Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителя от ГУП "Инпредсервис" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "ПромЭнерго" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. N902-ЭП/20 от 14.01.2020, вх. N 1118-ЭП/20 от 15.01.2020) ООО "ПромЭнерго" на действия Организатора торгов ГУП "Инпредсервис" при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на осуществление закупки строительных материалов (извещение N 31908740829), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
30 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908740829 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на осуществление закупки строительных материалов (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Инпредсервис" (далее - Положение о закупках) в редакции от 19.04.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 114 347,83 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
30.12.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
20.01.2020 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
21.01.2020, 23.01.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
191187, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. Кутузова, 34 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908740829 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащего описания предмета Закупки, предусматривающего указание на товарный знак без использования слов "(или эквивалент)", в нарушение условий ч. 6.1 ст. 3 Закона N223-ФЗ.
Также Заявитель обжалует установление Организатором торгов ненадлежащих требований к техническим характеристикам товаров, являющихся предметом процедуры Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП "Инпредсервис" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ПромЭнерго" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/1337/20 от 17.01.2020, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/1337/20 от 17.01.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащего описания предмета Закупки, предусматривающего указание на товарный знак без использования слов "(или эквивалент)", в нарушение условий ч. 6.1 ст. 3 Закона N223-ФЗ:
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Пунктом 3 информационной карты Документации (далее - Информационная карта) установлено, что предметом договора является осуществление закупки строительных материалов. Количество поставляемого товара указано в Техническом задании (Часть II) и в обосновании НМЦ договора (приложение N1 к Техническому заданию).
В соответствии с п. 18 Информационной карты подробные требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика указаны в Техническом задании. (Часть II).
Согласно п. 1 раздела 3 Технического задания требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам товара указаны в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе ("Требования к значениям показателей (характеристик) товара, предлагаемого к поставке, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика").
Позиции N 9 приложения N 2 к Техническому заданию соответствует товар "Изоляция Изоспан А или эквивалент", в отношении которого установлено следующее описание: "Ветро-влагозащитная паропроницаемая мембрана. С наружной стороны имеет гладкую водоотталкивающую поверхность, внутренняя сторона - с шероховатой структурой.
Предназначена для защиты утеплителя и внутренних элементов стен и кровель от ветра, атмосферной влаги, а так же обеспечивает выведение водяных паров из подкровельного пространства и утеплителя в зданиях всех типов.
Изоспан А может применяться на крышах только с углом наклона больше 35 градусов и с обязательным устройством двойного вентиляционного зазора. Применение паропроницаемой мембраны позволяет сохранить теплозащитные характеристики утеплителя и продлить срок службы всей конструкции. Материал не применяется в качестве основной или временной кровли!".
Позиции N 10 приложения N 2 к Техническому заданию соответствует товар "Изоляция Изоспан В или эквивалент", в отношении которого установлено следующее описание: "Гидро-пароизоляция универсальная Изоспан В является неким барьером, который позволяет защитить межкомнатные перекрытия, внутренние конструкции от скоплений пары и влаги. Позволяет максимально уберечь стены, пол и кровлю от разрушения под воздействием повышенной влажности. Представляет собой высококачественный материал - полипропилен, который эффективно и практически идеально справляется с вышеуказанными проблемами. Купить подобный изоляционный барьер доступно практически каждому, потому что цена его умеренная".
Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно инструкции по заполнению заявки, представленной в Документации, по показателям (характеристикам), значения которых не могут изменяться, участник закупки указывает значение, установленное заказчиком, в точности, как установлено заказчиком, не видоизменяя значение показателей, не исключая слов. Таким образом, по мнению Заявителя, у участников Закупки отсутствует возможность заполнить заявку, указав альтернативного производителя.
Вместе с тем приложение N 2 к Техническому заданию для позиций N 9 "Изоляция Изоспан А или эквивалент" и N 10 "Изоляция Изоспан В или эквивалент" предусматривает возможность поставки эквивалентного товара, о чем прямо указано в графе "Наименование товара".
Кроме того, пунктом 2 раздела 3 Технического задания установлено, что в случае указания в документации на товарные знаки, то по умолчанию такие товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент".
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что при описании предмета Закупки и указании на товарный знак в отношении позиций N 9 "Изоляция Изоспан А или эквивалент" и N 10 "Изоляция Изоспан В или эквивалент" Организатором торгов в Документации были использованы слова "или эквивалент" в соответствии с условиями ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащих требований к техническим характеристикам товаров, являющихся предметом процедуры Закупки:
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Позиции N 17 приложения N 2 к Техническому заданию недействующей редакции Документации, размещенной в ЕИС от 30.12.2019, соответствует товар "Песок. Строительный сеянный", в отношении которого установлены требования к таким значениям показателей (характеристик), как "Начало схватывания (время жизни рабочей смеси), мин" и "Водостойкость цемента, полностью набравшего прочность".
Заявитель в жалобе указывает на то, что у песка строительного отсутствуют такие характеристики, как "Начало схватывания (время жизни рабочей смеси), мин" и "Водостойкость цемента, полностью набравшего прочность", вследствие чего указать данные характеристики в отношении товара "Песок. Строительный сеянный" в составе заявки не представляется возможным.
Представитель Организатора торгов пояснила, что 14.01.2020 в Документацию Организатором торгов были внесены изменения, касающиеся наименований показателей товара N17 "Песок. Строительный сеянный", тогда как значения показателей товара остались неизменными, вследствие чего можно сделать вывод о технической опечатке, допущенной Организатором торгов, которая была им устранена до получения жалобы Заявителя и до окончания срока подачи заявок, а сами сроки проведения закупочной процедуры перенесены Организатором торгов в соответствии с условиями ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что 14.01.2020 Организатором торгов в ЕИС была размещена новая (действующая) редакция Документации, согласно которой в отношении позиции N 17 "Песок. Строительный сеянный" приложения N 2 к Техническому заданию Организатором торгов были изменены наименования обжалуемых показателей "Начало схватывания (время жизни рабочей смеси), мин" и "Водостойкость цемента, полностью набравшего прочность" и изложены следующим образом: "Содержание илистых, пылевидных и глинистых частиц, %" и "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг". При этом срок подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Документацию продлен Организатором торгов в соответствии с условиями ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что второй довод жалобы Заявителя основывается на недействующей редакции Документации, размещенной в ЕИС от 30.12.2019, следовательно, Заявитель не может являться лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (вх. N902-ЭП/20 от 14.01.2020, вх. N 1118-ЭП/20 от 15.01.2020) ООО "ПромЭнерго" на действия Организатора торгов ГУП "Инпредсервис" (ИНН: 7830000909, ОГРН: 1037843059099) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на осуществление закупки строительных материалов (извещение N 31908740829) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 января 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.01.2020