Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при
проведении предварительного квалификационного отбора "Услуги по бурению эксплуатационных скважин Nпр-2 и Nпр-3 Западно-Октябрьского ГКМ" (извещение N 31908732169) (далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении предварительного квалификационного отбора.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию с нарушением требований Закона о закупках.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и заявили, что Заказчик действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также в соответствии с Положением ГУП РК "Черноморнефтегаз" (далее - Положение).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Крымского УФАС России установила следующее.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено
требование о совокупном размере обязательств участника Закупки по договору в результате проведения Закупки не менее 3 уровня ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, так как Заказчиком не определена начальная максимальная цена договора при предоставлении услуг по бурению эксплуатационных скважин Nпр-2 и Nпр-3 Западно-Октябрьского ГКМ.
Пунктом 4 Раздела 1. "Информационная карта" документации о Закупке установлены специальные (квалификационные) требования к участникам закупки:
"Для участия в закупках, проводимых по результатам ПКО, участник должен удовлетворять требованиям, изложенным в настоящем подразделе, быть правомочным на предоставление заявки на участие и представить заявку на участие в ПКО (форма заявки - приложение N2.4 к Документации).
1. Наличие свидетельства СРО (не менее 3 уровня ответственности). Подтверждается копией свидетельства СРО или выпиской из СРО.
2. Наличие квалифицированного персонала рабочих специальностей на буровую установку, а именно:
- бурильщик эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ (не ниже 6 разряда) - 4 чел.
Стаж работы каждого сотрудника по специальности для бурильщика - не менее 3 лет.
Участник предоставляет информацию в форме Приложения 2.1 с приложением копий подтверждающих документов (копия документа об обученности по профессии, копия трудовой книжки).
3. Наличие квалифицированных кадров из числа инженерно-технических специальностей, а именно:
- буровой мастер - 2 чел.
- помощник бурового мастера или технолог - 2 чел.
- специалист службы охраны труда (начальник службы охраны труда) - 1 чел.
Стаж работы каждого сотрудника по специальности буровой мастер, помощник бурового мастера или технолог - не менее 3 лет.
Участник предоставляет информацию в форме Приложения 2.1 с приложением копий подтверждающих документов (копия документа об образовании, копия трудовой книжки).
4. Наличие следующего обязательного оборудования:
4.1. Буровая установка грузоподъемностью не менее 200 тонн в собственности участника закупки. В случае если буровой комплекс старше 20 лет, то на момент заключения договора должна быть в наличии действующая экспертиза промышленной безопасности на буровой комплекс и срок действия экспертизы должен быть на весь период выполнения работ.
4.2. Четырехступенчатая система очистки бурового раствора - 1 комплект.
4.3. Комплект противовыбросового оборудования
Наименование обсадной колонны |
Типоразмер, шифр или название устанавливаемого устьевого и противовыбросового оборудования |
Количество |
1 |
2 |
3 |
Кондуктор |
- ППГ-350х35(спарка - глухие плашки и трубные плашки) - ПУГ-350х35 |
11 |
I промежуточная колонна |
- ППГ-230х35(спарка - глухие плашки и трубные плашки) - ПУГ-230х35 |
11 |
Эксплуатационная колонна |
- ППГ-180х35(спарка - глухие плашки и трубные плашки) - ПУГ-180х35 |
11 |
Примечание: допускается применение импортных аналогов.
По пункту 4.1 предоставить копию документа, подтверждающего право собственности.
По пунктам 4.2, 4.3 предоставить один из следующих документов (документ должен действовать на период выполнения работ):
- копию документа, подтверждающего право собственности;
- копию договора аренды,
- копию договора лизинга,
- копию договора о намерениях.
Участник предоставляет информацию в форме Приложения 2.2 с приложением копий подтверждающих документов.
4.4. Компания должна иметь опыт выполнения договоров по бурению скважин - не менее 5 скважин за последние 3 года, глубина каждой скважины должна быть не менее 2500 м. Опыт выполнения договоров предоставить по форме Приложения 2.3, а также предоставить копии документов, подтверждающих выполненные работы (акт об окончании бурения, акты выполненных работ или другие документы, подтверждающие надлежащее выполнение работ по договору, подписанные обеими сторонами договора).
4.5. Согласие на обработку персональных данных - в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ всех сотрудников, на которых будут предоставлены документы согласно требований раздела 3.
Условие для отказа: в случае отсутствия документов по п. 5 Документации пп.1, 4.1, 4.5 участник к рассмотрению документации по ПКО не допускается.
Участник предоставляет документы, указанные в п. 5 Раздела 1 Документации о проведении предварительного квалификационного отбора".
В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Согласно части 12 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Таким образом, для определения уровня ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, Заказчику необходимо определить стоимость оказываемых услуг по договору. При этом начальная максимальная цена предварительного квалификационного отбора установлена как 0,00 руб.
Вместе с тем, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств зависит от ценового предложения участника Закупки. Установление Заказчиком требования к участникам Закупки не менее 3 уровня ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств ограничивает количество участников Закупки, поскольку создает преимущественные условия участия участникам, имеющим 3 уровень ответственности, что не позволяет участникам Закупки, имеющим 1 или 2 уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств участвовать в предварительном квалификационном отборе, а также сделать предложение о цене договора.
На основании изложенного, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки, что является нарушением пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Ввиду того, что 23.01.2020 проведение Закупки отменено извещением об отказе от проведения закупки N31908732169, Комиссией принято решение предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 24 января 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.01.2020