Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) <_>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 23 января 2020 года и другие материалы дела, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) в отношении индивидуального предпринимателя <_>,
в отсутствие ИП <_>, извещенного надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 11.12.2019 по делу N 055/05/5-1020/2019 реклама ИП <_>, распространенная на первых страницах газет "В КАЖДОМ ДОМЕ" (Калачинск) N 35 (460) от 6 сентября 2019 года и "В КАЖДОМ ДОМЕ" (р.п. Таврическое) N 36 (405) от 12 сентября 2019 года, была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Настоящее дело об административном правонарушении было возбуждено протоколом от 23 января 2020 года N 055/04/14.3-47/2020.
В результате рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела установлено следующее.
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 19.09.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлены факты распространения на первых страницах газет "В КАЖДОМ ДОМЕ" (Калачинск) N 35 (460) от 6 сентября 2019 года и "В КАЖДОМ ДОМЕ" (р.п. Таврическое) N 36 (405) от 12 сентября 2019 года реклама:
"ПИЛОМАТЕРИАЛЫ *доска *брус *комплектуем бани
\x{2c71} ПРОФНАСТИЛ
\x{2c71} МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦА
\x{2c71} ПЕСОК, ЩЕБЕНЬ, ЦЕМЕНТ
\x{2c71} ЧЕРНЫЙ МЕТАЛЛ
\x{2c71} OSB, ГКЛ, ДВП, ДСП
\x{2c71} ШПАКЛЕВКИ, ЭМАЛИ и много другое!
СТРОИТЕЛЬНО- РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ
\x{2c71} КРЫШИ, ДОМА, БАНИ
\x{2c71} ЗАБОРЫ, ПРИСТРОЙКИ, ХОЗ. ПОСТРОЙКИ
\x{2c71} ОТДЕЛКА ФАСАДОВ
ОКНА ПВХ ДОСТАКА ВОЗМОЖНО В КРЕДИТ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ДВОР "ЮЖНЫЙ"
Тел. 8-908-113-00-03, 24-504"
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку распространена в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к строительному дому "Южный" и реализуемым им товарам. Кроме того, в указанной рекламе привлекается внимание к финансовой услуге - кредиту.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, реклама, содержащая указание на возможность приобретения потенциальными покупателями товаров в кредит, является рекламой финансовых услуг.
При этом из рекламы четко не следует, кто именно предоставляет такую услугу как "кредит" (строительный двор "Южный", банк либо иное лицо), что вводит в заблуждение потребителей рекламы и противоречит требованию части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно выходным данным учредителем СМИ "Бесплатная газета "В КАЖДОМ ДОМЕ" (N свидетельства: ПИ N ТУ 55-00315) является <_>. При этом из договора от 11.06.2013 б/н, заключенного между учредителем и редакцией СМИ "Бесплатная газета "В КАЖДОМ ДОМЕ", следуют, что редакция зарегистрирована в качестве юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "ВКД Медиа" (далее - ООО "ВКД Медиа").
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ООО "ВКД Медиа" является рекламораспространителем.
На запрос Омского УФАС России ООО "ВКД Медиа" была представлена копия договора на размещение вышеуказанной рекламы N 0109/2 от 09.01.2019, согласно пункту 1.1. которого "_Заказчик (ИП <_>) поручает, а Редакция (ООО "ВКД Медиа") принимает на себя обязательства выполнения работ по размещению рекламно-информационных материалов в СМИ "Бесплатная газета "В КАЖДОМ ДОМЕ"_".
В ответе от 25.11.2019 вх. N 11707 ИП <_> дословно пояснил: "_ подал объявление в газету "В Каждом Доме" и указал, что "ВОЗМОЖНО В КРЕДИТ" (т.к. я работаю с "ОТП Банк", "Ренессанс банк"), не указав, кто предоставляет кредит_Признаю свою вину,.. и обещаю, что подобного не повториться".
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет и рекламодатель.
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ИП <_> является рекламодателем.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, ИП <_>, имея возможность для соблюдения требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Вина ИП <_> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 055/04/14.3-47/2020.
Местом совершения административного правонарушения является: Омская область.
Временем совершения административного правонарушения является: 13 сентября 2019 года.
На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ИП <_> установленных Федеральным законом "О рекламе" требований, а также обстоятельства, вынуждающие его действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.
При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело N 055/04/14.3-47/2020, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.
Должностным лицом, рассматривающим дело N 055/04/14.3-47/2020, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ИП <_> (статья 4.2 КоАП РФ), признан факт совершения им административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ИП <_> (статья 4.3 КоАП РФ), не выявлено.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы России https://rmsp.nalog.ru от 03.02.2020 N ИЭ9965-20-2804943 ИП <_> является субъектом малого и среднего предпринимательства - микропредприятием (дата внесения сведений в реестр 01.08.2016).
Оценив характер и обстоятельства совершенного ИП <_> административного правонарушения, должностное лицо усмотрело основания для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, поскольку их применение в данной ситуации является справедливым, отвечающим принципу целесообразности юридической ответственности, характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения, соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства.
Учитывая, что факт возбуждения административного дела сам по себе уже выполняет предупредительную функцию, вынесение предупреждения по данному делу обеспечивает соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л А:
Признать индивидуального предпринимателя <_> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применить к нему меру ответственности, предусмотренную частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Заместитель руководителя управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 февраля 2020 г. N 055/04/14.3-47/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.02.2020