Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель |
- |
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
|
Толстова А.А. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
В присутствии представителей от:
Заказчика - Шевякова К.Н. (доверенность от 21.11.2019 N6511/19),
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
15 января 2020 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "МежРегионМонтаж" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО "Севералмаз" (далее - Заказчик) при проведении запроса цен в электронной форме N31908730490 на право заключения договора на оказание услуг по сервисному обслуживанию систем пожаротушения установленной на транспортных и самоходных средствах для нужд ПАО "Севералмаз".
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с установлением незаконных требований к участникам закупки.
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ "О закупках").
Заказчиком представлены пояснения на жалобу от 23.01.2020 N50-211-20.
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "О закупках" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии вышеуказанными нормами ФЗ "О закупках" в ПАО "Севералмаз" принято Положение о закупках ПАО "Севералмаз", утвержденное решением Совета директоров Протоколом N 325 от 22.11.2018 (далее - Положение о закупках).
Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "Севералмаз", в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.
27.12.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее - сайт ЕИС), размещено извещение N 31908730490 и документация о закупке при проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на на право заключения договора на оказание услуг по сервисному обслуживанию систем пожаротушения установленной на транспортных и самоходных средствах для нужд ПАО "Севералмаз" (далее - документация о закупке).
Начальная (максимальная) цена договора: 3 966 888,25 рублей.
Из жалобы следует, что при проведении закупки Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно: Заказчиком в пункте 1.2.26 документации о закупке неправомерно установлено требование к участнику закупки: Наличие сертификата дилера от производителя систем пожаротушения АО Научно-производственный центр Горноспасательные технологии (Предоставить копию сертификата).
Пунктом 2 части 1 статьи 3 ФЗ "О закупках" предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 2.2.1 Положения о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 ФЗ "О закупках" установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.
Пунктом 1.2.26 "Дополнительные требования к участнику" раздела 1 "Информационная карта" Документации о закупке установлено: "5. Наличие сертификата дилера от производителя систем пожаротушения АО Научно-производственный центр Горноспасательные технологии (Предоставить копию сертификата)"
Вместе с тем, участник закупки может не являться производителем товара или не иметь дилерские отношения с производителем, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.
Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки оборудования, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в закупке, возможность участников закупки подать заявку на участие в закупке в соответствии с вышеуказанными требованиями документации о закупке всецело зависит от волеизъявления третьих ли производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в закупке.
Следует отметить, что установленные заказчиком требования не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара и требуемым к включению в документацию на основании пункта 1 части 10 статьи 4 ФЗ "О закупках". Такие требования также не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем/дилером оборудования, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого оборудования надлежащим образом.
Таким образом, Заказчика нарушил подпункт 2 пункта 2.2.1 Положения о закупке, пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ "О закупках".
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России сообщил, что Заказчик согласен с нарушением, заявил ходатайство о внесении изменений в документацию о закупке.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ "О закупках" рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МежРегионМонтаж" обоснованной.
2. Признать Заказчика - ПАО "Севералмаз", нарушившим подпункт 2 пункта 2.2.1 Положения о закупке, пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ "О закупках".
3. Заказчику, закупочной комиссии, оператору электронной площадки выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О закупках".
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
А.А. Толстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 15 января 2020 г. N 4юл-20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.01.2020