Резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016 N 38 в составе:
<...>
<...>
<...>
в присутствии представителей от:
заказчика - государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Фармация" министерства здравоохранения Чувашской Республики" -<...>- <...>,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Ресурс",<...>, генерального директора,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр "Ресурс" (далее - ООО "Сервисный центр "Ресурс", Заявитель, Общества) на действия закупочной комиссии Заказчика - государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Фармация" министерства здравоохранения Чувашской Республики" при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку услуги по заправке и восстановлению картриджей (изв. N 31908504555), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 02.12.2019 обратилось ООО "Сервисный центр "Ресурс" с жалобой на действия закупочной комиссии Заказчика - государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Фармация" министерства здравоохранения Чувашской Республики" при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку Услуги по заправке и восстановлению картриджей (изв. N 31908504555) (далее - Конкурс).
Из жалобы следует, что ООО "Сервисный центр "Ресурс" приняло участие в запросе котировок в электронной форме на поставку услуги по заправке и восстановлению картриджей. При этом при заполнении заявки, в стоке "Страна происхождения товара" Обществом не было указано ни одно из предлагаемых параметров, так как данных требований нет в Аукционной документации. Согласно разъяснений сотрудника Департамента сопровождения закупок: - "Если в форме заявки на участие не выбирается страна происхождения товар, то автоматически присваивается иностранное государство", при этом торговая площадка не учла что объект закупки - услуги.
В заседании Комиссии представитель ООО "Сервисный центр "Ресурс" поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители заказчика - государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Фармация" министерства здравоохранения Чувашской Республики" нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении Конкурса не признали, указав на необоснованность доводов заявителя.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункта 8 статьи 3.4 Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - запрос котировок в электронной форме), должна содержать:
1) предложение участника запроса котировок в электронной форме о цене договора;
2) предусмотренное одним из следующих пунктов согласие участника запроса котировок в электронной форме:
а) на выполнение работ или оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, на условиях, предусмотренных проектом договора (в случае, если осуществляется закупка работ или услуг);
б) на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и в отношении которого в таком извещении в соответствии с требованиями пункта 3 части 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона содержится указание на товарный знак, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок в электронной форме;
в) на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и конкретные показатели которого соответствуют значениям эквивалентности, установленным данным извещением (в случае, если участник запроса котировок в электронной форме предлагает поставку товара, который является эквивалентным товару, указанному в таком извещении), на условиях, предусмотренных проектом договора;
3) иную информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке, извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Предприятия, принятым Протоколом Закупочной комиссии от 17.01.2019, утвержденным генеральным директором 22.01.2019 (далее - Положение).
Заказчиком - государственным унитарным предприятием Чувашской Республики "Фармация" министерства здравоохранения Чувашской Республики 11.11.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение N 31908504555 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку услуги по заправке и восстановлению картриджей. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 214 606,70 руб.
В соответствии с пунктом 5 Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами", установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:
е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;
и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.
Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Фармация" министерства здравоохранения Чувашской Республики предусмотрела в документации предоставление преференции в соответствии с Постановлением Правительства N 925 от 16.09.2016.
На основании пункта 2.6 положения о закупке, условием предоставления приоритета является включение в документацию о конкурентной закупке следующих сведений:
а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявок на участие в закупке, содержащей положение о поставке товара) либо в коммерческом предложении наименования страны происхождения товаров;
б) ответственность участника закупки за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанных в заявке на участие в закупке;
в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки.
Документы, включаемые Участником закупки в состав заявки, предусмотрены пунктом 24 документации о закупки и не содержат требования об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявок на участие в закупке, содержащей положение о поставке товара) либо в коммерческом предложении наименования страны происхождения товаров.
Следовательно, Заказчиком нарушено требование части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Также комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Предметом открытого запроса котировок является услуга по заправке и восстановлению картриджей. Таким образом, предмет запроса котировок не является товаром.
Следовательно, у Комиссии заказчика отсутствуют правовые основания, для применения в отношении участников ограничений, установленных Постановлением Правительства N 925 от 16.09.2016.
Кроме того, согласно протокола рассмотрения на участие в открытом запросе котировок подано 2 заявки (ИП Сажин И.С. - с ценовым предложением 136 640 руб.), (ООО "СЦ "Ресурс" - с ценовым предложением 133 400 руб.).
При этом ИП Сажином И.С., при подаче заявки на площадке сделана отметка о предоставлении товара Российской Федерации в связи с чем ценовое предложение площадка при оценки с учетом Постановлением Правительства N 925 от 16.09.2016. снизила до 117 844 руб., присвоив 1 номер
Проанализировав заявки участников, Комиссия Чувашского УФАС установила, что заявка ИП Сажина ИС. содержит предложение об оказании услуг с использованием товаров иностранного производства.
Согласно сформированному на площадки протокола, страна происхождения ИП Сажина И.С., казано - Российская Федерация, в связи с проставлением галочки в электронной форме заявки по предложению товара Российского производства. Предложение ООО "СЦ "Ресурс" отражено как товар иностранного производства.
При этом в соответствии с порядком работы заказчика размещенном на сайте ООО "РТС-тендер", Заказчик имеет возможность изменить места участников в ручную.
Учитывая, что установленное Заказчиком требования о применении Постановлением Правительства N 925 от 16.09.2016 не соответствуют положению о закупке, а так же имеющуюся у заказчика возможность изменить места участников в ручную, Комиссия Чувашского УФАС России что в заявке ООО "СЦ "Ресурс" неправильно был присвоен 2 номер.
Таким образом, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО "СЦ "Ресурс" обоснованной.
Учитывая что на момент рассмотрения дела договор поставки с <...> заключён, а вопрос о расторжении договора могут быть разрешены только в судебном порядке. Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СЦ "Ресурс"" на действия закупочной комиссии Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку услуги по заправке и восстановлению картриджей (изв. N 31908504555) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Фармация" министерства здравоохранения Чувашской Республики" нарушение части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3 Предписание не выдавать.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 13 декабря 2019 г. N 021/07/3-930/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.12.2019