Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 декабря 2020 г. N 038/44/20
Резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2020 года.
Полный текст решения изготовлен ___ января 2020 года.
Председатель Комиссии:
_. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии:
_.. - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России;
_.В.В. - ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России;
в присутствии представителя Усть-Удинского городского поселения _.. (доверенность б/н от 10.01.2020 г.),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело N 038/01/15-1762/2019 от 07.11.2019 г., возбужденное по признакам нарушения Администрацией Усть-Удинского городского поселения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступили материалы Прокуратуры Усть-Удинского района Иркутской области в целях проведения проверки вопроса о возможном нарушении антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества Администрацией Усть-Удинского городского поселения Усть-Удинского района (далее - Администрация Усть-Удинского городского поселения, Администрация). По результатам рассмотрения указанных материалов установлено следующее.
Между Администрацией Усть-Удинского городского поселения и обществом с ограниченной ответственностью "Водолей Профи" (далее - ООО "Водолей Профи") заключен договор на временное владение муниципальным имуществом N2 от 16.05.2018 г.
Предметом договора на временное владение муниципальным имуществом N2 от 16.05.2018 г. Являются объекты холодного водоснабжения, срок эксплуатации которых составляет более пяти лет. Срок действия договора установлен до момента заключения концессионного соглашения.
Иркутским УФАС России в действиях Администрации Усть-Удинского городского поселения установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в заключении с ООО "Водолей Профи" договора на временное владение муниципальным имуществом N 2 от 16.05.2018 г., предусматривающего временное владение и пользование муниципальным имуществом - объектами водоснабжения и иным недвижимым имуществом, технологически и функционально связанным с объектами водоснабжения, в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 данной статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
На основании вышеизложенного, Администрации Усть-Удинского городского поселения выдано предупреждение N 136/18 от 11.10.2018 г. о прекращении действий которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем осуществления передачи муниципального имущества, являющегося предметом вышеуказанного договора в порядке, установленном действующим законодательством, в срок до 29.04.2019 г.
Администрацией Усть-Удинского городского поселения в адрес Иркутского УФАС России было представлено ходатайство (вх. N 6805-ЭП/19 от 17.05.2019 г.) о продлении срока исполнения предупреждения, которое Иркутским УФАС России было удовлетворено, срок исполнения продлен до 28.10.2019 г.
Администрацией Усть-Удинского городского поселения в адрес Иркутского УФАС России представлено ходатайство (вх. N 15299/19 от 22.10.2019 г.) о продлении срока исполнения предупреждения до 28 апреля 2020 года ввиду того, что в настоящее время Администрацией Усть-Удинского муниципального образования осуществляется доработка конкурсной документации, в конце ноября 2019 г. планируется согласование конкурсной документации с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, после чего будет проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения.
Иркутским УФАС России принято решение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, ввиду отсутствия достаточных оснований полагать, что предупреждение не могло быть выполнено в установленный срок.
Таким образом, Администрацией Усть-Удинского городского поселения не исполнено предупреждение N 136/18 от 11.10.2018 г.
Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств, приказом Иркутского УФАС России от 07.11.2019 г. N 038/489/19 возбуждено дело N 038/01/15-1762/2019 в отношении Администрации Усть-Удинского городского поселения Усть-Удинского района (666352, Иркутская область, Усть-Удинский район, рабочий поселок Усть-Уда, ул. Мира, д. 19; ИНН: 3806003002; ОГРН: 1053806023622) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в заключении Администрацией с ООО "Водолей Профи" договора на временное владение муниципальным имуществом N 2 от 16.05.2018 г., предусматривающего временное владение и пользование муниципальным имуществом - объектами водоснабжения и иным недвижимым имуществом, технологически и функционально связанным с объектами водоснабжения, в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 038/01/15-1762/2019 от 07.11.2019 г. комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.
Для рассмотрения дела N 038/01/15-1762/2019 от 07.11.2019 г. проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее-Порядок).
Временной интервал исследования товарного рынка.
В качестве временного интервала исследования принимается интервал с даты заключения действия договора на временное владение муниципальным имуществом N 2 - 16 мая 2018 года по установленную дату исполнения предупреждения - 28 октября 2019 года.
Продуктовые границы рынка товарного рынка определены услугами водоснабжения.
Определение географических границ товарного рынка.
На основании особенностей и свойств услуг водоснабжения, с учетом единственной возможности транспортировки и приобретения товара по соответствующим системам коммунальной инфраструктуры географическими границами товарного рынка является зона обслуживания потребителей в границах р.п. Усть-Уда Усть-Удинского района Иркутской области.
Действия Администрации Усть-Удинского городского поселения, выразившиеся в заключении с ООО "Водолей Профи" договора на временное владение муниципальным имуществом N 2 от 16.05.2018 г., предусматривающего временное владение и пользование муниципальным имуществом - объектами водоснабжения и иным недвижимым имуществом, технологически и функционально связанным с объектами водоснабжения, в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, в том числе, могут привести к необоснованному препятствованию осуществления деятельности иными хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность использованием муниципального имущества в установленном законом порядке.
Администрацией Усть-Удинского городского поселения представлено ходатайство о прекращении дела о нарушении антимонопольного законодательства ввиду того, что договор на временное владение муниципальным имуществом N 2 был признан Арбитражным судом Иркутской области недействительным, муниципальное имущество возвращено собственнику, вследствие чего нарушение антимонопольного законодательства устранено.
Администрацией Усть-Удинского городского поселения в материалы дела представлен договор N 2 временного владения муниципальным имуществом от 17.05.2019 г., предметом которого выступают объекты коммунальной инфраструктуры, являющиеся предметом договора N 2 временного владения муниципальным имуществом от 16.05.2018 г.
ООО "Водолей профи" в ходе рассмотрения дела представлены пояснения, из которых следует следующее: подготовка конкурсной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях занимает длительное время, вследствие чего ранее заявленные ходатайства ответчика о продлении сроков исполнения предупреждения антимонопольного органа являются обоснованными. Кроме того, ООО "Водолей профи" указано, что заключение органом местного самоуправления концессионного соглашения поставлено в зависимость от решения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о согласовании конкурсной документации, вследствие чего вина Администрации Усть-Удинского городского поселения отсутствует.
Иных доказательств (сведений, документов) лицами, участвующими в рассмотрении дела, не представлено.
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела N 038/01/15-1762/2019, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Положениями части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что в случае, если срок определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта или одно такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Следовательно, передача прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения, являющихся предметом договоров на временное владение муниципальным имуществом N 2 от 16.05.2018 г., N 2 от 17.05.2019 г. может осуществляться только по концессионному соглашению.
Исходя из вышеизложенного, Администрация Усть-Удинского городского поселения не имела правовых оснований для заключения рассматриваемых договоров на временное владение муниципальным имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, следствием чего ограничивается доступ в отношении имущества другим хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссией Иркутского УФАС России ходатайство ответчика рассмотрено и отклонено, поскольку нарушение антимонопольного законодательства выражается в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами - конкурентами ООО "Водолей профи", которое осуществляется органом местного самоуправления по настоящее время, ввиду заключения между Администрацией Усть-Удинского городского поселения и ООО "Водолей профи" договора N 2 на временное владение муниципальным имуществом от 17.05.2019 г. в нарушение действующего законодательства.
Фактическое пользование муниципальным имуществом ООО "Водолей профи" на основании вышеуказанных договоров временного владения муниципальным имуществом в нарушение требований действующего законодательства осуществляется с 16.05.2018 г. по настоящее время. Таким образом, хозяйствующим субъектам, которые могли бы использовать муниципальное имущество на основании концессионного соглашения в установленном законом порядке, созданы препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Более того, Администрацией Усть-Удинского городского поселения неоднократно заявлялись ходатайства о продлении сроков исполнения предупреждения после вступления в силу судебного акта о признании договора недействительным, из чего следует, что органу местного самоуправления известно существо вменяемого правонарушения, а также факт того, что нарушение антимонопольного законодательства не устранено по настоящее время.
Комиссии Иркутского УФАС России представляются необоснованными доводы ООО "Водолей профи" о длительности процесса заключения концессионного соглашения и обоснованности ходатайства органа местного самоуправления о продлении сроков исполнения предупреждения в силу следующего.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до момента заключения рассматриваемых договоров прошло более пяти лет.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Закона N 103-ФЗ с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Законом о защите конкуренции.
При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.
С учетом положений действующего законодательства и сроков исполнения предупреждения (с 11.10.2018 г. по 28.10.2019 г.) Администрации Усть-Удинского городского поселения был предоставлен разумный и обоснованный срок для прекращения нарушения антимонопольного законодательства и распоряжения муниципальным имуществом в установленном порядке.
Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что в установленный срок предупреждение антимонопольного органа не могло быть исполнено.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что действия Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее - Министерство) необоснованно воспрепятствовали исполнению предупреждения антимонопольного органа. Действия Министерства в судебном порядке Администрацией Усть-Удинского городского поселения не оспаривались.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела N 038/01/15-1762/2019 от 07.11.2019 г. пришла к выводу о нарушении Администрацией Усть-Удинского городского поселения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении Администрацией с ООО "Водолей Профи" договоров на временного владения муниципальным имуществом, предусматривающих временное владение и пользование муниципальным имуществом - объектами водоснабжения и иным недвижимым имуществом, технологически и функционально связанным с объектами водоснабжения, в нарушение положений ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке.
Лицам, участвующим в рассмотрении дела, 05.12.2019 г. направлено заключение Комиссии об обстоятельствах дела N 038/01/15-1762/2019 от 07.11.2019 г.
Администрацией Усть-Удинского городского поселения представлены возражения, которые не содержат ссылок на новые существенные обстоятельства, которые могли бы повлиять на выводы антимонопольного органа и свидетельствовать об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Иными лицами, участвующими в рассмотрении настоящего дела, возражений (пояснений, доказательств) на заключение об обстоятельствах дела представлено не было.
Согласно ч. 4 ст. 41 Закона о защите конкуренции, на основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии.
Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия (часть 2 статьи 50 Закона о защите конкуренции).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 15 и 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать Администрацию Усть-Удинского городского поселения Усть-Удинского района (666352, Иркутская область, Усть-Удинский район, рабочий поселок Усть-Уда, ул. Мира, д. 19; ИНН: 3806003002; ОГРН: 1053806023622) нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с совершением действий, выразившихся в заключении Администрацией с обществом с ограниченной ответственностью "Водолей Профи" (664047, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Александра Невского, д. 4, кв. 12; ИНН: 3849058479; ОГРН: 1163850065950) договоров на временное владение муниципальным имуществом N 2 от 16.05.2018 г., N 2 от 17.05.2019 г., предусматривающих временное владение и пользование муниципальным имуществом - объектами водоснабжения и иным недвижимым имуществом, технологически и функционально связанным с объектами водоснабжения, в нарушение положений статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", что приводит или может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем недопущения возникновения конкурентных отношений между потенциальными пользователями - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном законом порядке.
2. Выдать Администрации Усть-Удинского городского поселения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления передачи прав владения и пользования в отношении муниципального имущества - объектов водоснабжения и иного недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектами водоснабжения, являющегося предметом вышеуказанных договоров, с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 41.1. Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в срок до 14.09.2020 г.
3. Копию решения направить в адрес лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела.
4. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 января 2020 г. N 038/44/20 (ключевые темы: муниципальная собственность - концессионное соглашение - временное владение - защита конкуренции - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.01.2020