по результатам рассмотрения жалобы ПАО "Мегафон" на действия (бездействие) заказчика, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
29.01.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии -"...".,
членов комиссии:
"..." (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО "Мегафон": "...";
АО "Почта России": "...";
представители ЗАО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ПАО "Мегафон" от 24.01.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Почта России", оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг мобильной связи для нужд УФПС Саратовской области (извещение N 31908597650), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ПАО "Мегафон" (далее - Заявитель) от 24.01.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Почта России" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Заказчик) при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг мобильной связи для нужд УФПС Саратовской области (извещение N 31908597650) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционноц комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО "Почта России" (далее - Положение о закупках).
Согласно извещению о проведении Аукционаа, документацией о Конкурсе (далее - Извещение, Документация) Аукцион осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы, расположеного по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и сайта ЗАО "Сбербанк-АСТ", расположеного по адресу: http://sberbank-ast.ru. Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки имеющей адрес в сети "Интернет" http://sberbank-ast.ru, регулируются Регламентом торговой секции "Закупки по 223-ФЗ" электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", утвержденным <...> ЗАО "Сбербанк-АСТ" <...> (далее - Регламент).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о проведении Запроса котировок, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, документация (далее - Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 4 999 999 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 21.01.2020;
На участие в Аукционе подано - 2 заявки;
К участию в Аукционе допущено - 13 заявок;
Дата проведения Аукциона - 24.01.2020 в 10:00;
Во время проведения Аукциона предложение о цене договора подавал 1 участник закупки;
Дата подведения итогов - 30.01.2020.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что Оператором, Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подать заявку на участие в Аукционе;
Заказчиком неправомерно не продлен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Рассмотрев представленные Оператором материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и графические изображения, согласно которым при попытке подачи заявки на участие в Аукционе у Заявителя в личном кабинете на сайте Оператора возникало сообщение об ошибке.
Согласно письменным пояснениям Оператора: "Система отклоняла сформированные заявки Заявителя, с указанием причины "Отклонен (Результат проверки документа: при отсутствии обеспечения файл банковской гарантии приложить невозможно. Организатором не предусмотрена возможность предоставления банковской гарантии или иного документа". Поскольку Заказчиком Аукциона не установлено требование об обеспечении заявки, вместе с тем участник крепил документы в поле "В качестве обеспечения заявки предоставляется банковская гарантия", в связи с этим программно-аппаратным комплексом некорректно осуществлялся возврат заявки Заявителю. В настоящий момент Оператором предприняты все необходимые меры по настройке аппаратно-программного комплекса Оператора, исключающие подобные ситуации в будущем".
Вместе с тем, представитель Оператора на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, что Оператором обеспечена надежность функционирования программных и технических средств при проведении Аукциона.
Таким образом, не обеспечив Заявителю возможность подачи заявки на участие в Конкурсе, Оператор электронной площадки нарушил часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно не продлен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).
Согласно пункту 6.3.5 статьи 6.3 Положения о закупке Заказчик, при необходимости, принимает решение о внесении изменений в извещение о закупке и/или документацию о закупке не позднее даты окончания срока подачи заявок.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым в Извещении о проведении Аукциона установлен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, а имнно 21.01.2020 в 10:00, в связи с чем у Заказчика 23.01.2020 отсутствовала возможность продления срока подачи заявок в соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя, не представил доказательств, подтверждающих, обоснованность довода изложенного в Жалобе.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи Оператору предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ПАО "Мегафон" (ИНН: 7812014560; ОГРН: 1027809169585) от 24.01.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика АО "Почта России" (ИНН:7724490000; ОГРН: 1197746000000), оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (ИНН: 7707308480; ОГРН: 1027707000441) при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг мобильной связи для нужд УФПС Саратовской области (извещение N 31908597650) обоснованной в части довода о том, что оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона.
Признать в действиях ЗАО "Сбербанк - АСТ" нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 29.01.2020 N 223-ФЗ-83/20.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России "..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 февраля 2020 г. N 223-ФЗ-83/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.02.2020