Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ФГАОУ ВО "СПБПУ" (далее - Организатор торгов); от ООО "ПКФ "Петро-Васт" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. N 1896/20 от 22.01.2020) ООО "ПКФ "Петро-Васт" на действия Организатора торгов ФГАОУ ВО "СПБПУ" и его закупочной комиссии (далее - Закупочная комиссия) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления IV-V класса опасности, в том числе коммунальных и раздельно собранных, образовавшихся на территории ФГАОУ ВО "СпбПУ" (извещение N 31908693997), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
20 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908693997 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления IV-V класса опасности, в том числе коммунальных и раздельно собранных, образовавшихся на территории ФГАОУ ВО "СпбПУ" (далее - Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО "СПБПУ" (далее - Положение о закупках) в редакции от 01.10.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
31 585 524,53 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
20.12.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
09.01.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
13.01.2020, 15.01.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
195251,СПб, Политехническая ул., д. 29, 1-й учебный корпус |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908693997 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в осуществлении оценки заявки АО "Автопарк N 6 "Спецтранс" по критерию "Квалификация участника, выраженная опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в порядке, не соответствующем Документации, оспаривая при этом установление Организатором торгов в Документации равной значимости (по 50%) стоимостного и нестоимостного критериев при оценке заявок участников Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГАОУ ВО "СПБПУ" относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ПКФ "Петро-Васт" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/2555/20 от 27.01.2020, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/2555/20 от 27.01.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке N 2/31908693997 от 15.01.2020 к участию в процедуре Закупки было допущено 2 заявки: ООО "ПКФ "Петро-Васт" (порядковый номер заявки: N 1) и АО "Автопарк N 6 "Спецтранс" (порядковый номер заявки: N 2). По результатам оценки заявок по критерию "Квалификация участника, выраженная опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Закупочной комиссией было принято решение принять к оценке 17 из 29 представленных участником АО "Автопарк N 6 "Спецтранс" договоров, а также присвоить 50 баллов по критерию оценки "Квалификация участника, выраженная опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Пунктом 1 части 3 Документации установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о запросе предложений устанавливает следующие критерии:
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки |
Значимость критерия |
Коэффициент значимости критерия (КЗ) |
1. |
Цена договора |
50% |
0,50 |
3. |
Квалификация участника, выраженная опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
50% |
0,50 |
Как следует из п. 8 ч. 3 Документации, оценка заявок по критерию "Квалификация участника, выраженная опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема" осуществляется следующим образом:
Каждой заявке выставляется значение 0 или 50 баллов.
По данному критерию оценивается опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема на основании наличия контрактов (договоров), заключенных не ранее 2018 года и подтвержденных актами о приемке оказанных услуг, предусмотренными контрактом (договором).
Сопоставимый характер работ определен заказчиком как оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления IV-V класса опасности.
Сопоставимый объем работ определяется в объеме оказанных услуг по каждому из представленных договоров (контрактов) на сумму не менее 20 000 000,00 руб.
Копии контрактов (договоров), актов о приемке оказанных услуг предоставляются в полном объеме (копии всех страниц вышеуказанных документов, включая дополнительные соглашения при увеличении (уменьшении) объема оказанных услуг). Каждый документ предоставляется одним единым файлом. Комиссия не рассматривает подтверждающие документы в случае, если отдельные страницы таких документов содержатся (сохранены) не в едином файле и представлены копии документов не в полном объеме.
В случае противоречия между формой "Квалификация участника запроса предложений" (Приложение N 3 к части III Документации) и представляемыми копиями контрактов (договоров), актов о приемке оказанных услуг, квалификация участника определяется по представленным участником копиям контрактов (договоров), подтвержденным актами о приемке оказанных услуг.
В случае отсутствия в составе Заявки участника копий контрактов (договоров), актов о приемке оказанных услуг, заявленные сведения, указанные в форме "Квалификация участника запроса предложений", учтены не будут.
В случае противоречия между представляемыми копиями контрактов (договоров) и актами о приемке оказанных услуг, квалификация участника определяется по представленным участником актам о приемке оказанных услуг.
Количество баллов, присуждаемых по критерию "Квалификация участника, выраженная опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (КвБi), определяется по формуле:
КвБi = КЗ х 100 х (Кi / Кmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости критерия;
Кi - предложение участника закупки, которое оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Непредставление копий контрактов (договоров), актов о приемке оказанных услуг не является основанием для отказа в допуске к участию в запросе предложений.
Как следует из п. 2.4.1 протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке N 2/31908693997 от 15.01.2020, в форме второй части заявки на участие в Закупке участник АО "Автопарк N 6 "Спецтранс" указал 29 договоров, подтверждающих опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, в форме "Квалификация участника запроса предложений" указал информацию о 26 договорах, а по факту приложил документы на 28 договоров. Однако дважды указал и приложил документы на договоры N 9-251 от 01.07.2009, N 9-2542 от 20.12.2017, N СТ-ЖКС/2018 от 26.12.2017, N 3157/04-17 от 27.12.2017, N 9-451 от 01.10.2007, N 3/2018-з от 28.04.2018, N 08-ТКО от 29.06.2018, N ЗП-1-2016 от 09.03.2016, N 9-154 от 01.09.2017. В представленных участником договорах N 01/10 от 01.10.2019 и N б/н от 01.10.2019 предмет и сумма договора не соответствуют сопоставимому характеру и объему, установленному в Документации.
Заявитель в жалобе указывает на то, что из содержания п. 2.4.1 протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке N 2/31908693997 от 15.01.2020 следует, что участником АО "Автопарк N 6 "Спецтранс" дважды указаны и приложены в составе заявки следующие договоры: N 9-251 от 01.07.2009, N 9-2542 от 20.12.2017, N СТ-ЖКС/2018 от 26.12.2017, N 3157/04-17 от 27.12.2017, N 9-451 от 01.10.2007, N ЗП-1-2016 от 09.03.2016, N 9-154 от 01.09.2017. Анализируя указанную информацию, Заявитель полагает, что указанный перечень договоров (контрактов) был принят к рассмотрению Закупочной комиссией при оценке заявки участника АО "Автопарк N 6 "Спецтранс" по критерию "Квалификация участника, выраженная в опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема", что противоречит требованиям Документации, так как каждый из перечисленных договоров (контрактов) заключен до 2018 года.
Представитель Организатора торгов отметил, что при рассмотрении вторых частей заявок Закупочная комиссия приняла перечень договоров, указанных в жалобе Заявителя и приложенных дважды вторым участником закупки - АО "Автопарк N6 "Спецтранс". При этом участник АО "Автопарк N6 "Спецтранс" в составе заявки к указанным договорам приложил дополнительные соглашения, согласно содержанию которых их сроки действия, а также сроки оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов ежегодно продлялись. Кроме того, оказание услуг по данным договорам подтверждались приложенными АО "Автопарк N6 "Спецтранс" актами сдачи-приёмки оказанных услуг в период с 2018 по конец 2019 года.
Представитель Организатора торгов также отметил, что пунктом 8 ч. 3 Документации установлено, что в случае противоречия между представляемыми копиями контрактов (договоров) и актами о приемке оказанных услуг, квалификация участника определяется по представленным участником актам о приемке оказанных услуг. Акты о приёмке оказанных участником АО "Автопарк N6 "Спецтранс" услуг за 2018 и 2019 годы по указанным выше договорам последним были представлены в составе заявки.
Представитель Организатора торгов пояснил, что согласно ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 154 ГК РФ, сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.
Как следует из ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Дополнительное соглашение к договору - это соглашение сторон договора с целью изменить его или расторгнуть. Например, с помощью дополнительного соглашения возможно дополнить договор правами и обязанностями, которых ранее в нем не было. Поэтому на дополнительные соглашения распространяются правила о сделках, обязательствах и договорах (ст. 153, п. п. 1 - 3 ст. 420, п. 1 ст. 450 ГК РФ).
Представитель Организатора торгов также пояснил, что, таким образом, дополнительное соглашение является сделкой, но при этом производно по отношению к основному договору и является его неотъемлемой частью. В то же время дополнительное соглашение сопровождает основной договор на протяжении всего срока его действия. Таким образом, при продлении основного договора путём заключения дополнительного соглашения, основной договор продолжат действовать, но с внесёнными путём заключения дополнительного соглашения изменениями. Такими изменениями могут быть, в числе прочих, продление сроков оказания услуг (выполнения работ) по основному договору на следующий период и продление срока действия договора, что тождественно заключению нового договора, на новых (изменённых) условиях, но с той же организацией и на тот же предмет. Таким образом, Организатор торгов полагает, что при рассмотрении вторых частей заявок Закупочной комиссией в полной мере учтены нормы действующего законодательства РФ, а также положения Документации, а именно п. 8 ч. 3 Документации по критерию "Квалификация участника, выраженная в опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объёма".
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку АО "Автопарк N6 "Спецтранс", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что участник Закупки АО "Автопарк N6 "Спецтранс" для оценки заявки по критерию "Квалификация участника, выраженная в опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объёма" в составе заявки на участие в Закупке представил сведения о 29 договорах, 17 из которых с учетом представленных дополнительных соглашений и актов сдачи-приёмки оказанных услуг соответствовали требованиям Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что оценка заявки АО "Автопарк N6 "Спецтранс" по критерию "Квалификация участника, выраженная в опыте участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объёма", осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке, соответствующем Документации.
Заявитель в жалобе также указывает на то, что, по мнению ООО "ПКФ "Петро-Васт", установление Организатором торгов в Документации равной значимости (по 50%) стоимостного и нестоимостного критерия при оценке заявок участников противоречит одной из основных целей, указанных в ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, а именно - эффективному использованию денежных средств.
Вместе с тем, учитывая факт подачи заявки на участие в Закупке, Заявителем ООО "ПКФ "Петро-Васт" были приняты требования Документации и выражено согласие с условиями участия в Закупке, в том числе в отношении порядка оценки заявок участников Закупки, которые Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов и его Закупочной комиссии при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (вх. N 1896/20 от 22.01.2020) ООО "ПКФ "Петро-Васт" на действия Организатора торгов ФГАОУ ВО "СПБПУ" (ИНН: 7804040077, ОГРН: 1027802505279) и его Закупочной комиссии при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления IV-V класса опасности, в том числе коммунальных и раздельно собранных, образовавшихся на территории ФГАОУ ВО "СпбПУ" (извещение N 31908693997) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 февраля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.02.2020