Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
- руководитель управления.
Члены Комиссии:
- начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
- ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 027/05/5-843/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Премиум" (ИНН 2723147256 место нахождения: 680000 г. Хабаровск, ул. Истомина - 14, кв. 37) рекламы, нарушающей требования части 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в отсутствие ООО "Премиум", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Хабаровским УФАС России в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства 19 сентября 2019 года отслежена наружная реклама магазина "Парижанка", размещенная около здания по ул. Тургенева, 36 в г. Хабаровске, следующего содержания - "ПАРИЖАНКА Новая коллекция Осень-Зима 2019.PARIZANKA_KHABAROVSK Тургенева, 36. ТЦ "На Пушкина" бут. 307. 47-37-58 / 47-37-88", содержащая изображение женщины в нижнем белье.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В ходе подготовки материалов к возбуждению дела Хабаровским УФАС России организовано проведение заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Экспертный совет), которое состоялось 21 октября 2019 года в форме заочного голосования.
В заседании Экспертного совета приняли участие 13 членов из 15, которыми проведена экспертиза и оценка рекламы "ПАРИЖАНКА Новая коллекция Осень-Зима 2019.PARIZANKA_KHABAROVSK Тургенева, 36. ТЦ "На Пушкина" бут. 307. 47-37-58 / 47-37-88", содержащей образ полуобнаженной женщины. Оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации.
На повестку заседания Экспертного совета поставлены вопросы:
- используются ли в рекламе непристойные образы?
- используются ли в рекламе оскорбительные образы?
По итогам заседания экспертного совета решено (большинством голосом - 9 из 13), что в рекламе "ПАРИЖАНКА Новая коллекция Осень-Зима 2019.PARIZANKA_KHABAROVSK Тургенева, 36. ТЦ "На Пушкина" бут. 307. 47-37-58 / 47-37-88" присутствуют признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе", так как данная реклама содержит непристойный образ.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, реклама предназначена для неопределенного круга лиц, для всех слоев населения и вероисповедания, включая несовершеннолетних. Использованный в рекламе женский образ является не уместным и противоречит нормам этики и морали. Образ, используемый в данной рекламе, является непристойным. Демонстрация подобной рекламы на улицах города противоречит законодательству и является недопустимой.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе подготовки материалов дела Хабаровским УФАС России сделан запрос в департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (исх. N 4/10826 от 28.10.2019 г.) о предоставлении сведений о владельце вышеназванной рекламной конструкции с приложением разрешительной документации.
В соответствии с ответом на запрос (вх. N 4/13664 от 06.11.2019) - рекламная конструкция, расположенная около здания по ул. Тургенева - 36 в г. Хабаровске установлена и эксплуатируется без разрешительных документов, выдаваемых органом местного самоуправления. В адрес ООО "Премиум" департаментом муниципальной собственности администрации г. Хабаровска направлено предписание о демонтаже рекламной конструкции.
Таким образом, рекламодателем (лицом, осуществляющим реализацию нижнего белья в магазинах "Парижанка"), определившим объект рекламирования, в чьих интересах распространяется реклама, является ООО "Премиум" (ИНН 2723147256 место нахождения: 680000 г. Хабаровск, ул. Истомина - 14, кв. 37).
На рассмотрение дела ООО "Премиум" представлены письменные пояснения (вх. N 4/14742 от 29.11.2019), согласно которым общество с выявленным нарушением не согласно.
ООО "Премиум" считает, что вышеуказанная реклама размещена с соблюдением всех требований рекламного законодательства. Образ женщины, используемый в данной рекламе, изображен в черном непрозрачном нижнем белье и не является непристойным и оскорбительным. Реклама нижнего белья, так или иначе, подразумевает использование образов женщин и мужчин с демонстрацией полуобнаженного тела и никак иначе, невозможно рекламировать нижнее белье одетое поверх верхней одежды или как-то иначе. ООО "Премиум" рекламирует свой основной вид деятельности, а именно: торговлю нижним бельем и домашней одеждой. Восприятие рекламы является сугубо индивидуальным и зависит от многих факторов, таких как возраст, образование, воспитание, семейные устои и прочее.
Данные доводы ООО "Премиум" отклоняются Комиссией по вышеуказанным основаниям.
В ходе подготовки материалов к рассмотрению дела Хабаровским УФАС России сделан запрос в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае (исх. N 4/12257 от 29.11.2019) с просьбой выразить мнение с точки зрения влияния визуальной информации в рекламе на детей, учитывая размещение рекламной конструкция (площадью около 52 м2) напротив КГБУЗ "Детская городская клиническая больница" им. В.М. Истомина (ул. Тургенева, 45) и в непосредственной близости от фитнес-клуба "World Class Хабаровск", в котором находится детский клуб и аквапарк.
Согласно ответу Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае (вх. N 4/16458 от 30.12.2019): "На основании экспресс - анкетирования на восприятие визуального образа, проведенного экспертами, в том числе из реестра Роскомнадзора, следует, что текстовая нагрузка рекламы нижнего белья в 5,5 раза меньше изображения полуобнаженной модели. Центром плаката является грудь женщины, прикрытая нижним бельем. Внимание на текст в верхней части рекламной конструкции, извещающий о названии фирмы и ее коллекции, падает в последнюю очередь (нечеткий, размытый), адрес внизу плаката смотрится отдельно от всего изображения. В связи с чем, необходимо признать, что рекламный стенд презентует полуобнаженную фигуру девушки, а не представленный товар, компанию-изготовителя, адрес".
В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2011 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию" рекламе может быть присвоена маркировка "16+".
Таким образом, размещение рекламной продукции в подобном виде на одной из центральных улиц города и вблизи от детских учреждений невозможно".
Кроме того, Хабаровским УФАС России сделан запрос в департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска (исх. N 4/12255 от 29.11.2019) о предоставлении информации о расстоянии от данной рекламной конструкции до ограждения территории и непосредственно до здания КГБУЗ "Детская городская клиническая больница" им. В.М. Истомина (ул. Тургенева, 45).
Из ответа департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска (вх. N 4/15919 от 19.12.2019) следует, что по замерам с геодезической съемки (М1:500) примерное расстояние от наружной рекламы магазина "Парижанка" до ограждения территории КГБУЗ "Детская городская клиническая больница" им. В.М. Истомина составляет 37,2-м., до здания больницы - около 73,7-м.
Учитывая вышеизложенное, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей наружную рекламу: "ПАРИЖАНКА Новая коллекция Осень-Зима 2019.PARIZANKA_KHABAROVSK Тургенева, 36. ТЦ "На Пушкина" бут. 307. 47-37-58 / 47-37-88", содержащую изображение женщины в нижнем белье, в том числе размещаемую около здания по ул. Тургенева - 36 в г. Хабаровске, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Премиум" (ИНН 2723147256 место нахождения: 680000 г. Хабаровск, ул. Истомина - 14, кв. 37) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 16 января 2020 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 января 2020 г. N 027/05/5-843/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.01.2020