Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Малышева О.С. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заказчика: Морозовой И.М. (доверенность от 04.02.2020 N17-23/573);
Уполномоченного органа: Полетаевой А.А. (доверенность от 24.01.2020 N19-37/77).
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
29 января 2020 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "АТЛАНТИКПРО" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Заказчик), Уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития (далее - Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Общественная территория у Исакогорского детско-юношеского центра, ул. Ленинская, 16 (Исакогорский и Цигломенский территориальный округ)" (извещение N 0124300021020000006).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 30.01.2020 N31-19/203.
Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования "Город Архангельск" от 14.12.2016 N1423 (далее - Постановление N1423) на администрацию муниципального образования "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития Администрации муниципального образования "Город Архангельск" уполномоченного органа по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования "Город Архангельск".
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков муниципального образования "Город Архангельск" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования "Город Архангельск" в электронной форме конкурса (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс), аукциона, запроса котировок, запроса предложений, за исключением закупок на оказание услуг по предоставлению денежных средств (кредита) осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением N1423 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.2 Порядка заказчик направляет в уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки заказчика разрабатывает документацию об электронном аукционе, подготавливает извещение о проведении электронного аукциона, размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (пункт 6.1 Порядка).
17.01.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124300021020000006 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Общественная территория у Исакогорского детско-юношеского центра, ул. Ленинская, 16 (Исакогорский и Цигломенский территориальный округ)" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 30 637 625,97 рублей.
Оператор электронной площадки - ООО "РТС-тендер".
1. Заявитель в своей жалобе указал, что в документации об аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99.
Частью 12 статьи 24.2 ФЗ "О контрактной системе" предусмотрено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 указанного Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 указанного Федерального закона.
Согласно части 13 статьи 24.2 ФЗ "О контрактной системе" в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частью 12 данной статьи электронных документов (или их копий), оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие документы, принимает решение:1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке; 2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае: а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 указанного Федерального закона; б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 данной статьи, при направлении таких документов (или их копий).
Согласно части 8.2 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 указанного Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 указанного Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 указанного Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В подпункте 5 пункта 29 части 1.1 раздела I "Общие сведения об электронном аукционе" документации об аукционе установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе документов и информации, в том числе:
"документы, подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям к участникам такой закупки, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона или копии таких документов (указаны в приложении N1 к постановлению Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99):
\x{feff}\x{feff}\x{feff}копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Согласно части 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, Уполномоченный орган неправомерно установил требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям.
Таким образом, Уполномоченный орган нарушил часть 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе".
В указанных действиях Уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. По мнению Заявителя, в документации об аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки не в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 и частью 3 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе должны содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99).
Согласно пункту 2 приложения N1 к Постановлению N99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пункту 2 приложения N1 к Постановлению N99 являются:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 2(2) приложения N1 к Постановлению N99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пункту 2(2) приложения N1 к Постановлению N99 являются:
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 26 части 1.1 раздела I "Сведения об электронном аукционе" документации об аукционе установлены дополнительные требования к участникам аукциона, а именно: "\x{feff}Участник аукциона должен соответствовать следующим дополнительным требованиям (указаны в Приложении N1 к постановлению Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99): \x{feff}наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее.
В извещении и документации об аукционе указано, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Общественная территория у Исакогорского детско-юношеского центра, ул. Ленинская, 16 (Исакогорский и Цигломенский территориальный округ).
Вместе с тем, проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о том, что, исходя из технического задания документации об аукционе, локальных сметных расчетов, выполняемые работы по контракту относятся к работам по благоустройству территорий. Следовательно, в документации об аукционе к участникам закупки правомерно установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 2(2) приложения N1 к Постановлению N99.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
3. По мнению Заявителя, условие об осуществлении контроля за целевым использованием Подрядчиком средств на оплату работы и требование о предоставлении 4х экземпляров актов выполненных работ по форме КС-2, установленные в проекте контракта, является условием для вмешательства в хозяйственную деятельность самостоятельного субъекта правоотношений.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе").
Требования к проекту контракта установлены статьей 34 ФЗ "О контрактной системе".
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе" в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 указанного Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 3.4 проекта контракта (раздел III документации об аукционе) определено, что для оплаты выполненной Работы Подрядчик направляет Заказчику подписанные
4 экземпляра Акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), оформленных на основании Акта приемки выполненных работ по капитальному ремонту объекта.
Согласно пункту 3.5 проекта контракта оплата Работы производится в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Город Архангельск" в 2020 году. Источник финансирования - средства, предусмотренные в городском бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Город Архангельск" на реализацию мероприятия по благоустройству общественных территорий.
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что предоставление актов по форме N КС-2 необходимы для принятия выполненных по контракту работ и их последующей оплаты. Условие о контроле за целевым использованием Подрядчиком средств на оплату работы установлено в связи с тем, что закупка проводится в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Город Архангельск" в 2020 году. Контроль за использованием бюджетных средств выделенных на выполнение работ по контракту осуществляют органы государственного (муниципального) финансового контроля. В рамках указанного контроля осуществляется проверка соблюдения условий контрактов, заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении указанных бюджетных средств.
Комиссия Архангельского УФАС России, проанализировав материалы дела, заслушав пояснения представителей Заказчика и Уполномоченного органа, пришла к выводу о правомерности установления в проекте контракта условия об осуществлении контроля за целевым использованием Подрядчиком средств на оплату работы и требования о предоставлении 4х экземпляров актов выполненных работ по форме КС-2.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что выявленное нарушение ФЗ "О контрактной системе" не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки, которые признаны соответствующими требованиям документации.
Внеплановая проверка данной закупки проведена в рамках рассмотрения жалобы ООО "КС-Строй" (дело N46мз-20 (029/06/64-116/2020)). Заказчик признан нарушившим часть 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе", Уполномоченный орган признан нарушившим часть 3 статьи 68 ФЗ "О контрактной системе". В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссией Архангельского УФАС России принято решение предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе" не выдавать.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АТЛАНТИКПРО" обоснованной в части первого довода.
Признать Уполномоченный орган - Администрацию муниципального образования "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития, нарушившим часть 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе".
В связи с тем, что вышеуказанное нарушение не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения ФЗ "О контрактной системе" не выдавать.
Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
О.С. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 29 января 2020 г. N 50мз-20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.02.2020