Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Организатор торгов); от ООО "Гейзер" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 27.12.2019 вх. N 40022-ЭП/19) ООО "Гейзер" на действия Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" и его закупочной комиссии (далее - Закупочная комиссия) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку товаров для очистки воды (извещение N31908617550), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
05 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908617550 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку товаров для очистки воды (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Положение о закупках) в редакции от 01.10.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
5 400 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
05.12.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
19.12.2019 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
23.12.2019, 26.12.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д.88 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908617550 не был заключен договор.
2. Заявитель обжалует принятое Закупочной комиссией Организатора торгов решение об отклонении заявки ООО "Гейзер" от участия в процедуре Закупки согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке N 31908617550-01 от 23.12.2019, при этом указывая на нарушение Организатором торгов срока размещения указанного протокола на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП "Петербургский метрополитен" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "Гейзер" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/59/20 от 09.01.2020, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/59/20 от 09.01.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке N 31908617550-01 от 23.12.2019 заявка ООО "Гейзер" (порядковый номер заявки: N 295477) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "Отклонить заявку участника N 295477 на основании пп. 4.2.1.4 п. 4.2 тома 1 аукционной документации, пп. 4.2.1.2 п. 4.2 тома 1 аукционной документации, как не соответствующую требованиям пп. 5.2.2 тома 2 аукционной документации".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
В соответствии с п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные аукционной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями аукционной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.
Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 аукционной документацией и ценового предложения. Приложение каких-либо документов к ценовому предложению не допускается.
Как следует из п. 2.4.6 тома 1 Документации, заявка на участие в аукционе состоит из двух частей и ценового предложения. Первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
На основании п. 5.1 тома 2 Документации заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Форма должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.
Согласно п. 5.2.2 тома 2 Документации в составе первой части заявки на участие в Закупке участник должен представить:
Наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой "Сведения о наименовании и конкретных показателях товара" и инструкцией по ее заполнению (Форма N 2).
Согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении и документации, предоставляется по Форме N 4 или предоставляется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
По позициям 3, 5, 7, 8:
Согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении и документации, предоставляется по Форме N 4 или предоставляется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Пунктом 2.5.2 тома 3 Документации установлены требования к товарам, являющимся предметом Закупки:
Позиция 3: Картридж переменной пористости применяется для механической очистки воды от нерастворимых примесей. Производитель "Гейзер".
Позиция 5: Используется для очистки водопроводной воды. Производитель "Гейзер".
Позиция 7: Используется для очистки водопроводной воды. Производитель "Гейзер".
Позиция 8: Картридж переменной пористости применяется для механической очистки воды от нерастворимых примесей. Производитель "Гейзер".
На основании п. 4.2.1.4 тома 1 Документации одним
из оснований для отклонения заявки от участия в процедуре Закупки является предоставление в составе заявки противоречивых сведений.
Представитель Организатора торгов отметила, что согласно условиям п. 5.2.2 тома 2 Документации в составе заявки участник закупки не должен предоставлять какую-либо информацию о характеристиках товара по позициям NN 3, 5, 7, 8. В составе заявки по указанным позициям участником должно быть предоставлено только согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении и документации, по Форме N 4 или с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. Вместе с тем в ходе рассмотрения первых частей заявок Закупочной комиссией было выявлено, что в составе заявки ООО "Гейзер" предоставлены сведения о наименовании
и конкретных показателях товара по позициям NN 3, 5, 7, 8, а также указано наименование производителей товара:
Позиция 3 - ООО "Промфильтр";
Позиция 5 - ООО "Акватория";
Позиция 7 - Siam Cast Nylon Co. Ltd Thailand;
Позиция 8 - ООО "Промфильтр".
Представитель Организатора торгов пояснила, что указанные наименования производителей товаров не соответствуют требованиям п. 2.5.2 тома 3 Документации, при этом в составе заявки ООО "Гейзер" также приложено согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении и Документации. Таким образом, в составе заявки ООО "Гейзер" были предоставлены противоречивые сведения, вследствие чего заявка ООО "Гейзер" была отклонена от участия в процедуре Закупки.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "Гейзер", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "Гейзер" в составе первой части заявки на участие в Закупке представил согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении и Документации, по Форме N 4, а также сведения о наименовании и конкретных показателях товара по Форме N 2, в которой в отношении позиций NN 3, 5, 7, 8 указал производителей товаров, не соответствующих требованиям п. 2.5.2 тома 3 Документации, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "Гейзер" от участия в процедуре Закупки согласно п. 4.2.1.4 тома 1 Документации.
Пунктом 2.5.1 тома 3 Документации установлено, что товар должен соответствовать требованиям, указанным в Приложении N 1, 2 к настоящим техническим требованиям.
Приложением N 2 к техническим требованиям установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
По показателю N 1 "Температура очищаемой воды, 0С" для товара N 2 "картридж д/фильтра Гейзер ПФМ 5/1-10SL" приложением N 2 к техническим требованиям установлены минимальное и максимальное значение данного показателя: "не менее 4, не более 50".
В соответствии с п. 7 инструкции по заполнению Формы N 2, в столбце N 8 "Значения показателя товара, предлагаемого участником" участник закупки указывает значения показателей товара.
В описании товара заказчик устанавливает следующие виды показателей
и порядок описания характеристик товара:
1. Показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения.
По первому виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей предлагаемого товара, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (если установлено максимальное и/или минимальное значение, участник должен указать одно конкретное значение, удовлетворяющее указанным условиям)
На основании п. 4.2.1.2 тома 1 Документации первая часть заявки участника отклоняется от участия в процедуре Закупки в случае, если заявка участника не соответствует техническим требованиям (техническому заданию, заданию на проектирование) в части предлагаемых участником товара (работы, услуги).
Представитель Организатора торгов отметила, что Заявитель ООО "Гейзер" в Форме N 2, представленной в составе заявки, в отношении показателя N 1 "Температура очищаемой воды, 0С" для товара N 2 "картридж д/фильтра Гейзер ПФМ 5/1-10SL" указал значение "от +4 до +50", которое не соответствовало требованиям пп. 1 п. 7 инструкции по заполнению Формы N 2, так как участник должен был указать одно конкретное значение данного показателя.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "Гейзер", представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО "Гейзер" в составе первой части заявки на участие в Закупке представил Форму N 2, в которой в нарушение требований п. 5.2.2 тома 2 Документации в отношении товара N 2 "картридж д/фильтра Гейзер ПФМ 5/1-10SL" указал значение показателя N 1 "Температура очищаемой воды, 0С", не соответствующее требованиям пп. 1 п. 7 инструкции по заполнению Формы N 2, что являлось основанием для отклонения заявки ООО "Гейзер" от участия в процедуре Закупки согласно п. 4.2.1.2 тома 1 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "Гейзер" от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Заявитель в жалобе указывает на то, что Организатором торгов был нарушен срок размещения протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке N 31908617550-01 от 23.12.2019 в ЕИС.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, в отношении протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке N 31908617550-01 от 23.12.2019:
дата и время проведения этапа процедуры (по результатам которого составлен протокол) - 23.12.2019 13:00 (МСК);
дата подписания протокола - 23.12.2019.
размещено в ЕИС - 24.12.2019 13:37 (МСК).
Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что размещение протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке N 31908617550-01 от 23.12.2019 в ЕИС осуществлено Организатором торгов в соответствии с условиями ч. 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов и его Закупочной комиссии при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 27.12.2019 вх. N 40022-ЭП/19) ООО "Гейзер" на действия Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) и его Закупочной комиссии при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку товаров для очистки воды (извещение N31908617550) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.01.2020