэил.ру и др.) на интернет-ресурсах, а также сопутствующие услуги по созданию и ведению рекламных компаний и иные дополнительные услуги.
Таким образом, ООО "АДВ-сервис" и сервис ELAMA не участвуют в формировании рекламной компании, ее настройке, написании, согласовании и модерации и не является рекламодателем, рекламопроизводителем и (или) рекламораспространителем. Сервис является базовым инструментом для управления расходами на рекламные кампании рекламодателей.
Согласно части 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
Рекламодателем в данном случае является - ООО "УЦ Эверест".
Согласно части 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Однако, в ходе рассмотрения данного дела не было доказано, что нарушение действующего законодательства Российской Федерации о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, действия ООО "УЦ Эверест", выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Дата совершения административного правонарушения: 10.10.2019 г.
Место совершения административного правонарушения является: территория распространения ненадлежащей рекламы ООО "УЦ Эверест" с текстом: "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани", на Интернет-сайте по адресу: <_>.
ООО "УЦ Эверест" надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
Рассмотрение дела об указанном правонарушении состоялось 24 января 2020 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, в отсутствии ООО "УЦ Эверест" либо его представителя по доверенности.
Доказательствами по настоящему делу являются материалы дела N016/05/5-1691/2019, возбужденного Татарстанским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (Исх. NАР-08/18199 от 06.12.2019) по делу N016/05/5-1691/2019 реклама ООО "УЦ Эверест" с текстом: "массаж лица обучение, лучшие курсы массажа Казани" признана несоответствующей пункту 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе", в части некорректного сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, Управлением не установлено.
Учитывая то обстоятельство, что у ООО "УЦ Эверест" имелись условия для соблюдения требований Закона "О рекламе", оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.
Совершенное правонарушение, состав которого носит формальный характер, не является исключительным случаем, поэтому не могло быть расценено в качестве малозначительного. Ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или невозникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Обязанность каждого соблюдать закон закреплена в Конституции Российской Федерации.
В рассматриваемом случае совершенное правонарушение посягает на права неопределенного круга лиц, как возможных потребителей рекламируемых услуг на получение полной и достоверной информации, что создает в результате совершения данного правонарушения существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.
При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено, равно, как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Татарстанским УФАС России установлено, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенному на сайте https://rmsp.nalog.ru/search.html#pnlSearchResult, ООО "Учебный центр Эверест" является микропредприятием. Также административное правонарушение по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ ООО "УЦ Эверест" совершено впервые.
Исследовав материалы административного дела N016/04/14.3-79/2020 антимонопольным органом принято назначение административного наказания ООО "УЦ Эверест" в виде предупреждения.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, части 2 и 3 статьи 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо ООО "Учебный центр Эверест" (место нахождения юридического лица: <_>; ОГРН: <_>, дата присвоения ОГРН: <_>, ИНН: <_>, КПП: <_>), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
<_> - [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 24 января 2020 г. N 016/05/5-1691/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.01.2020