Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель |
- |
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Малышева О.С. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
В присутствии представителей от:
Заявителя: Корепина В.М. (доверенность от 20.01.2020;
Заказчика: Дыкоменко А.Л. (доверенность от 17.01.2020 N 565/25-Д);
УСТАНОВИЛА:
14 января 2020 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба АО "Металлист-Самара" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "ЦС "Звездочка" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на проведение экспертизы технической безопасности вспомогательного котла КАВ.В 4/7-12 зав. N4600 суд. N1 на БРЗК "Беломорье" (извещение N31908626971 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с установлением незаконных требований к участникам закупки.
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ "О закупках").
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
АО "Центр судоремонта "Звездочка" является заказчиком в понимании ФЗ "О закупках", который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "О закупках", при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ "О закупках" правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ "О закупках" Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из вышеизложенного следует, что ФЗ "О закупках" не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Обществе принято Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "Центр судоремонта "Звездочка", одобренное Решением Совета директоров АО "ЦС "Звездочка" (протокол N 303 от 26.12.2018) (далее - Положение о закупках).
Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.
06.12.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение N31908626971 о проведении запроса предложений на право заключения договора на проведение экспертизы технической безопасности вспомогательного котла КАВ.В 4/7-12 зав. N4600 суд. N1 на БРЗК "Беломорье".
Начальная (максимальная) цена договора - 1 900 000,00 руб.
Заявитель в своей жалобе указал на то, в документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки "_лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники с соответствующими классами ЕКПС. Вид работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности - ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники_".
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ "О закупках" при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 ФЗ "О закупках" в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 2 части В.3.1.3 и части В.3.1.4 Положения о закупке в извещении и документации о проведении запроса предложений заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений.
В подпунктах 1 и 5 пункта 4.1.15 раздела 4 "Информационная карта" Заказчиком установлено, что участник закупки, для выполнения работ, являющихся предметом закупки, должен иметь действующие лицензии и разрешения на право выполнения Работ в объеме Приложения N 1 (Ведомость исполнения работ) к проекту Договора, в том числе:
лицензию на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники с соответствующими классами ЕКПС. Вид работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности - ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники.
подписанное должным образом ходатайство о допуске представителей организации в контролируемые зоны ЗАТО г. Североморск, гб. Окольная на период выполнения работ с целью организации работ по сервисному обслуживанию на территорию войсковой части 53167-Д (подчиненные части).
Пунктом 8 части 1 статьи 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N99-ФЗ (далее - ФЗ "О лицензировании") определено, что лицензированию подлежат следующие виды деятельности: разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники.
Согласно части 2 статьи 12 ФЗ "О лицензировании" положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 N581 "О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники" утверждено Положение о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники" (далее Положение о лицензировании).
Из части 2 Положения о лицензировании следует, что "вооружение" - это средства, включая составные части, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, а также средства, непосредственно обеспечивающие их применение (наведение, пуск, управление и обслуживание).
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что вспомогательный котел КАВ.В 4/7-12 зав. N4600 суд. N1 на БРЗК "Беломорье" является средством, обеспечивающим деятельность военного корабля.
Объектом закупки является проведение экспертизы технической безопасности вспомогательного котла КАВ.В 4/7-12 зав. N4600 суд. N1 на БРЗК "Беломорье".
Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что основанием для заключения договора является государственный контракт, заключенный между Заказчиком и Министерством обороны Российской Федерации N1921187302791442209010482 от 15.04.2019, на выполнение работ по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов Северного флота согласно перечню, утверждаемому Минобороны России, для нужд Министерства обороны Российской Федерации на 2019 г. и плановый период 2020 - 2021 гг. (далее - государственный контракт) (реестровый номер контракта - 1921187302791442209010482).
Пунктом 3.1.3 государственного контракта установлено право Заказчика привлекать соисполнителей по государственному контакту. При этом установлено требование о наличии у соисполнителя обязательных лицензий, свидетельств или иных разрешений (допусков) при осуществлении соответствующих видов деятельности, для выполнения которых привлекаются такие соисполнители.
Учитывая, что вспомогательный котел КАВ.В 4/7-12 зав. N4600 суд. N1 на БРЗК "Беломорье" является средством, обеспечивающим деятельность военного корабля, являющегося военной техникой, то для проведения работ на его составных частях требует наличие соответствующей лицензии.
Следовательно, Заказчиком правомерно установлено требование о предоставлении в составе заявке лицензии на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
По мнению Заявителя в документации об аукционе Заказчиком усановлено требование, ограничивающее количество участников закупки, а именно: "_наличие у участника закупки подписанного должным образом ходатайства о допуске представителей организации в контролируемые зоны ЗАТО г. Североморск, гб. Окольная на период выполнения работ с целью организации работ по сервисному обслуживанию на территорию войсковой части 53167-Д (подчиненные части)".
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что 21.12.2019 заместителем командующего Северным Флотом по вооружению утвержден протокол согласования объема работ на 2020 год по СО БРЗК "Беломорье". Пунктом 3 данного протокола установлен срок выполнения экспертизы технической безопасности вспомогательного котла КАВ.В 4/7-12 зав. N4600 суд. N1 на БРЗК "Беломорье", а именно: 31.03.2020. В связи с продолжительным получением подписанного должным образом ходатайства (до 90 дней) и короткими сроками исполнения контракта ( до 31.03.2020) есть риск невыполнения боевой задачи (государственного контракта). Кроме того, действующее разрешение на проход в контролируемые зоны ЗАТО имеются у многих организаций, в том числе у организаций, несущих гарантийные обязательства по выполненным на кораблях и судах в/ч 53167-Д работам.
Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно п. 103 утвержденного Командующим Северным флотом совместного решения о порядке допуска представителей организаций промышленности на объекты Северного флота, расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований и других населенных пунктов Мурманской и Архангельской областей, для выполнения производственных работ, введенного в действие Директивой командующего от 11.04.2014 NД-4, документы, необходимые для оформления ходатайства о допуске представителей организации в контролируемые зоны ЗАТО (в т.ч. подписанный договор) направляются для рассмотрения и согласования в Управление ФСБ России по Мурманской области. Срок рассмотрения заявки составляет- 30 дней.
Далее в соответствии с п. 104 утвержденного Командующим Северным флотом совместного решения о порядке допуска представителей организаций промышленности на объекты Северного флота, расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований и других населенных пунктов Мурманской и Архангельской областей, для выполнения производственных работ, введенного в действие Директивой командующего от 11.04.2014 N Д-4 документы направляются для рассмотрения и согласования в штаб Северного флота. Срок рассмотрения заявки составляет- 30 дней.
Таким образом, учитывая продолжительность рассмотрения и согласования всех документов, необходимых для оформления и согласования ходатайства о допуске представителей организации в контролируемые зоны ЗАТО победитель конкурсной процедуры при отсутствии необходимых допусков в контролируемые зоны ЗАТО может приступить к выполнению работ только через 70 и более дней с момента размещения итогового протокола.
Данные сроки не позволяют выполнить заявленные ВМФ работы в установленные сроки, что ведет к неисполнению Заказчиком обязательств по государственному контракту.
Следовательно, требование о наличии у участника закупки подписанного должным образом ходатайства о допуске представителей организации в контролируемые зоны ЗАТО г. Североморск, гб. Окольная на период выполнения работ с целью организации работ по сервисному обслуживанию на территорию войсковой части 53167-Д (подчиненные части) установлено Заказчиком в соответствии с необходимостью выполнить работы по государственному контракту от 15.04.2019 в сроки, установленные государственным контрактом (протокол согласования объема работ на 2020 год по СО БРЗК "Беломорье" от 21.12.2019).
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ "О закупках" рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частью 2 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Металлист-Самара" необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135\x{2011}ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
О.С. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 14 января 2020 г. N 03юл-20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.01.2020