Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
рассмотрев дело N 011/05/24-798/2019, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Медэстет", адрес места нахождения: 169311, Республика Коми, г. Ухта, ул. Оплеснина, д. 15/6, пом. 1.002, ОГРН 1091102000406, ИНН 1102061692, КПП 110201001 (далее - ООО "Медэстет") по факту распространения на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Оплеснина, д. 15/6, около входа в стоматологический кабинет "Медэстет" информации следующего содержания: "Наши преимущества: *Восстановление разрушенного зуба от корня с использованием стекловолокна *Восстановление зуба после снятия коронки Наши преимущества: *3D пломбирование канала в зубе разогретой гуттаперчей (американская система) *Реставрация передних зубов всего за 1 день" с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в отсутствие:
- заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, направившего ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие;
- ООО "Медэстет", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России поступило обращение <_> (далее - <...>, заявитель) от 03.11.2019 (вх. N О-97 от 05.11.2019) о ненадлежащей рекламе.
В результате рассмотрения материалов обращения установлено, что на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Оплеснина, д. 15/6, около входа в стоматологический кабинет "Медэстет" размещена конструкция с информацией следующего содержания: "Наши преимущества: *Восстановление разрушенного зуба от корня с использованием стекловолокна *Восстановление зуба после снятия коронки Наши преимущества: *3D пломбирование канала в зубе разогретой гуттаперчей (американская система) *Реставрация передних зубов всего за 1 день".
В связи с чем, принято решение о возбуждении в отношении ООО "Медэстет" дела N 011/05/24-798/2019 по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение N 03-01/9916 от 23.12.2019.
Из материалов дела N 011/05/24-798/2019 (далее - рекламное дело) усматривается нижеследующее.
В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена посредством размещения на фасаде здания;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: восстановлению разрушенного зуба от корня с использованием стекловолокна, восстановлению зуба после снятия коронки, 3D пломбированию канала в зубе разогретой гуттаперчей, реставрации передних зубов, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация является рекламой.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
Номенклатура содержит, в том числе следующие виды медицинских услуг:
- Восстановление зуба пломбой, А16.07.002;
- Восстановление зуба пломбой IV класс по Блэку с использованием стеклоиномерных цементов, А16.07.002.005;
- Восстановление зуба коронкой, A16.07.004;
- Пломбирование корневого канала зуба, A16.07.008;
- Пломбирование корневого канала зуба пастой, А16.07.008.001;
- Пломбирование корневого канала зуба гуттаперчивыми штифтами, A16.07.008.002;
- Восстановление зуба пломбировочными материалами с использованием анкерных штифтов, A16.07.031;
- Восстановление зуба коронкой с использованием композитной культевой вкладки на анкерном штифте, A16.07.032;
- Восстановление зуба коронкой с использованием цельнолитой культевой вкладки, A16.07.033;
- Восстановление целостности зубного ряда съемными мостовидными протезами, A16.07.034;
- Протезирование частичными съемными пластиночными протезами, A16.07.035;
- Протезирование съемными бюгельными протезами, A16.07.036;
- Восстановление зуба штифтовым зубом, A16.07.052;
- Восстановление целостности зубного ряда несъемным консольным протезом, A16.07.056.
Из вышеизложенного усматривается, что рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг.
В силу ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Рассматриваемая реклама не содержит ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
ООО "Медэстет" представило в материалы рекламного дела письменные пояснения, в которых указало, что содержание рассматриваемой рекламы было определено <_> (в <_> - <_>) ООО "Медэстет" <_> (далее - <...>); документы, опосредующие производство и распространение рассматриваемой рекламы, не сохранись по причине истечения сроков хранения; реклама была изготовлена в 2015 г. ИП <_>; реклама размещалась между оконными проемами стоматологического кабинета ООО "Медэстет".
Согласно Уставу ООО "Медэстет" предметом деятельности Общества является, в том числе медицинская деятельность: работы и услуги по специальности стоматология, работы и услуги по специальности рентгенология.
Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "Медэстет".
ООО "Медэстет" указало, что рассматриваемая реклама с нарушением требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе распространялась в период с 2015 г. по 2019 г., в 2020 г. реклама была изменена, текст рекламы дополнен информацией следующего содержания: "Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста".
В материалы рекламного дела представлена копия письма ИП <...> от 09.01.2020 N 47, согласно которому ИП <...> произведены работы по дополнению рассматриваемой рекламы информацией о предупреждении согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе. В письме содержится фотография рекламы после внесения в неё изменений.
Таким образом, период распространения рассматриваемой рекламы с нарушением ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе: с 2015 г. по декабрь 2019 г.
ООО "Медэстет" указало, что причиной размещения рассматриваемой рекламы с нарушением требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе явилось незнание должностными лицами Общества норм действующего законодательства о рекламе; должностным лицом Общества, ответственным за размещение рекламы, является <_> ООО "Медэстет" <...>.
В материалы рекламного дела представлены копия должностной инструкции <_>, копия приказа N <_> от <_> о вступлении <...> в должность <_> с <_>.
Согласно Уставу ООО "Медэстет" единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор, который руководит текущей деятельностью Общества.
Из материалов рекламного дела усматривается, что до <_> ООО "Медэстет" являлся <_> (далее - <...>).
Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, произошло по вине ООО "Медэстет" и должностных лиц Общества: <...> (с <_> г. до <_>) и <...> (с <_> по <_>).
Из материалов рекламного дела усматривается, что ООО "Медэстет" и должностными лицами Общества - <...>, <...> - не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.
Таким образом, ООО "Медэстет", <...> и <...> нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
ООО "Медэстет" в материалы рекламного дела представило ходатайство о применении к Обществу при рассмотрении дела об административном правонарушении положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и замене административного штрафа на предупреждение.
Также ООО "Медэстет" ходатайствует о составлении протокола об административном правонарушении в отношении Общества и рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ООО "Медэстет", а также просит обо всех процессуальных действиях уведомлять законного представителя Общества посредством СМС-информирования.
В соответствии с п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (далее - Регламент), Комиссия принимает мотивированное решение по делу, если в процессе рассмотрения дела не выявлено ни одно из обстоятельств, указанных в пунктах 3.48 - 3.56 настоящего Регламента. Резолютивная часть решения должна содержать, в том числе указание на необходимость применения мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с чем, указанные ходатайства подлежат рассмотрению в рамках административного производства. Комиссия в рамках рассмотрения рекламного дела не правомочна разрешать подобные ходатайства.
Из материалов рекламного дела усматривается, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы с нарушением требований ч. 7 ст. 24 не имеет места.
В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО "Медэстет" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать рекламу следующего содержания: "Наши преимущества: *Восстановление разрушенного зуба от корня с использованием стекловолокна *Восстановление зуба после снятия коронки Наши преимущества: *3D пломбирование канала в зубе разогретой гуттаперчей (американская система) *Реставрация передних зубов всего за 1 день", распространённую путём размещения на фасаде здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Оплеснина, д. 15/6, около входа в стоматологический кабинет "Медэстет", ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ООО "Медэстет" (ОГРН 1091102000406, ИНН 1102061692, КПП 110201001) не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Медэстет" (ОГРН 1091102000406, ИНН 1102061692, КПП 110201001) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <_> ООО "Медэстет" <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено 31 января 2020 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
_______________ <_> |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
_______________ <_> |
|
|
|
|
|
______________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 марта 2006 г. N 011/05/24-798/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.01.2020