Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В. Г. Попов - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Н. М. Федирчук - специалист-эксперт контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; О. В. Давыдова - государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 036/05/21-915/2019 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Хмельник" (ОГРН 1123668020915) (далее по тексту - ООО "Хмельник") требований ч. 7 ст. 5, п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ООО "Хмельник" по доверенности <_> (далее - <_>);
в отсутствие заявителя - гр. /_/ (уведомлен надлежащим образом),
У С Т А Н О В И Л А:
В Воронежское УФАС России поступило заявление гражданина (вх. N 01-10/806 от 30.09.2019 г.) о нарушении требований ФЗ "О рекламе" содержащее данные о распространении на торговой точке "Хмельник" (ул. 20-летия Октября, д. 66, Воронеж, Воронежская обл., 394071) (далее - торговая точка N 1, ТТ "Хмельник" N 1) информации о действии акции "1+1=3" (далее - рассматриваемая информация N 1), согласно которой при покупке двух товаров на ТТ "Хмельник" N 1 третий товар полагается бесплатно.
Вместе с тем, 10.09.2019 г. Воронежским УФАС России составлен Акт осмотра о распространении аналогичной рекламной информации на торговой точке "Хмельник" (ул. 9 Января, д. 278 К, Воронеж, Воронежская обл., 394020) (далее - торговая точка N 2, ТТ "Хмельник" N 2) о действии акций "1+1=3" (далее - рассматриваемая информация N 2), "1,5=2" (далее - рассматриваемая информация N 3).
Также, на ТТ "Хмельник" N 2 Актом осмотра от 10.09.2019 г. установлено распространение информации следующего содержания:
"СТАНДАРТ 1969 КАЧЕСТВА ЖИГУЛЕВСКОЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕРИЯ ГОСТ В БАНКУ! /_/", размещенной с помощью конструктивного элемента (оконного проема) слева от входной группы в ТТ "Хмельник" N 2 (далее - рассматриваемая информация N 4);
"Хмельник ПИВО И РЫБА ТОЛЬКО У НАС ПШЕНИЧНОЕ ТРИ БЫКА ТЕМНОЕ ТРИ БЫКА СВЕТЛОЕ ТРИ БЫКА", с изображением логотипов соответствующих товаров и наполненных напитками, имеющими характерную пивную шапку пивных бокалов, размещенной с помощью конструктивного элемента (оконного проема) справа от входной группы в ТТ "Хмельник" N 2 (далее - рассматриваемая информация N 5).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация N 1 размещена с помощью конструктивного элемента (оконного проема) на фасаде магазина "Хмельник", обращена на улицу, доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее - рассматриваемая реклама N 1).
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе N 1 является акция "1+1=3".
Рассматриваемая информация N 2, 3 размещена на рекламных баннерах на одной из сторон магазина "Хмельник", обращена на улицу, доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее - рассматриваемая реклама N 2, 3).
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе N 2, 3 являются акции "1,5=2", "1+1=3".
Рассматриваемая информация N 4, 5 размещена с помощью конструктивных элементов (оконных проемов) на фасаде рядом с входной группой в ТТ "Хмельник" N 2, обращена на улицу, доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее - рассматриваемая реклама N 4, 5).
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе N 4 является реализуемое на ТТ "Хмельник" пиво "Жигулевское ГОСТ в банку";
в рассматриваемой рекламе N 5 являются реализуемое на ТТ "Хмельник" пиво "Три Быка пшеничное", "Три Быка темное", "Три Быка светлое".
Установлено, что предполагаемым рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы N 1, 2, 3, 4, 5 является ООО "Хмельник", так как оно осуществляет деятельность на ТТ "Хмельник" N 1, 2.
Определением от 29 ноября 2019 года N 036/05/21-915/2019 в отношении ООО "Хмельник" возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дело назначено к рассмотрению на 10 часов 00 минут (мск) 13 декабря 2019 года по адресу: г. Воронеж, пр-т Революции, д. 21, зал заседаний.
13 декабря 2019 года истребованные у ООО "Хмельник" сведения и документы, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, предоставлены не были.
В связи с этим, Комиссией был объявлен перерыв до 10:00 (мск) 20 декабря 2019 года.
20 декабря 2019 года, на момент рассмотрения дела N 036/05/21-915/2019, истребованные у ООО "Хмельник" документы в полном объеме предоставлены не были.
В соответствии с п. 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила), рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения:
в связи с необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств.
Таким образом, в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств, в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела, Определением об отложении рассмотрения дела N 036/05/21-915/2019 от 20 декабря 2019 года, рассмотрение дела было отложено и назначено на 10 часов 00 минут (мск) 13 января 2020 года по адресу: г. Воронеж, пр-т Революции, д. 21, зал заседаний.
Определением о продлении срока рассмотрения дела N 036/05/21-915/2019 от 20 декабря 2019 года рассмотрение дела продлено до 29 февраля 2020 года.
10 января 2020 года, на момент рассмотрения дела N 036/05/21-915/2019, истребованные у ООО "Хмельник" документы в полном объеме предоставлены не были.
В связи с этим, Комиссией был объявлен перерыв до 10:00 (мск) 16 января 2019 года.
16 января 2020 года, на рассмотрении дела N 036/05/21-915/2019, представитель ООО "Хмельник" по доверенности <_> заявил об отсутствии в действиях ООО "Хмельник" признаков нарушения законодательства РФ о рекламе.
Истребованные у ООО "Хмельник" документы, в полном объеме предоставлены не были.
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные хозяйствующим субъектом, Комиссия установила следующее.
В своём заявлении гражданин указывает на то, что на ТТ "Хмельник" N 1 акция "1+1=3" применима лишь при обязательном условии участия покупателя в программе лояльности "Хмельник" и распространяется только на два сорта разливных напитков (пиво "Три быка", пиво "Жигулевское") из двадцати девяти предложенных к продаже.
Воронежским УФАС России установлено, что на ТТ "Хмельник" N 2
акция "1+1=3" применима лишь при обязательном условии участия покупателя в программе лояльности "Хмельник" и распространяется только на один сорт разливных напитков (пиво "Три быка Драфт") из сорока восьми предложенных к продаже;
акция "1,5=2" применима лишь при обязательном условии участия покупателя в программе лояльности "Хмельник" и распространяется только на пять сортов разливных напитков (пиво "Жбанчек Белое", пиво "Хальтен", пиво "Жигулевское гост", пиво "Герштен Вайцен", пиво "Квас Петровский") из сорока восьми предложенных к продаже.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с приложенными гражданином фотоматериалами, в рассматриваемой рекламе N 1 не содержится существенной информации об ограниченном списке участвующих в акции товаров и обязательном условии участия покупателя в программе лояльности "Хмельник".
В соответствии с фотоматериалами, приложенными к Акту осмотра от 10.09.2019 г. в рассматриваемой рекламе N 2, 3 не содержится существенной информации об ограниченном списке участвующих в акции товаров и обязательном условии участия покупателя в программе лояльности "Хмельник".
Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама N 1, 2, 3 нарушает ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" пиво входит в перечень алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процентов объема готовой продукции.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием рекламных конструкций (технических средств стабильного территориального размещения), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, следовательно, рассматриваемая реклама имеет признаки нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе", что не допускается.
Таким образом, рассматриваемая реклама N 4, 5 нарушает п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное лицо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
Материалами дела подтверждается, ООО "Хмельник" не отрицается, что ООО "Хмельник" является рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы N 1, 2, 3, 4, 5.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Комиссия находит основания для выдачи ООО "Хмельник" предписаний о прекращении нарушения требований ч. 7 ст. 5, п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе", в том числе в целях пресечения противоправного поведения в дальнейшем.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:
- о действии акции "1+1=3", размещенную с помощью конструктивного элемента (оконного проёма), распространённую/распространяемую на торговой точке "Хмельник" (ул. 20-летия Октября, д. 66, Воронеж, Воронежская обл., 394071), поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" (далее - ненадлежащая реклама N 1);
- о действии акции "1+1=3", распространенной/распространяемой на торговой точке "Хмельник" (ул. 9 Января, д. 278 К, Воронеж, Воронежская обл., 394020), поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" (далее - ненадлежащая реклама N 2);
- о действии акции "1,5=2", распространенной/распространяемой на торговой точке "Хмельник" (ул. 9 Января, д. 278 К, Воронеж, Воронежская обл., 394020), поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" (далее - ненадлежащая реклама N 3);
- "СТАНДАРТ 1969 КАЧЕСТВА ЖИГУЛЕВСКОЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕРИЯ ГОСТ В БАНКУ! /_/", размещаемую/размещенную с помощью конструктивного элемента (оконного проема) слева от входной группы в ТТ "Хмельник" N 2 поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" (далее - ненадлежащая реклама N 4);
- "Хмельник ПИВО И РЫБА ТОЛЬКО У НАС ПШЕНИЧНОЕ ТРИ БЫКА ТЕМНОЕ ТРИ БЫКА СВЕТЛОЕ ТРИ БЫКА", с изображением логотипов соответствующих товаров и наполненных напитками имеющими характерную пивную шапку пивных бокалов, размещаемую/размещенную с помощью конструктивного элемента (оконного проема) справа от входной группы в ТТ "Хмельник" N 2 (далее - ненадлежащая реклама N 5).
2. Выдать ООО "Хмельник" предписание о прекращении нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы N 1, 2, 3, либо путем указания всей существенной информации, в том числе о том, что указанные в рассматриваемой рекламе условия приобретения товаров, применимы лишь при участии покупателя в программе лояльности "Хмельник" и распространяются на ограниченный список продукции.
3. Выдать ООО "Хмельник" предписание о прекращении нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы N 4, 5.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21 января 2020 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии: В. Г. Попов
Члены Комиссии: Н. М. Федирчук
О. В. Давыдова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21 января 2020 г. N 036/05/21-915/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.01.2020