Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области <_>, рассмотрев Протокол N054/04/14.3-65/2020 от 17.01.2020 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя Узенюка <_> (<_>), по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
в отсутствии индивидуального предпринимателя Узенюка <_> (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛ:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица, переданное Управлением Роскомнадзора по Новосибирской области (вх. N 2930 от 01.04.2019 г.) по факту размещения в марте 2019 г. на станции Новосибирского метрополитена "Студенческая", рекламного плаката следующего содержания: "8 марта Элджей сбор 18:00 начало 20:00 12+ _Novosibirsk Expocentre все билеты KASSIR.RU 209-0-409", с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Как было сообщено заявителем, в репертуаре исполнителя "Элджей" находятся песни, содержащие нецензурную брань, а также запрещенная для распространения среди детей информация, способная вызвать у детей желание потреблять алкоголь и запрещенные вещества. В его творчестве содержится агрессивная пропаганда пошлости, алкоголя, гламура, мата и прочих деструктивных смыслов, разрушительно влияющих как на детей, так и на взрослых. Реклама зрелищного мероприятия - концерта исполнителя "Элджей", размещалась на станции Новосибирского метрополитена "Студенческая" с указанием возрастной категории "12+", несмотря на то, что в информационном материале, посвященному концерту исполнителя "Элджей" (сайт МВК "Новосибирск Экспоцентр") указано возрастное ограничение "18+" (информационная продукция, запрещенная для детей).
По данному факту антимонопольным органом возбуждено дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.
Реклама, на основании ч.1 ст.3 Закона "О рекламе" - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация отвечает всем указанным признакам рекламы: привлекает внимание к объекту рекламирования - мероприятие (концерт исполнителя "Элджей"), формирует интерес неопределенного круга лиц к исполнителю "Элджей", соответственно, является рекламой.
В силу ч.3 ст.3 Закона "О рекламе", продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот является товаром.
В соответствии с ч.10.1 ст.5 Закона "О рекламе", не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"), без указания категории данной информационной продукции.
Согласно положениям Федерального Закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационная безопасность детей -это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и/или физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
На основании п.3 ст.2 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
В силу п.5 ст.2 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
В соответствии с Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к классификации видов информационной продукции относятся: изображения или описание объектов, предметов, событий, явлений, их эпизодическое упоминание.
Таким образом, концерт исполнителя "Элджей" является зрелищным мероприятием, а реклама данного зрелищного мероприятия - информационной продукцией, на которую распространяются положения Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Нормы Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" предусматривают распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей. Критерии такого распределения установлены статьями 7-10 Закона N 436-ФЗ.
Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" выделяет следующие категории:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная ст. 8 Закона (кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека и их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства; ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику; не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим), а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом: эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства); изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий; не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
В силу положений ст.5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, а также запрещенной для распространения среди детей, относится:
- (1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
- (2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- (3) оправдывающая противоправное поведение;
- (4) содержащая нецензурную брань.
Законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" введен запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение, поскольку, ребенок может получить травму на всю жизнь, что потом выльется в антисоциальное поведение во взрослой жизни.
Согласно имеющимся в материалах дела текстам песен, исполняемых "Элджеем": "Hey, Guys", "360°", "Ультрафиолетовая лампа", "Растворитель", "Ультрамариновые танцы", в содержании песен имеют место быть следующие фразы:
"На балансе до**я бабла" (4), "Детка хочет мой поцелуй, даже на от**бись" (4), "Кому там, че обещал, по**й, с тобой за**ись, без тебя плохо" (4), "Ультрафиолетовая лампа, прокуренная ванная, я делаю х**ню, но не чувствую себя странно. Ультрафиолетовая лампа, прокуренная ванная, наркотические вещества - таблетки от бешенства" (4), (2), "Люди, как мишени в тире, они такие тупые, я бы мог их убивать, если бы мне платили" (1), (3), "Я сливаю бабки на наркотики и тряпки. Я еб**у здесь ради мечты" (2), (4), "Я аморальный, не верю никому из вас, и мне нормально" (2), Припев: "Су**а_ Танцы_ Су**а_ Танцы_ Су**а_ Танцы_(6 р.)" -(4).
Таким образом, в содержании песен исполнителя содержится нецензурная брань; пропаганда алкоголя, наркотических средств; побуждение к совершению противоправных действий, способных причинить вред здоровью и развитию детей, а также прочая информация, являющаяся запрещенной для распространения среди детей.
Вместе с тем, антимонопольным органом установлено, что исполнитель "Элджей" осуществляет концертно-исполнительную деятельность на различных площадках, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Согласно сведениям, размещенным в сети Интернет, 28.11.18г. в г. Якутске был отменен концерт исполнителя "Элджей" по причине пропаганды наркотиков, сигарет и азартных игр исполнителем в своих песнях.
Кроме того, прокуратурой Нижегородского района г. Н. Новгорода, в отношении организатора концерта исполнителя "Элджей", возбуждено административное дело по ч. 1 ст. 6.17 КоАП РФ (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию). Основанием для проведения проверки в отношении указанного лица, и возбуждения административного дела, послужил тот факт, что на концерте были исполнены композиции, содержащие нецензурную брань, а также иную запрещенную для распространения среди детей информацию, в том числе способную вызвать у них желание употребить алкоголь и запрещенные вещества, а также совершить действия, представляющие угрозу их жизни и здоровью либо жизни и здоровью окружающих, хотя согласно рекламным материалам, размещенным в открытом доступе, соответствующая информационная продукция предназначена для лиц старше 12 лет (12+).
На основании ст. 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом: применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Следовательно, информационная продукция - реклама концерта исполнителя "Элджей", является запрещенной для детей и должна иметь категорию "18+", а не "12+", как указано в тексте рекламного плаката.
В силу с п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Соответственно, рекламная информация: "8 марта Элджей сбор 18:00 начало 20:00 12+ _Novosibirsk Expocentre все билеты KASSIR.RU 209-0-409" нарушает требования п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", предоставляя не соответствующие действительности сведения о характеристиках рекламируемого мероприятия.
Ответственность за несоблюдение требований п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель (ч.6 ст.38 Федерального закона "О рекламе"). Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно информации, представленной МУП "Новосибирский метрополитен" (вхN 3769 от 22.04.19г.), рекламная информация размещалась на стации метрополитена "Студенческая" в соответствии с Договором N0060 от 26.01.19г. о предоставлении мест для размещения рекламы, заключенным МУП "Новосибирский метрополитен" и ООО "Метролидер".
В силу п. 1.1 Договора, МУП "Новосибирский метрополитен" предоставляет ООО "Метролидер" места на станции метро "Студенческая" для размещения рекламы, носителей рекламной информации в виде аппликаций на путевой стене, стенах проходов, лестничных маршах, вестибюлях, лицевых панелях турникетов ПКА, дверях типа "М". В силу п. 3.2.12 ООО "Метролидер" обязано соблюдать требования Федерального закона "О рекламе".
Согласно Заявке NМ0060-0186 от 18.02.19г. на размещение рекламы, на станции метро "Студенческая" размещались аппликации с рекламной следующего содержания: "8 марта Элджей сбор 18:00 начало 20:00 12+ _Novosibirsk Expocentre все билеты KASSIR.RU 209-0-409" в количестве 2 шт., формата 1,8-м*1,20-м. Срок экспонирования с 19.02.2019 г. по 08.03.2019 г.
ООО "Метролидер" в свою очередь, представило документы (вхN5136 от 29.05.19г.) согласно которым, рассматриваемая реклама распространялась в новосибирском метрополитене в период с 19.02.19г. по 08.03.19г. на основании Договора N11 от 24.12.18г., заключенного между ООО "Метролидер" и ООО "Онлайн решение". Рекламный макет был предоставлен ООО "Онлайн решение".
ООО "Онлайн решение" представило в адрес антимонопольного органа документы (вх.N 6195 от 27.06.19г.), согласно которым между ООО "Онлайн решение" (Исполнитель) и ИП Узенюк <_> (Заказчик) заключён Договор N 797 от 10.12.2018 г. В силу указанного Договора, Исполнитель обязуется организовать размещение рекламы Заказчика в соответствии с условиями, согласованными сторонами.
Договор N 797 от 10.12.2018 г. и приложение N ОР-3833 от 10.12.2018 г. на бумажном носителе подписаны Заказчиком, заверены печатью. Готовый макет рассматриваемой рекламы был изготовлен Заказчиком и передан Исполнителю в том виде, в котором распространялся в дальнейшем. Возрастная категория "12+", объект рекламирования и содержание рекламного макета определялись Заказчиком.
ИП Узенюк <...> (Заказчик) оплатил платёжным поручением N 196 от 17.12.2018 по счёту Исполнителя N ОР-3833 от 10.12.2018 денежные средства, в размере, установленном Счетом.
Рекламный плакат на ст. метрополитена "Студенческая" в г. Новосибирске размещался с 19.02.2019 г. по 08.03.2019 г. Услуги были оказаны надлежащим образом, претензий от Заказчика не поступало.
Таким образом, ИП Узенюк <...> является рекламодателем рассматриваемой рекламы, допустившим распространение рекламной информации с указанием недостоверной категории информационной продукции, с наличием нарушения п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Комиссией Новосибирского УФАС России по делу N054/05/5-1049/2019 от "05" ноября 2019 г. реклама, распространенная в марте 2019 г. на станции Новосибирского метрополитена "Студенческая", в виде рекламного плаката следующего содержания: "8 марта Элджей сбор 18:00 начало 20:00 12+ _Novosibirsk Expocentre все билеты KASSIR.RU 209-0-409", признана ненадлежащей,
а индивидуальный предприниматель Узенюк <_> (ОГРНИП 314547616200535, ИНН 540203125903, дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: 11.06.2014 г.) нарушившим требования п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно ч.4 ст. 38 ФЗ "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дата совершения административного правонарушения -19.02.2019 г. - 08.03.2019 г.
Место совершения административного правонарушения - г. Новосибирск.
В соответствии ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, действия индивидуального предпринимателя Узенюка <_> образуют состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая характер правонарушения, материальное положение лица, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, установленных ст. 4.2, ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 3.4, ст. 4.1.1, ст.14.3, ст.23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1.Признать индивидуального предпринимателя Узенюка <_> (<...> ИНН 540203125903, <...>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Применить к индивидуальному предпринимателю Узенюку <_> меру административной ответственности в виде предупреждения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 31 января 2020 г. N 054/04/14.3-65/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.01.2020