Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грин" исх. N 2 от 24.01.2020 (вх. N 273 от 24.01.2020) на действия государственного учреждения здравоохранения "Ленинская районная больница" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку химических веществ для биохимического анализатора (закупка N 0366200035619009809) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
- представителя государственного учреждения здравоохранения "Ленинская районная больница" (далее - Заказчик, ГУЗ "Ленинская РБ") на основании доверенности;
- представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - ГКУ ТО "ЦОЗ", Уполномоченное учреждение) по доверенности;
- общество с ограниченной ответственностью "Грин" (далее - ООО "Грин", Заявитель, Общество), надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела N 071/06/105-103/2020, явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению данного дела не обеспечило,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе на поставку химических веществ для биохимического анализатора (далее - документация об электронном аукционе) не соответствует положениям Закона по следующим обстоятельствам.
Так, для ряда закупаемых химических веществ в документации об электронном аукционе в нарушение правил использования каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ) установлены характеристики: чувствительность, линейность, совместимость, достоверность и точность результатов.
В документацию об электронном аукционе Заказчиком 20.01.2020 были внесены изменения, в том числе в части включения в документацию об электронном аукционе обоснования необходимости использования отсутствующих в КТРУ вышеуказанных дополнительных характеристик закупаемых товаров.
Тем не менее, Заявитель считает, что такое обоснование носит формальный характер, не раскрывает суть потребности Заказчика в указании дополнительных характеристик. Заявитель в своей жалобе поясняет, что такие показатели, как чувствительность, линейность, совместимость, достоверность и точность результатов могут быть выявлены только в лабораторных условиях, во время проведения анализа.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, представили письменные возражения на рассматриваемую жалобу. При этом представители Заказчика указали, что в рамках данной закупки Заказчиком предполагались к поставке не товары конкретного производителя, а реактивы любого производства, отвечающие требованиям документации об электронном аукционе, в том числе требованию о совместимости с имеющимся у Заказчика биохимическим анализатором Сапфир 400.
Также согласно представленным устным и письменным пояснениям Заказчика, Уполномоченного учреждения, чувствительность и линейность метода анализа (набора реагентов), а также точность (прецизионность) являются аналитическими характеристиками, то есть неотъемлемыми свойствами наборов реагентов и устанавливаются производителями в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53022.2-2008, ГОСТ ISO 17511-2011. Установленные значения вносятся в документацию наборов (инструкцию по применению, аналитический паспорт, ТУ) и, после проверки соответствия, документы утверждаются Росздравнадзором. Каждый набор реагентов имеет свои конкретные значения (диапазоны значений) для указанных показателей.
Диапазон "линейность" каждого набора реагентов потребитель самостоятельно не определяет, а использует заявленные производителем и утвержденные Росздравнадзором значения: если в пробе концентрация (активность) компонента выше верхнего предела, то анализ необходимо повторить после разбавления пробы. Таким образом, если диапазон узкий, а проб с патологически высокими значениями среди пациентов много, то необходимо сделать неоднократные повторы, что повлечет дополнительный расход реагентов.
Диапазон "чувствительность" также определяется производителем и подтверждается в процессе технических испытаний при регистрации наборов. Если у обследуемого контингента ожидается низкий уровень определяемого компонента, то предпочтительнее реагенты с более высоким диапазоном "чувствительности".
Ввиду изложенного, Заказчик полагает, что им установлены в документации об электронном аукционе значения показателей "линейность", "чувствительность" исходя из указанных выше факторов, с учетом специфики и свойств обследуемого контингента (ожидаемый уровень аналитов). Таким образом, по мнению представителя Заказчика, указание дополнительных, не учтенных в КРТУ характеристик, не противоречит действующему законодательству с учетом включенного путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе обоснования.
Представитель Заказчика пояснил, что совместимость с имеющимся в распоряжении лаборатории оборудованием является важнейшим показателем, производитель указывает на возможность использования наборов на определенных типах измерительных приборов в инструкции по применению.
Кроме этого, представитель Заказчика указал, что точность результатов анализа наборов реагентов любого производителя в разных лабораториях будет различной, так как она определяется для контрольных материалов в каждой аналитической серии и зависит от квалификации персонала, состояния измерительного прибора, и т.д., но производитель обязан дать предельное значение коэффициента вариации (CV), исходя из возможностей метода. Если потребитель получает значение CV выше указанного, значит, он допускает ошибку: что-то не в порядке с дозировкой проб или с контрольными материалами, с проведением измерения в приборе, реагенты просрочены. При таких обстоятельствах, реагенты другого качества могут привести к дополнительным закупкам реагентов и неправильной работе анализатора.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного аукциона в электронной форме, Комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением правительства Тульской области от 23 декабря 2013 N 788 на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанным постановлением правительства Тульской области утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).
Согласно пункту 2.2. Положения Уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направленные в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения; на основе представленных заказчиками заявок разрабатывает и утверждает необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы.
Из пункта 3.1. Положения следует, что заказчики, в том числе осуществляют следующие функции:
- в соответствии с планом-графиком направляют в уполномоченное учреждение заявку на осуществление закупки по форме, утвержденной органом исполнительной власти Тульской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок, к которой прилагается проект контракта;
- несут ответственность, установленную действующим законодательством, за выбор способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за определение (обоснование) начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов), описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики), требования к участникам закупки.
На основании приказа Уполномоченного учреждения от 30.12.2019 N 10981 объявлен электронный аукцион на право заключения контракта на поставку химических веществ для биохимического анализатора.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона на поставку химических веществ для биохимического анализатора размещены 30.12.2019 в единой информационной системе в сфере закупок.
20.01.2020, 24.01.2020 в единой информационной системе в сфере закупок размещены изменения, внесенные в извещение и документацию об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 544 483,61 рублей.
Согласно извещению о проведении Электронного аукциона и документации об электронном аукционе предметом закупки является поставка химических веществ для биохимического анализатора.
На дату рассмотрения настоящего дела контракт на поставку химических веществ для биохимического анализатора по итогам закупки не заключен.
В соответствии с пунктом 1 "Наименование и количество поставляемого товара" части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку химических веществ для биохимического анализатора" документации об электронном аукционе предметом заключенного контракта будет являться следующий товар:
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Количество |
1 |
Аланинаминотрансфераза (АЛТ) ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
20 |
2 |
Общая аспартатаминотрансфераза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
20 |
3 |
Глюкоза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
3 |
4 |
Креатинин ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
набор |
4 |
5 |
Мочевая кислота ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
5 |
6 |
Железо ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
набор |
3 |
7 |
Общий белок ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
набор |
2 |
8 |
Холестерин липопротеинов высокой плотности ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
12 |
9 |
Холестерин липопротеинов низкой плотности ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
8 |
10 |
Мочевина/азот мочевины ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
5 |
11 |
Гликированный гемоглобин (HbA1c) ИВД, набор, нефелометрический/турбидиметрический анализ |
набор |
6 |
12 |
Гликированный гемоглобин (HbA1c) ИВД, контрольный материал |
набор |
2 |
13 |
Гликированный гемоглобин (HbA1c) ИВД, калибратор |
набор |
2 |
14 |
Множественные аналиты клинической химии ИВД, контрольный материал |
набор |
6 |
15 |
Множественные аналиты клинической химии ИВД, контрольный материал |
набор |
3 |
16 |
Множественные аналиты клинической химии ИВД, калибратор |
набор |
6 |
17 |
Общая амилаза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
3 |
18 |
Альбумин ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
набор |
1 |
19 |
Набор для определения общего и прямого билирубина |
набор |
6 |
20 |
Общий холестерин ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
4 |
21 |
Общая щелочная фосфатаза (ЩФ) ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
2 |
22 |
Триглицериды ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
5 |
23 |
Кальций (Ca2+) ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
набор |
1 |
24 |
Гамма-глутамилтрансфераза (ГГТ) ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
5 |
25 |
Общая лактатдегидрогеназа ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
2 |
26 |
Общая креатинкиназа ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
1 |
27 |
Креатинкиназа сердечный изофермент ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
набор |
1 |
28 |
Холестерин липопротеинов низкой плотности ИВД, калибратор |
набор |
3 |
29 |
Холестерин липопротеинов высокой плотности ИВД, калибратор |
набор |
3 |
Характеристики товара, являющегося предметом закупки, отражены в пункте 2 "Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам" части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку химических веществ для биохимического анализатора" документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования каталога).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования каталога каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом согласно пункту 6 Правил использования каталога в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В извещении о проведении электронного аукциона содержится, помимо прочего, следующая информация о закупаемом товаре:
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Код позиции |
|
| ||
Набор для определения общего и прямого билирубина |
21.20.23.111 |
|
Глюкоза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000187 |
|
| ||
| ||
Креатинин ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000213 |
|
Общая аспартатаминотрансфераза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00001094 |
|
Мочевина/азот мочевины ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000776 |
|
Мочевина/азот мочевины ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000776 |
|
Мочевая кислота ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000495 |
|
| ||
| ||
Железо ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000621 |
|
Холестерин липопротеинов низкой плотности ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000241 |
|
Кальций (Ca2+) ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000275 |
|
| ||
| ||
Общая щелочная фосфатаза (ЩФ) ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00001053 |
|
Гамма-глутамилтрансфераза (ГГТ) ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000662 |
|
Общий холестерин ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000300 |
|
| ||
| ||
Общая креатинкиназа ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00001113 |
|
Триглицериды ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000343 |
|
Креатинкиназа сердечный изофермент ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000386 |
|
Общая лактатдегидрогеназа ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00001191 |
|
Альбумин ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00001247 |
|
Общий белок ИВД, набор, спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000451 |
|
| ||
| ||
Аланинаминотрансфераза (АЛТ) ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000963 |
|
Холестерин липопротеинов высокой плотности ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ |
21.20.23.110-00000594 |
|
| ||
| ||
Гликированный гемоглобин (HbA1c) ИВД, калибратор |
21.20.23.110-00002797 |
|
Холестерин липопротеинов высокой плотности ИВД, калибратор |
21.20.23.110-00002827 |
|
Холестерин липопротеинов низкой плотности ИВД, калибратор |
21.20.23.110-00002833 |
|
Множественные аналиты клинической химии ИВД, калибратор |
21.20.23.110-00002953 |
|
Множественные аналиты клинической химии ИВД, калибратор |
21.20.23.110-00002953 |
|
Гликированный гемоглобин (HbA1c) ИВД, контрольный материал |
21.20.23.110-00006206 |
|
Множественные аналиты клинической химии ИВД, контрольный материал |
21.20.23.110-00010158 |
|
Множественные аналиты клинической химии ИВД, контрольный материал |
21.20.23.110-00010158 |
|
Каталог товаров, работ и услуг под кодом 21.20.23.110-00001094 определяет наименование "Общая аспартатаминотрансфераза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ" и описание "Набор реагентов и других связанных с ними материалов, предназначенный для количественного определения общей аспартатаминотрансферазы (АСТ) (aspartate aminotransferase (AST)) в клиническом образце методом ферментного спектрофотометрического анализа", назначение: для ручной постановки анализа и анализаторов открытого типа, дата включения позиции в каталог - 14.09.2018, дата начала обязательного применения позиции каталога - 02.11.2018.
Также каталогом товаров, работ и услуг в разделе "Описание товара, работы, услуги" предусмотрены характеристики товара, работы, услуги
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Количество выполняемых тестов (характеристика является обязательной для применения) |
\x{2265} 500 |
Штука |
Назначение (характеристика является обязательной для применения) |
Для ручной постановки анализа и анализаторов открытого типа |
|
Комиссией, тем не менее, установлено, что подпункт 2 "Общая аспартатаминотрансфераза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ (код КТРУ N 21.20.23.110-00001094)" пункта 2 "Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам" части II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку химических веществ для биохимического анализатора документации об электронном аукционе содержит следующую информацию:
N п/п |
Наименование показателя |
Требуемое значение показателя |
|
2 |
Общая аспартатаминотрансфераза ИВД, набор, ферментный спектрофотометрический анализ (код КТРУ N 21.20.23.110-00001094) |
||
2.1 |
метод: оптимизированный энзиматический кинетический |
наличие |
|
2.2 |
Состав набора: Все реагенты жидкие, готовые к применению, не требуют дополнительных разведений |
соответствие |
|
2.3 |
Тип исследуемого образца сыворотка плазма крови |
соответствие |
|
2.4 |
количество тестов, шт |
не менее 2940 |
|
2.5 |
чувствительность е/л |
не более 57 |
|
2.6 |
линейность Е/л |
не менее 500 |
|
2.7 |
совместимость |
Совместимость с биохимическим анализатором Сапфир 400 (имеющимся у заказчика) |
|
2.8 |
Достоверность и точность результатов |
наличие |
|
|
|
|
|
Каталог товаров, работ и услуг под кодом 21.20.23.110-00000621 определяет наименование "Железо ИВД, набор, спектрофотометрический анализ" и описание "Набор реагентов и других связанных с ними материалов, предназначенный для количественного определения железа (iron) в клиническом образце методом спектрофотометрии", назначение: для ручной постановки анализа и анализаторов открытого типа, дата включения позиции в каталог - 13.09.2018, дата начала обязательного применения позиции каталога - 02.11.2018.
Также каталогом товаров, работ и услуг в разделе "Описание товара, работы, услуги" предусмотрены характеристики товара, работы, услуги:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Количество выполняемых тестов (характеристика является обязательной для применения) |
\x{2265} 500 |
Штука |
Назначение (характеристика является обязательной для применения) |
Для ручной постановки анализа и анализаторов открытого типа |
|
Установлено, что подпункт 6 "Железо ИВД, набор, спектрофотометрический анализ (код КТРУ N 21.20.23.110-00000621)" пункта 2 "Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам" части II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку химических веществ для биохимического анализатора документации об электронном аукционе содержит следующую информацию:
6 |
Железо ИВД, набор, спектрофотометрический анализ (код КТРУ N 21.20.23.110-00000621 ) |
|
6.1 |
метод: колориметрический метод Nitro-PAPS, без депротеинизации |
наличие |
6.2 |
Состав Все реагенты жидкие, готовые к применению, не требуют дополнительных разведений |
соответствие |
6.3 |
Тип исследуемого образца сыворотка плазма крови |
соответствие |
6.4 |
Состав: входит калибратор |
наличие |
6.5 |
количество тестов, шт |
не менее 430 |
6.6 |
чувствительность мкмоль/л |
не более 5 |
6.7 |
линейность мкмоль/л |
не менее 179 |
6.8 |
совместимость Совместимость с биохимическим анализатором Сапфир 400 (имеющимся у заказчика) |
соответствие |
6.9 |
Достоверность и точность результатов |
наличие |
Каталог товаров, работ и услуг под кодом 21.20.23.110-00000451 определяет наименование "Общий белок ИВД, набор, спектрофотометрический анализ" и описание "Набор реагентов и других связанных с ними материалов, предназначенный для количественного определения общего белка (total protein) в клиническом образце методом спектрофотометрического анализа", назначение: для анализаторов открытого типа и ручной постановки, дата включения позиции в каталог - 13.09.2018, дата начала обязательного применения позиции каталога - 02.11.2018.
Также каталогом товаров, работ и услуг предусмотрены характеристики товара, работы, услуги:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Количество выполняемых тестов (характеристика является обязательной для применения) |
\x{2265} 2000 |
Штука |
Назначение (характеристика является обязательной для применения) |
Для анализаторов открытого типа и ручной постановки |
|
Установлено, что подпункт 7 "Общий белок ИВД, набор, спектрофотометрический анализ (код КТРУ N 21.20.23.110-00000451)" пункта 2 "Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам" части II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку химических веществ для биохимического анализатора документации об электронном аукционе содержит следующую информацию:
7 |
Общий белок ИВД, набор, спектрофотометрический анализ (код КТРУ N 21.20.23.110-00000451) |
|
7.1 |
метод: биуретовый |
наличие |
7.2 |
Состав Все реагенты жидкие, готовые к применению, не требуют дополнительных разведений |
соответствие |
7.3 |
Тип исследуемого образца сыворотка плазма крови |
соответствие |
7.4 |
Состав: входит калибратор |
наличие |
7.5 |
количество тестов, шт |
не менее 5000 |
7.6 |
чувствительность г/л |
не более 5 |
7.7 |
линейность г/л |
не менее 120 |
7.8 |
совместимость Совместимость с биохимическим анализатором Сапфир 400 (имеющимся у заказчика) |
соответствие |
7.9 |
Достоверность и точность результатов |
наличие |
Таким образом установлено, что для указанных кодов позиций каталога товаров, работ и услуг в описании, дополнительной информации в частности отсутствуют такие характеристики, как "метод", "состав", "тип исследуемого образца", "количество тестов", "чувствительность", "линейность", "совместимость", "достоверность и точность результатов", содержащиеся в пункте 2 "Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам" документации об электронном аукционе.
Согласно извещению о внесении изменений в документацию об электронном аукционе от 20.01.2020, являющемуся в силу Закона неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, пункт 2 "Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам" части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку химических веществ для биохимического анализатора" документации об электронном аукционе изложен в новой редакции и содержит обоснование использования Заказчиком дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, а именно:
"Все вышеперечисленные дополнительные характеристики обусловлены ГОСТОМ и спецификой применения реагентов в лаборатории Заказчика на автоматическом анализаторе "Сапфир 400":
- методы - соответствуют стандарту IFCC, совместимы с анализатором и необходимы для точной идентификации продукции с учетом "широкой формулировки" в описании по КТРУ.
- линейность - широкий линейный диапазон позволяет выполнять анализы из проб с высокими концентрациями аналитов без разведения, и дает возможность выявлять высокую патологию для большинства пациентов без повтора анализа, что экономит денежные средства и время работы оператора.
- чувствительность - важнейшая функциональная характеристика, согласно ГОСТ, обеспечивает точность определять нормальные и пониженные значения биохимических аналитов.
- количество тестов - исходя из указанного количества тестов, рассчитывалось общее количество наборов к закупке. При предложении меньшего количества тестов необходимо пересчитать количество наборов так, чтобы оно соответствовало общей потребности Заказчика.
- Объем реагента - исходя из указанного объема, рассчитывалось общее количество наборов к закупке. При предложении меньшего объема, необходимо пересчитать количество наборов так, чтобы оно соответствовало общей потребности Заказчика.
Стабильность - чем выше стабильность реагента после вскрытия и растворения, тем меньше реагентов будет утилизироваться в виду просроченного срока годности, что сэкономит денежные средства
- температура хранения обусловлена хранением реагентов в лаборатории, и она не должна быть какой-то отличной от температуры холодильника в лаборатории;
- фасовка, Состав: "Все реагенты жидкие, готовые к применению, не требуют дополнительных разведений" - обусловлены необходимостью более быстрого проведения анализа и исключения ошибок на этапе разведения.
- Состав: входит калибратор - нет необходимости для данных методик закупать дополнительно множественный калибратор, что экономит денежные средства.
- Состав: входит гемолизирующий раствор - нет необходимости для данной методики закупать отдельно данный компонент, что экономит денежные средства.
- Тип исследуемого образца- у заказчика имеется потребность в проведении исследований с использованием указанного биоматериала
- совместимость с биохимическим анализатором Сапфир 400 - наличие адаптаций, не требует перепрограммирования, изменения настроек анализатора. В случае перепрограммирования анализатора все дополнительные расходные материалы, включая наборы, контроли, калибраторы и выезд специалиста сертифицированной службы осуществляются за счет Поставщика.
- Достоверность и точность результатов - при перепрограммировании анализатора необходимы дополнительные исследования: верификация на дополнительном контрольном материале и валидация на биоматериале, что приводит к дополнительным временным и денежным расходам, т.к. необходимо измерения проводить параллельно".
Кроме того, представитель Заказчика, присутствующий на заседании Комиссии, пояснил, что такие характеристики как "линейность" и "чувствительность" зависят от состава реагентов, рН среды, температуры анализа, то есть от тех факторов, которые определяет и сообщает производитель, а не потребитель наборов, использующий готовые, не подлежащие изменению реагенты.
Изучив данное обоснование, Комиссия приходит к выводу о том, что оно носит формальный, поверхностный характер, не раскрывает потребность Заказчика и не свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товаров, обладающих характеристикой "Достоверность и точность результатов". Ввиду чего оно не является надлежащим, соответствующим положениям Правил использования каталога и требованиям Закона, вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.
Необходимо отметить, что подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условиям документации об аукционе.
Такая характеристика как "Достоверность и точность результатов" не является измеримой, осязаемой характеристикой. Ее значение (результат) невозможно установить, не прибегая к лабораторным исследованиям и, как следствие, сообщить в заявке на этапе ее подачи.
Кроме этого, в пункте 2 "Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам" части II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку химических веществ для биохимического анализатора документации об электронном аукционе установлены требование к поставляемому товару: "Количество тестов, шт".
В то же время, как было указано выше, каталогом товаров, работ и услуг установлена неизменяемая заказчиком характеристика с наименованием "Количество выполняемых тестов (характеристика является обязательной для применения)" и установленным значением.
Однако, обязательная к применению характеристика как в подпунктах 2,6,7 пункта 2 "Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам" части II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку химических веществ для биохимического анализатора документации об электронном аукционе, так и в иных подпунктах изменена Заказчиком в большую либо меньшую сторону.
При таких обстоятельствах, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком изменена обязательная для применения характеристика поставляемого товара.
Помимо прочего, необходимо учитывать, что в соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации об электронном аукционе, значение показателя товара, указанного в заявке на участие в электронном аукционе, не должно допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее".
Учитывая названные положения документации об электронном аукционе, участникам закупки в отношении характеристики товара "Количество тестов, шт" следует указать конкретное их значение.
Однако, подавая заявку на участие в аукционе, участник закупки, по сути, определяет конкретное неизменное количество тестов, содержащихся в соответствующем наборе реагентов.
При этом на момент подачи заявки участник закупки не может и не должен знать, какое конкретно количество тестов будет содержать тот или иной набор реагентов. Между тем, подавая заявку на участие в закупке и указывая конкретное число тестов, участник закупки берет на себя риск несоблюдения производителем заявленного последним количества тестов набора реагентов.
Таким образом, изложение в документации об электронном аукционе требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов лабораторных испытаний товаров, является неправомерными, поскольку Закон не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что подобное описание объекта закупки не позволяет участникам электронного аукциона понять потребность Заказчика и его требования к товару, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение относительно потребности Заказчика в приобретаемом товаре, и, в свою очередь, не позволяет участникам закупки в надлежащем порядке сформулировать свое предложение по поставке товара, отвечающего потребности Заказчика.
Исходя из анализа представленных документов, Комиссия приходит к выводу о том, что потребность в конкретных требованиях, предъявляемых к закупаемому товару, Заказчиком не обоснована и не подтверждена документально.
Таким образом, Комиссия Тульского УФАС приходит к выводу, что часть II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку химических веществ для биохимического анализатора" документации об электронном аукционе в части определения технических, качественных характеристик товара составлялась Заказчиком не в полном соответствии с каталогом товаров, работ, услуг, без учета постановления Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая вышеизложенное, в документации об электронном аукционе содержится некорректное требование к указанным выше характеристикам закупаемых товаров, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона, Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, сформировавшего подобным образом пункт 2 "Общие требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам" части II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку химических веществ для биохимического анализатора документации об электронном аукционе, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: утверждение (определение содержания) документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя о несоответствии положений документации об электронном аукционе положениям КТРУ является обоснованным в части установления требований к характеристикам приобретаемых товаров "достоверность и точность результатов".
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грин" исх. N 2 от 24.01.2020 (вх. N 273 от 24.01.2020) на действия государственного учреждения здравоохранения "Ленинская районная больница" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку химических веществ для биохимического анализатора (закупка N 0366200035619009809) частично обоснованной.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки электронного аукциона на поставку химических веществ для биохимического анализатора (закупка N 0366200035619009809) признать государственное учреждение здравоохранения "Ленинская районная больница" нарушившим пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона, Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать государственному учреждению здравоохранения "Ленинская районная больница", государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения поставщика (закупка N 0366200035619009809).
4. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать аукционной комиссии государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки N 0366200035619009809.
5. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 4 февраля 2020 г. N 071/06/105-103/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.02.2020