Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель Председателя Комиссии
<...> - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Члены Комиссии:
<...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
<...> - начальник отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции
<...> - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев материалы о распространении контекстной рекламы работ и услуг по оценке (подтверждению) соответствия, ведущей на сайт lynx-ap.ru, в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ" 26.12.2018,
в присутствии лиц, участвующих в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
рекламодатель:
<...> - уведомлена надлежащим образом, не явилась;
рекламораспространитель:
ООО "Яндекс" (адрес: ул. Льва Толстого, д. 16, г. Москва, 119021, ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543, КПП 770401001, дата регистрации 18.09.2002) - <...>;
заинтересованное лицо:
Росаккредитация (адрес: ул. Вавилова, д. 7, г. Москва, 117312, ОГРН 5117746026756, ИНН 7736638268, КПП 773601001) - уведомлены надлежащим образом, не явились,
УСТАНОВИЛА:
Контекстная реклама работ и услуг по оценке (подтверждению) соответствия, ведущая на сайт lynx-ap.ru, распространялась в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ" 26.12.2018.
В рекламе сообщалось:
"Оформить сертификат ТР ТС 032. Официальный партнёр аккредитованного органа по сертификации. Внесение в реестр!".
Данное рекламное объявление сопровождалось дисклеймером "Содействие в подборе аккредитованных лиц для оценки (подтверждения) соответствия".
Рекламное объявление представляет собой гиперссылку для перехода на сайт lynx-ap.ru, на котором предлагаются услуги в сфере сертификации.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии; обязательной сертификации.
Согласно статье 2 Федерального закона "О техническом регулировании" сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договора; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
ООО "Яндекс" указывает на то, что объектом рекламирования является содействие в подборе аккредитованных лиц для оценки (подтверждения) соответствия, при этом в спорной рекламе отсутствует указание на прием и/или рассмотрение документов, необходимых для выполнения работ и(или) оказания услуг по оценке (подтверждению) соответствия.
В рекламе сообщается "Оформить сертификат ТР ТС 032. Внесение в реестр!", соответственно из рекламы следует, что при обращении по указанному объявлению возможно получить сертификат соответствия и внесение в соответствующий реестр. Следовательно объектом рекламирования выступают работы и услуги по оценке (подтверждению) соответствия.
Согласно пункту 6 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия, а также работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации), либо аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.
Согласно информации, содержащейся на сайте lynx-ap.ru, услуги оказывает Центр сертификации "Линкс-АП" .
Согласно информации, представленной ООО "Яндекс" реклама была размещена в рамках договора, заключенного между ООО "Яндекс" и <...> на условиях Оферты на оказание услуг "Яндекс.Директ".
Оплата рекламы производилась рекламодателем банковскими картами.
Согласно информации, полученной от ПАО "Сбербанк России", указанные карты оформлены на <...>.
Вместе с тем <...> и Центр сертификации "Линкс-АП" отсутствует в реестре аккредитованных лиц, размещенном на сайте Росаккредитации (https://pub.fsa.gov.ru/ral). Соответственно данные лица не имеет аккредитации в национальной системе аккредитации.
Таким образом, в контекстной рекламе работ и услуг по оценке (подтверждению) соответствия, ведущей на сайт lynx-ap.ru, распространявшейся в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ" 26.12.2018, усматриваются признаки нарушения пункта 6 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем является <...>.
Рекламораспространителем рекламы является ООО "Яндекс" (адрес: ул. Льва Толстого, д. 16, г. Москва, 119021, ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543, КПП 770401001, дата регистрации 18.09.2002).
Руководствуясь пунктом 6 статьи 7, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 6 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", рекламу работ и услуг по оценке (подтверждению) соответствия, ведущую на сайт lynx-ap.ru, распространявшуюся в поисковой системе "Яндекс" посредством сервиса "Яндекс.Директ" 26.12.2018, поскольку реклама работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации, не допускается.
2. Выдать <...> предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать ООО "Яндекс" (адрес: ул. Льва Толстого, д. 16, г. Москва, 119021, ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543, КПП 770401001, дата регистрации 18.09.2002) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Яндекс", <...>.
Решение изготовлено в полном объеме 18 сентября 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 сентября 2019 г. N 08/05/7-71/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.09.2019