Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
|
|
Председателя Комиссии: Членов Комиссии: |
Козловой Анны Алексеевны - руководителя Челябинского УФАС России; Копылова Станислава Александровича - заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; Нуштаевой Дарьи Владимировны - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
|
рассмотрев жалобу N 074/07/3-107/2020 ООО "УРАЛ-СНАБ" от 17.01.2020 вх. N 612 на действия закупочной комиссии МАОУ "СОШ N 112 г. Челябинска" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронном виде на оказание услуг по организации питания на 2020 год (извещение N 31908546621), в присутствии представителей Заявителя, Заказчика, участников закупки по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "УРАЛ-СНАБ" на действия закупочной комиссии МАОУ "СОШ N 112 г. Челябинска" при проведении открытого конкурса в электронном виде на оказание услуг по организации питания на 2020 год (извещение N 31908546621) (далее - закупка).
По мнению подателя жалобы, закупочной комиссией неправомерно присвоено заявке ООО "УРАЛ-СНАБ" 0 баллов по критерию "наличие у участника закупки опыта по оказанию услуг с учетом правопреемства".
Заявитель подал заявку в полном соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и требованиями закупочной документации.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru (извещение N 31908546621) Заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронном виде, а также соответствующая закупочная документация.
Предметом закупки является услуги организации питания на 2020 год.
Начальная (максимальная) цена договора 1 884 600 (один миллион восемьсот восемьдесят четыре тысячи шестьсот) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 25 Информационной карты закупки установлен показатель оценки заявки участника "Квалификация участника и (или) коллектива его сотрудников (опыт, образование. Квалификация персонала, деловая репутация)". Одним из критериев оценки по указанному показателю является "наличие у участника закупки опыта оказания услуг с учетом правопреемства (длительность работы участника закупки по оказанию услуг организации питания обучающихся в образовательных организациях подтверждается документально)".
Заказчиком установлена следующая формула расчета рейтинга по указанному критерию:
от 0 до 1 лет - 25 баллов
от 1 до 3 лет - 50 баллов
от 3 до 5 лет - 100 баллов
Максимальный балл по критерию - 100.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.01.2020 заявке ООО "УРАЛ-СНАБ" по критерию "наличие у участника закупки по оказанию услуг с учетом правопреемства" присвоено 0 баллов.
Основание присвоения 0 баллов заявке Заявителя: "В соответствии с информационной картой участнику для получения баллов необходимо подтвердить опыт оказания услуг с учетом правопреемства (длительность работы участника закупки по оказанию услуг организации питания обучающихся в образовательных организациях подтверждается документально). Из представленных Участником договоров, только один Заказчик (договор N26/27 от 08.05.2018) имеет действующую лицензию на образовательные услуги, т.е. является образовательной организацией. Однако в данном договоре отсутствуют сведения о предоставлении услуг для обучающихся. В иных договорах, представленных Участником, у Заказчиков отсутствует лицензия на образовательную деятельность и не соответствует предмет договора (организация питания сотрудников, организация питания клиентов Заказчика, организация питания допризывной молодежи и т.д.). Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2020 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2020 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу. Из представленной Участником документации ни один из договоров на услуги полностью не соответствует критерию установленного Заказчиком. Согласно данным открытых источников, размещенным в сети интернет (ЕИС), у участника закупки основным видом деятельности является поставка продуктов питания".
В соответствии с документами, представленными ООО "УРАЛ-СНАБ" в составе заявки на участие в Закупке, в качестве подтверждения наличия опыта оказания услуг по организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, обществом представлены 5 договоров.
N |
Реквизиты договора |
Заказчик |
Предмет договора |
1 |
Договор N ИКЗ - 193741000428074570100100020010000244 от 10.04.2019 |
Управление образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района |
оказание услуг по организации питания допризывной молодежи |
2 |
Договор N 01/19 от 16.05.2019 |
Муниципальное казённое учреждение "Центр сопровождения образования" |
оказание услуг по организации питания участников учебных сборов, обучающихся 10 классов города Трехгорного |
3 |
Договор N 26/17 от 08.058.2018 |
ГБПОУ "Курганский промышленный техникум" |
оказание услуг по организации питания командиров юнармейских отрядов |
4 |
Договор N 107/17 от 23.05.2017 |
Управление образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района |
Организации питания допризывной молодежи |
5 |
Договор N 050 от 15.05.2014 |
Управление образования Администрации города Муравленко |
оказание услуг по организации питания учащихся 10-х классов МБОУ "Многопрофильный лицей" |
Как следует из пояснений Заказчика, опыт ООО "УРАЛ-СНАБ" не принят комиссией по причине отсутствия у заказчиков лицензии на оказание образовательных услуг. А из текста договора, заключенного ООО "УРАЛ-СНАБ" с ГБПОУ "Курганский промышленный техникум" невозможно сделать вывод о наличии опыта именно в организации питания обучающихся.
Комиссия Челябинского УФАС России не принимает указанный довод Заказчика, поскольку закупочная документация не содержит указания на наличие заключенных договоров именно с образовательными организациями. Кроме того, Заказчиками услуг по организации питания обучающихся в образовательных организациях могут выступать не только непосредственно образовательные организации, а также иные лица, действующие в их интересах. В качестве Заказчиков могут выступать, в том числе Управления образования муниципалитетов.
Изучив договоры, представленные ООО "УРАЛ-СНАБ" в качестве подтверждения наличия опыта оказания услуг по организации питания обучающихся в образовательных учреждениях и принятых для расчета баллов по данному критерию, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о неправомерности присвоения закупочной комиссией Заказчика 0 баллов заявке ООО "УРАЛ-СНАБ" по критерию "наличие у участника закупки по оказанию услуг с учетом правопреемства".
Из предметов изученных договоров явно следует, что услуги по организации питания оказывались ООО "УРАЛ-СНАБ" обучающимся образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ N 96, Минобрнауки РФ N 134 от 24.02.2010, обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Таким образом, подготовка граждан по основам военной службы, в том числе прохождение учебных сборов, осуществляется в рамках прохождения программ среднего образования.
Следовательно, опыт оказания услуг ООО "УРАЛ-СНАБ" по организации питания допризывной молодежи, также может считаться в качестве опыта оказания услуг обучающимся образовательных организаций.
Следует отметить, что в соответствии с итоговым протоколом от 09.12.2019, который отменен Заказчиком в соответствии с предписанием Челябинского УФАС России по жалобе N 074/07/3-2667/2019 от 24.12.2019, опыт ООО "УРАЛ-СНАБ" по организации питания обучающихся в образовательных организациях был принят закупочной комиссией.
Кроме того, Челябинским УФАС России ранее рассмотрена жалоба N 074/07/3-2755/2019 АО "Уральский комбинат питания" на действия конкурсной комиссии МАОУ "Средняя образовательная школа N 50 г. Челябинска", МАОУ "Средняя образовательная школа N 78 г. Челябинска" при проведении совместного открытого конкурса в электронной форме (извещение N 31908581938). В рамках указанного конкурса ООО "УРАЛ-СНАБ", в качестве подтверждения опыта оказания услуг по организации питания обучающихся в образовательных организациях, представлены такие же договоры, что и в заявке на участие в конкурсе N 31908546621. При рассмотрении жалобы Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о правомерности учета Заказчиками представленных ООО "УРАЛ-СНАБ" договоров при оценке баллов по рассматриваемому критерию.
Заказчик в пояснениях указал, что договоры, представленные Заявителем выполнены им в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей" (СанПиН 2.4.4.3048-13). Заказчик полагает, что ООО "УРАЛ-СНАБ" при исполнении договоров на организацию питания допризывной молодежи во время учебных сборов оказывает услугу по СанПиН 2.4.4.3048-13, который не уместен при организации питания обучающихся в школе.
Челябинским УФАС России не принимается указанный довод Заказчика по следующим основаниям.
Закупочная документация не содержит требований к представлению участниками закупки договоров, подтверждающих оказание услуг по организации питания непосредственно "в стенах" организации, оказывающей образовательные услуги по конкретным СанПиН. Кроме того, закупочная документация не устанавливает требований к опыту оказания услуг по СанПиН 2.4.5.4909-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Пунктом 2 Технического задания установлены требования соответствия нормативным документам, в которых помимо прочих документов поименован СанПин 2.4.5.4909-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что указанные требования относятся к качеству оказания услуг в соответствии с предметом закупки, и не являются требованием к опыту оказания услуг по организации питания обучающихся в образовательных организациях..
Оказание услуг ООО "УРАЛ-СНАБ" в соответствии с СанПином, отличным от указанного в закупочной документации, в рамках представленных договоров, подтверждающих его опыт по организации питания обучающихся, не противоречит положениям закупочной документации.
Таким образом, действия закупочной комиссии, выразившиеся в неверном расчете баллов заявке ООО "УРАЛ-СНАБ" по критерию оценки "наличие у участника закупки опыта оказания услуг с учетом правопреемства", в нарушение положений пункта 25 Информационной карты, противоречат принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленному частью 1 статьи 3 Закона о закупках, и являются нарушением части 6 части 3 Закона о закупках .
В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Учитывая, что ООО "УРАЛ-СНАБ" является участником рассматриваемой закупки, заявителем правомерно подана жалоба на действия закупочной комиссии в антимонопольный орган.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что жалоба ООО "УРАЛ-СНАБ"" является обоснованной.
Следует, отметить, что Челябинским УФАС России также рассмотрена жалоба другого участника рассматриваемой закупки - ООО "Гермес" по доводам, отличным от доводов ООО "УРАЛ-СНАБ", которая признана обоснованной (жалоба N 074/07/3-162/2020). По результатам рассмотрения жалобы ООО "Гермес" Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания.
Учитывая, что выданное предписание затрагивает права и законные интересы всех участников закупки, Челябинским УФАС России принято решение о выдаче одного предписания по обеим жалобам.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать действия закупочной комиссии, выразившиеся в неверном расчете баллов заявке ООО "УРАЛ-СНАБ" по критерию оценки "наличие у участника закупки опыта оказания услуг с учетом правопреемства", нарушением порядка проведения и организации закупки, предусмотренного пунктом 25 Информационной карты, нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках, а также противоречащим принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленному частью 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии С.А. Копылов
Д.В. Нуштаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 февраля 2020 г. N 074/07/3-107/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.02.2020