Председатель Комиссии Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <_>
УСТАНОВИЛА:
Магаданским УФАС России рассмотрено заявление индивидуального предпринимателя Г. (вх. N 02/4985 от 29.10.2019), указывающее на нарушение антимонопольного законодательства в действиях следующих лиц: индивидуального предпринимателя ТАЖ (<_>); гражданина ТМБ (<_>); гражданина АИА (<_>), выразившееся в заключении соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах, что указывает на признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения установлено следующее.
09.10.2019 заказчиком - Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка комплектующих к компьютерной технике" (реестровый номер 0147200000619000063). Начальная (максимальная) цена контракта 447 183,00 рубля. Заказчиком в извещении о проведении закупки установлено ограничение: участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СМП и СОНКО).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания подачи заявок - 21.10.2019 12:00; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 22.10.2019; дата и время проведения аукциона в электронной форме - 23.10.2019 10:44.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.10.2019 N 0147200000619000063-1 на участие в рассматриваемом аукционе было подано десять заявок участников, шесть из которых были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.10.2019 N 0147200000619000063-3 минимальное предложение о цене контракта было сделано участником с идентификационным номером заявки 6 (ТМБ) - 315 263,92 рубля, следующее минимальное предложение в порядке ранжирования поступило от участника с идентификационным номером заявки 5 (АИА) - 317 499,84 рублей, следующее за ним - от участника с идентификационным номером заявки 8 (индивидуальный предприниматель ТАЖ) - 429 000,00 рублей. В результате рассмотрения вторых частей заявок заявки участников ТМБ и АИА были признаны не соответствующими по пункту 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": по причине непредоставления в составе вторых частей заявок декларации о принадлежности участников к СМП или СОНКО. Победителем электронного аукциона признан индивидуальный предприниматель ТАЖ, предложивший цену контракта - 429 000,00 рублей, и чья заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным Законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Статьей 59 Закона о контрактной системе предусмотрен такой способ закупки, как электронный аукцион, под которым понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 17 и 18 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе электронная площадка - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме. Оператор электронной площадки - непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок.
Согласно положениям частей 4, 6-12 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
Следующими частями статьи 68 Закона о контрактной системе установлены отдельные положения порядка проведения электронного аукциона:
4. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
6. Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
7. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
8. При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.
9. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:
1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";
3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.
10. От начала проведения электронного аукциона на электронной площадке до истечения срока подачи предложений о цене контракта должны быть указаны в обязательном порядке все предложения о цене контракта и время их поступления, а также время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта в соответствии с частью 11 настоящей статьи.
11. При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
12. В течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 настоящей статьи электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона", с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 настоящей статьи.
При анализе документов закупки и информации, предоставленной электронной площадкой, на которой проводился электронный аукцион - ОАО "Единая электронная торговая площадка", установлено следующее.
Все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками открытого аукциона в электронной форме и ранжированные по мере убывания:
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи (GMT+3) |
Сумма предложения |
Идентификационный номер заявки |
Снижение, % |
1 |
Участник N6 |
23.10.2019 02:53:49 |
315 263.92 |
Заявка N6 |
29,50% |
2 |
Участник N5 |
23.10.2019 02:52:49 |
317 499.84 |
Заявка N5 |
29,00% |
3 |
Участник N8 |
23.10.2019 03:13:42 |
429 000.00 |
Заявка N8 |
4,06% |
4 |
Участник N3 |
23.10.2019 03:03:04 |
438 000.00 |
Заявка N3 |
2,05% |
5 |
Участник N4 |
23.10.2019 02:45:11 |
438 239.32 |
Заявка N4 |
2.00% |
6 |
Участник N1 |
23.10.2019 02:44:22 |
444 947.08 |
Заявка N1 |
0,50% |
Ход торгов:
Идент. номер заявки |
Участник |
IP-адрес подачи ценовых предложения |
Время подачи (GMT+3) |
Предложение |
1 |
|
87.225.105.174 |
02:44:22 |
444 947,08 |
5 |
|
88.200.238.103 |
02:44:41 |
442 711,16 |
6 |
|
88.200.238.103 |
02:44:50 |
440 475,24 |
4 |
|
171.33.249.139 |
02:44:52 |
444 947,08 |
5 |
|
88.200.238.103 |
02:45:02 |
438 239,32 |
4 |
|
171.33.249.139 |
02:45:11 |
438 239,32 |
6 |
|
88.200.238.103 |
02:45:11 |
436 003,40 |
5 |
|
88.200.238.103 |
02:45:20 |
433 767,48 |
6 |
|
88.200.238.103 |
02:45:40 |
431 531,56 |
5 |
|
88.200.238.103 |
02:45:59 |
429 295,64 |
6 |
|
88.200.238.103 |
02:46:07 |
427 059,72 |
5 |
|
88.200.238.103 |
02:46:17 |
404 700,57 |
6 |
|
88.200.238.103 |
02:46:24 |
402 464,65 |
5 |
|
88.200.238.103 |
02:46:34 |
380 105,50 |
6 |
|
88.200.238.103 |
02:46:41 |
377 869,58 |
5 |
|
88.200.238.103 |
02:46:49 |
355 510,43 |
6 |
|
88.200.238.103 |
02:47:06 |
353 274,51 |
5 |
|
88.200.238.103 |
02:47:14 |
330 915,36 |
6 |
|
88.200.238.103 |
02:47:37 |
328 679,44 |
5 |
|
88.200.238.103 |
02:47:52 |
326 443,52 |
6 |
|
88.200.238.103 |
02:48:35 |
324 207,60 |
5 |
|
88.200.238.103 |
02:49:48 |
321 971,68 |
6 |
|
88.200.238.103 |
02:51:23 |
319 735,76 |
5 |
|
88.200.238.103 |
02:52:49 |
317 499,84 |
6 |
|
88.200.238.103 |
02:53:49 |
315 263,92 |
3 |
|
94.247.63.156 |
03:03:04 |
438 000,00 |
8 |
|
88.200.238.103 |
03:13:42 |
429 000,00 |
Как видно из таблицы, участники АИА и ТМБ в течение девяти минут своими последовательными ценовыми предложениями снизили начальную (максимальную) цену контракта на 29,5%.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 23.10.2019 N 0147200000619000063-2 дата и время его окончания с учетом десяти минут с момента завершения аукциона: 23.10.2019 03:13:49.
Таким образом, проведение аукциона было завершено в 03:03:49 - через десять минут после поступления последнего минимального ценового предложения. Участник ИП ТАЖ за семь секунд до истечения десятиминутного срока после завершения аукциона сделал ценовое предложение 429 000,00 рублей (на 4,06% ниже начальной (максимальной) цены контракта и ниже цены, предложенной участником ИП Гаврюшенко О.И.)
Как указывалось выше, в результате подведения итогов электронного аукциона, заявки участников АИА и ТМБ были признаны не соответствующими требованиям аукционной документации и победителем электронного аукциона был признан индивидуальный предприниматель ТАЖ.
Также установлено, что участники, снижавшие цену контракта - АИА и ТМБ, совместно с победителем аукциона - ИП ТАЖ, указали в заявках свое местонахождение в одном субъекте Российской Федерации - в Самарской области, кроме того, все они подавали ценовые предложения с одного и того же IP-адреса 88.200.238.103.
Согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Действия индивидуального предпринимателя ТАЖ, ТМБ и АИА и, соответственно, результат торгов по вышеуказанному аукциону является следствием достигнутого соглашения между указанными участниками, направленного на поддержание цены на торгах. Указанное поведение свидетельствует об их договоренности, которую они реализовали с целью введения добросовестных участников аукциона в заблуждение, выведения их своими противоправными действиями из конкурентной борьбы и поддержания цены.
Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашения приводят или могут привести в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных положений статей 11, 12,13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Наличие соглашения между индивидуальным предпринимателем ТАЖ, ТМБ и АИА при участии в аукционе в электронной форме подтверждается тем, что в ходе подготовки и участия в вышеописанном аукционе ТМБ и АИА преднамеренно исключали возможность положительного рассмотрения вторых частей своих заявок и заключения с ними государственного контракта по результатам торгов, так как не предоставляли документов о принадлежности к СМП или СОНКО и заведомо не могли принадлежать к ним, принимая участие в закупке в качестве физических лиц.
Из вышеуказанного следует, что индивидуальный предприниматель ТАЖ, ТМБ и АИА в ходе участия в закупке применяли следующую стратегию поведения: двое из участников соглашения в течение короткого промежутка времени (на первых минутах торгов) поочередно снижали цену лота на существенную величину, пока не убеждались, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона; затем третий участник соглашения на последних секундах десятиминутного срока после завершения аукциона предлагал цену, незначительно ниже цены, предложенной добросовестным участником аукциона, не состоявшим в соглашении, и становился победителем аукциона, поскольку заведомо знал, что заявки иных участников соглашения будут признаны не соответствующими требованиям аукционной документации.
Достигнутое между данными лицами соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, и замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб потребителям.
Из изложенного следует, что вышеуказанные действия индивидуального предпринимателя ТАЖ, ТМБ, АИА содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2016 N Ф07-2447/2016 по делу N А52-706/2015 были оставлены в силе решения Арбитражного суда Псковской области от 25.08.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 об оспаривании решения Псковского УФАС России о признании гражданина Б. нарушившим пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Данным постановлением была признана правомерность рассмотрения физических лиц, принимающих участие в закупках для государственных и муниципальных нужд, в качестве хозяйствующих субъектов. Таким образом, физические лица, осуществляющие деятельность по участию в госзакупках без образования юридического лица и не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, могут являться субъектами нарушения антимонопольного законодательства и попадать под запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, издан Приказ Магаданского УФАС России N _____ от 27.01.2020 о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем ТАЖ (<_>), ТМБ (<_>), АИА (<_>) пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения при участии в электронном аукционе "Поставка комплектующих к компьютерной технике" (реестровый номер 0147200000619000063), проведенным государственным заказчиком - Департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, что привело к поддержанию цен на торгах, и, как следствие, привело (или могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Назначить дело N 049/01/11-18/2020 к рассмотрению на 12 марта 2020 г. на 14 часов 30 мин. по адресу: г. Магадан, пр-кт Ленина, д. 28 Б.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 049/01/11-18/2020 в качестве заявителя - индивидуального предпринимателя Г. (<_>).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 049/01/11-18/2020 в качестве ответчиков:
- индивидуального предпринимателя ТАЖ (<_>);
- гражданина ТМБ (<_>);
- гражданина АИА (<_>).
4. Ответчикам в срок до 06 марта 2020 г. представить письменную правовую позицию по существу вменяемого нарушения антимонопольного законодательства с приложением необходимых документов и соответствующим правовым обоснованием.
Явка ответчиков по делу либо их представителей с надлежащим образом оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязательна.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 27 января 2020 г. N 049/01/11-18/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.01.2020