Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев дело N016/05/28-2107/2019 в отношении ЗАО "Рено Россия" (109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 42, корп. 36; ИНН 7709259743; ОГРН 1027739178202) на предмет соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
в отсутствии:
- представителя ЗАО "Рено Россия",
в присутствии:
- представителя ООО "Производственная фирма "ТрансТехСервис-4",
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) был установлен факт распространения рекламы в сети Instagram с текстом: "Время покупать! Кредит 2,9% ТТС ТрансТехСервис", что имеет признаки нарушения Закона "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 3 Закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования являются автомобили марки "Рено".
Информация со сведениями: "Время покупать! Кредит 2,9% ТТС ТрансТехСервис" в силу статьи 3 Закона "О рекламе" является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к финансовым услугам.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В ходе анализа рекламного объявления с текстом: "Время покупать! Кредит 2,9% ТТС ТрансТехСервис", Управлением было установлено, что после перехода по ссылке "получить предложение" открывается страница с текстом: "Renault ТрансТехСервис. Получите индивидуальное предложение, заполнив информацию далее".
Начальная страница с вышеуказанным рекламным текстом содержит рекламу услуг связанной с предоставлением кредита (кредит 2,9%). Данная страница и страница, которая открывается после перехода по ссылке "получить предложение", не содержит всех остальных условий, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.
К тому же, согласно части 14 статьи 28 Закона "О рекламе" если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Соответственно, в случае выявления рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности лица, не обладающего требуемыми законодательством лицензией разрешением, аккредитацией, либо не включенного в соответствующий реестр или являющегося членом соответствующей саморегулируемой организации, такая реклама подлежит пресечению.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.
Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с Письмом ФАС России от 21.03.2016 NАК/17292/16 "О рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности" согласно статье 7 Закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, а также реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
На основании части 6 статьи 38 Закона "О рекламе" следует, что за нарушение требований, установленных частью 3, 14 статьи 28 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе" установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ЗАО "Рено Россия" (109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 42, корп. 36; ИНН 7709259743; ОГРН 1027739178202), так как официальным дилером "Рено" в России является указанное Общество.
Необходимо отметить, что Управление отправляло запрос всем территориальным органам ФАС России, с целью установления сведений о том, возбуждались ли дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения вышеуказанной рекламы.
Ответа от других территориальных органов в адрес Татарстанского УФАС России не поступило.
В адрес Управления были представлены запрошенные документы от ЗАО "Рено Россия", согласно которым рассматриваемая реклама размещалась официальным дилером Рено в городе Казани - ООО "ПФ "Транстехсервис-4", в связи с чем в действиях ЗАО "Рено Россия" отсутствуют признаки нарушения действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о необходимости привлечения к рассмотрению ООО "ПФ "Транстехсервис-4" (420080, Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ибрагимова 48; ОГРН 1021603281567; ИНН 1658029498) в качестве лица, в чьих действиях присутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На заседании Комиссии, которое состоялось 15 января 2020 года в 16 часов 30 минут, представитель ООО "Производственная фирма "ТрансТехСервис-4" представил запрашиваемые документы и пояснения, согласно которым в сети Instagram рассматриваемую рекламу распространяет иная организация, однако текст рекламного материала (мает) предоставило вышеуказанное ООО "Производственная фирма "ТрансТехСервис-4", к тому же представитель согласился с вменяемым Обществу нарушением.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу в сети Instagram ООО "ПФ "Транстехсервис-4" (420080, Республика Татарстан, г. Казань, пр. Ибрагимова 48; ОГРН 1021603281567; ИНН 1658029498) нарушившей часть 3 и 14 статьи 28 Федерального Закона "О рекламе" в части указания неполных сведений об условиях предоставления кредита, что может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться, а также в части отсутствия соответствующих лицензий, разрешений, аккредитаций либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, что нарушает требования части 3 и 14 статьи 28 Закона "О рекламе".
Выдать ООО "ПФ "Транстехсервис-4" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с тем, что не были представлены доказательства о прекращении совершения нарушения.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 27 января 2020 г. N 016/05/28-2107/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.01.2020