по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЕжиВика" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
31.01.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
""
рассмотрев жалобу ООО "ЕжиВика" на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД", оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 8452/ОАЭ-ЦДЗС/19 на право заключения договора на поставку продукции бумажной для обеспечения Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (извещение N 31908742401), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)
У С Т А Н О В И Л А:
ФАС России поступила жалоба ООО "ЕжиВика" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 8452/ОАЭ-ЦДЗС/19 на право заключения договора на поставку продукции бумажной для обеспечения Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (извещение N 31908742401) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещениями об осуществлении закупок, документацией о закупках, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, закупочная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 30.12.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 121 016 218,16 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 23.01.2020;
Дата рассмотрения первых частей заявок - 30.01.2020;
На участие в Аукционе подано 4 заявки, допущено к участию в Аукционе 4 заявки;
Дата проведения Аукциона - 03.02.2020;
Дата рассмотрения вторых частей заявок - 10.02.2020;
Дата подведения итогов Аукциона - 10.02.2020.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком в Документации неправомерно установлены ненадлежащие требования к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения договора.
Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность направить запрос на разъяснения положений Документации Заказчику.
Представители Заказчика, Оператора с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке, Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлены ненадлежащие требования к характеристикам товаров, подлежащих поставке в рамках исполнения договора.
Частью 6.1 статьей 3 Закона о закупках установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Из жалобы Заявителя следует, что по позициям N 3 "Полотенце однослойное в пачках", N 9 "Бумага туалетная двухслойная в пачке", N 10 "Бумага туалетная двухслойная листовая в пачке" технического задания Документации Заказчиком установлены требования к характеристикам товара, соответствующие требованиям продукции единственного производителя "Kimberly-Clark".
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили документы согласно которым, техническим характеристикам по позиции N 10 соответствуют товары, в том числе, производителей "Luscan Professional" и "Tork Advanced".
Кроме того, представители Заказчика представили заявки участников Аукциона, согласно которым по позициям N 3 "Полотенце однослойное в пачках", N 9 "Бумага туалетная двухслойная в пачке", N 10 "Бумага туалетная двухслойная листовая в пачке", указано следующее:
по позиции N 3 "Полотенце однослойное в пачках" в составе заявки участника Аукциона указан производитель ООО "Терес";
по позиции N 9 "Бумага туалетная двухслойная в пачке" в составе заявки участника Аукциона указан производитель "ИП Караев".
по позиции N 10 "Бумага туалетная двухслойная листовая в пачке" в составе заявки участника Аукциона указан производитель ОАО "СТГ".
Также, по мнению Заявителя, по позиции N 12 "Покрытие гигиеническое" технического задания Документации ни одна продукция не соответствует требованиям, установленным в Документации.
Вместе с тем, представители Заказчика представили документы, согласно которым, техническим характеристикам по позиции N 12 "Покрытие гигиеническое" соответствуют товары, в том числе производителей "Proff Comfort" и "ЛАЙМА".
Кроме того, представители Заказчика представили заявки участников Аукциона, согласно которым по позиции N 12 "Покрытие гигиеническое" участники Аукциона в составе своих заявок указывают производителя ООО "Проспер-7".
При этом представители Заказчика сообщили, что предложенные в составе заявок товары соответствуют требованиям Документации, а также представили протокол рассмотрения первых частей заявок от 30.01.2020 N 8452/ОАЭ-ЦДЗС/19/1, согласно которому заявки всех участников Аукциона допущены для дальнейшего участия в Аукционе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу жалобы, Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность направить запрос на разъяснения положений Документации Заказчику.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям ЕИС, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 23.01.2020.
Из жалобы Заявителя следует, что Заявителем направлен запрос на разъяснения положений Документации Заказчику 20.01.2020.
В соответствии с письменными пояснениями Оператора, срок подачи запроса разъяснений положений Документации на сайт Оператора возможен не позднее срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе, то есть до 23.01.2020.
Вместе с тем, согласно письменным пояснениям Оператора, Заявителем запрос на разъяснения положений Документации не направлялся.
Кроме того, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.
Дополнительно ФАС России сообщает, что текст жалобы не содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем Комиссией ФАС России не проводится проверка Документации на соответствие требованиям Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ЕжиВика" (ИНН: 5017118031; ОГРН: 1185053031350) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727; ОГРН: 1037739877295), оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (ИНН: 7710357167; ОГРН: 1027739521666) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, N 8452/ОАЭ-ЦДЗС/19 на право заключения договора на поставку продукции бумажной для обеспечения Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (извещение N 31908742401) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 февраля 2020 г. N 223-ФЗ-85/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.02.2020