Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в отсутствии представителей Заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ" ГОРОДА КАЗАНИ - не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения, в отсутствии представителей Заявителя - ИП Татаров Руслан Федорович - не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев жалобу ИП Татарова Руслана Федоровича (вх.383/ж от 17.01.2020 г.), на действия заказчика МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ" ГОРОДА КАЗАНИ при проведении закупки N 31908740287 на предмет: Поставка заготовок памятников из габбро-диабаза и гранита,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки N31908740287 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru/ 30.12.2019 г.
Заказчик - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ".
Предмет закупки: Поставка заготовок памятников из габбро-диабаза и гранита.
Начальная цена: 17 616 802,67 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчиком были представлены письменные пояснения и материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
Выводы Комиссии относительно довода Заявителя о том, что Заказчик неправомерно отклонил участника закупки, а также вводящей в заблуждение инструкции по заполнению заявки.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона N 223 от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках, а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Заказчик при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ и услуг Муниципального унитарного предприятия "Ритуал" города Казани.
Согласно пунктам 5.5.12, 5.5.13 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия "Ритуал" города Казани по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе единая комиссия принимает решение о допуске участника конкурентной закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, к участию в нем или об отказе в допуске к участию в таком аукционе. Участник открытого аукциона не допускается к участию в случае несоответствия информации требованиям документации об аукционе.
В соответствии с пунктом 5.5.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия "Ритуал" города Казани 5.5.2 извещение о проведении аукциона, утвержденная Заказчиком документация об аукционе размещаются организатором закупок в единой информационной системе в соответствии с регламентом работы электронной площадки и не менее чем за 15 (пятнадцать) дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. В случае проведения конкурентной закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 000 000 (тридцать миллионов) рублей, извещение о проведении аукциона, утвержденная Заказчиком документация об аукционе размещаются в единой информационной системе в срок не менее чем за 7 (семь) дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок N 31908740287-01 от 14.01.2020 г. заявка под идентификационным номером 100353 подлежала отклонению по следующему основанию:
"по п. "Средняя плотность габбро-диабаза, гранита" (в части средней плотности. В соответствии с правилами чтения символов, используемых Заказчиком при описании объекта закупки, установленных в инструкции по заполнению заявки в разделе 1.4. части 1. "Общие сведения и порядок проведения аукциона в электронной форме" документации об аукционе в электронной форме значения параметров, характеризующих показатель "Средняя плотность" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов)Участник закупки в своей заявке указал "Средняя плотность габбро-диабаза, гранита 2 600 кг/см3" при установленном в документации об электронном аукционе требовании "Средняя плотность габбро-диабаза, гранита не менее 2 500 кг/см3") заявки участника закупки, установленным в п. "Средняя плотность габбро-диабаза, гранита" технического задания части 4 "Техническое задание", разделе 1.4. части 1. "Общие сведения и порядок проведения аукциона в электронной форме" документации об аукционе в электронной форме".
В техническом задании Заказчиком установлено следующие требования к качеству поставляемого товара:
- Сколов углов и граней не должно быть.
- Трещин не должно быть.
- Не допускаются трещины, каверны, а также включения других пород, жил, прожилков и прослоев, снижающих декоративность камня.
- Царапин на полированной поверхности не должно быть.
- Не допускается включений рыхлых пород и минералов, выкрашивающихся при обработке, например, включений глин и мергелей в известняках
- При попадании на товар осадков на поверхности товара не должны образовываться пятна.
- При опускании товара в воду товар должен сохранять свои свойства и не подвергаться коррозии и разложению.
- Техническая фаска по периметру каждого изделия со шлифовкой и полировкой. Ширина фаски должна быть до 3 мм.
- Полировка товара должна быть выполнена промышленным способом.
- Средняя плотность габбро-диабаза, гранита не менее 2 500 кг/см3.
- Марка по морозостойкости габбро-диабаза, гранита F100 - F200.
- Материал не должен содержать слюдяные и иные пятна природного происхождения, не позволяющие качественно выполнять гравировальные работы на них и снижающие привлекательность товарного вида памятника.
- Отсутствие вертикальных и горизонтальных полос.
Согласно инструкции по заполнению заявок при установлении требований к минимальным или максимальным значениям показателей с использованием слов, символов, словосочетаний: "не более", "не менее", "менее", "более", "выше", "не выше", "ниже", "не ниже", ">", "<", "\x{2265}", "\x{2264}", "не >", "не <", "не \x{2265}", "не \x{2264}", "от", "до", участнику необходимо указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, без указания вышеуказанных слов, символов, словосочетаний.
Согласно письменным пояснениям Заказчика в части 1. "Общие сведения и порядок проведения аукциона в электронной форме" в разделе 1.4. "Порядок подачи заявок участником закупки, требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению" содержатся сведения о значении параметров, характеризующих показатель "Средняя плотность", а именно показатель "Средняя плотность" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, являются не изменяемыми и указываются участниками в неизменном виде (требование является приоритетным по отношению ко всем остальным требованиям настоящей инструкции). В части 4 документации о закупке "Техническое задание" указаны требования, предъявляемые к качеству поставляемого товара, в которых обозначена "Средняя плотность габбро-диабаза, гранита не менее 2500 кг/см3".
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что абзацы, которые описывают правила чтения и указания характеристик показателя находятся на разных листах инструкции. Инструкция по заполнению заявки является объемной, носит запутывающий характер. Не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупки ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Комиссия по результатам анализа приходит к выводу, что действия заказчика при отклонении заявки заявителя по указанному основанию является неправомерным, так как указание заявителем конкретного значения по показателю средняя плотность габбро-диабаза, гранита является соответствующим требованиям Заказчика, установленным в техническом задании.
Кроме того, Заказчик в своих пояснениях ссылается на то, что указанное конкретное значение по показателю средняя плотность габбро-диабаза, гранита не соответствует техническим требованиям, установленным в ГОСТ N9479-2011 (табл. 5), информация о соответствии товара требованиям данного ГОСТ находится в части 4 "Техническое задание" документации о закупке.
Однако, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в протоколе рассмотрения первых частей заявок N 31908740287-01 от 14.01.2020 г. отсутствует обоснование о несоответствии указанного в заявке участника (идентификационный номер 100353) значения по показателю "Средняя плотность габбро-диабаза, гранита" техническим требованиям, установленным в ГОСТ N9479-2011.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России принимает решение выдать Заказчику - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ" ГОРОДА КАЗАНИ предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Татарова Руслана Федоровича (вх.383/ж от 17.01.2020 г.), на действия заказчика МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ" ГОРОДА КАЗАНИ при проведении закупки N 31908740287 на предмет: Поставка заготовок памятников из габбро-диабаза и гранита обоснованной.
2. Признать заказчика МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "РИТУАЛ" ГОРОДА КАЗАНИ при проведении закупки N 31908740287 нарушившим требования статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать заказчику предписание о пересмотре заявок участников в соответствии с действующим законодательством.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о закупках.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28 января 2020 г. N 016/07/3-80/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.01.2020