Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
<...>- заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
<...> - Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции
<...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
<...>- начальник отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
<...>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев материалы о распространении в 2018-2019 гг. на телеканалах "Первый канал", "ТНТ", "Россия 24", "Че" рекламы сервиса auto.ru,
в присутствии лиц, участвующих в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Яндекс.Вертикали" (юридический адрес: ул. Садовническая, д.82, стр. 2, пом. 3А06, г. Москва, 115035; ОГРН 5157746192742, ИНН 7704340327, КПП 770501001; дата регистрации: 21.12.2015) - <...>,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к размещенной в 2018-2019 гг. на телеканалах "Первый канал", "ТНТ", "Россия 24", "Че" рекламе сервиса по размещению объявлений физических лиц о продаже автомобилей на сайте www.auto.ru.
Рекламные ролики сервиса auto.ru содержат следующий видеоряд.
Покупатель и продавец вступают в диалог по поводу продаваемого автомобиля и затрагивают вопрос о том, почему объявление о продаже данного автомобиля не было размещено на сайте www.auto.ru. Диалог продавца и покупателя сопровождается комментарием третьего лица, поясняющего причины, по которым объявление о продаже автомобиля его продавец не разместил на сайте www.auto.ru.
Ролик 1:
Покупатель автомобиля: "А почему на auto.ru ее нет?".
Продавец автомобиля: "А зачем, я итак покупателя найду".
Герой Н. Фоменко: "Который не узнает, что машина собрана из двух. Нужна машина с проверенной историей, скачай auto.ru".
Ролик 2:
Продавец: "На auto.ru вы такого не найдете".
Герой Н.Фоменко: "Перевожу: "Какое auto.ru, я же ей пробег скрутил". Хочешь машину с проверенной историей, скачай auto.ru".
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.
Реклама сервиса auto.ru создает впечатление, что лица, не использующие для продажи автомобиля сервис auto.ru, пытаются скрыть существенные недостатки продаваемых автомобилей, а лица, использующие сервис auto.ru, продают автомобили без скрытых недостатков и дефектов.
Из письменных пояснений ООО "Яндекс.Вертикали" следует, что объектом рекламирования в рекламе сервиса auto.ru является функциональность сервиса auto.ru, которая позволяет потенциальным покупателям получить имеющуюся информацию об участии автомобиля , объявление о продаже которого размещено на сайт auto.ru, в дорожно-транспортном происшествии.
Также, по мнению ООО "Яндекс.Вертикали" реклакма сервиса auto.ru не создает впечатление того, что продавцы, не размещающие объявление на сайте auto.ru, пытаются скрыть существенные недостатки и дефекты продаваемых автомобилей.
В целях выяснения мнения Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при ФАС России (консультативно совещательный орган) по вопросу оценки рекламы сервиса auto.ru на наличие в данной рекламе формирования негативного отношения к лицам, не пользующимся при продаже автомобиля сервисом auto.ru., рассмотрение дела N 08/05/5-61/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было отложено до выяснения мнения Экспертного совета по данному вопросу.
22 июля 2019 года было проведено заседание Экспертного совета, в рамках которого была дана экспертная оценка рекламе сервиса auto.ru.
По результатам обсуждения Экспертный совет пришел к заключению:
1. Обратить внимание, что реклама формирует у потребителя мнение, что сервис auto.ru проводит предпродажную диагностику автомобилей, объявления о продаже которых размещаются на рекламируемом сервисе.
2. Отметить, что реклама создает у потребителей впечатление, что продавцы автомобилей, не пользующиеся рекламируемым сервисом, являются мошенниками.
3. Согласиться с тем, что сервис воспринимается потребителями как способ верификации продавца, что формирует негативное отношение к продавцам, не размещающим объявление о продаже своих автомобилей на сервисе.
4. Принять к сведению, что реклама формирует у покупателя мнение, что он не ответственно подходит к покупке автомобиля, если не пользуется сервисом auto.ru.
5. Признать, что реклама сервиса auto.ru формирует негативное отношение к лицам (покупателям и продавцам), не пользующимся рекламируемым сервисом.
Таким образом, в рекламе сервиса auto.ru, распространявшейся в 2018-2019 гг. на телеканалах "Первый канал", "ТНТ", "Россия 24", "Че" усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "Яндекс.Вертикали" (юридический адрес: ул. Садовническая, д.82, стр. 2, пом. 3А06, г. Москва, 115035; ОГРН 5157746192742, ИНН 7704340327, КПП 770501001; дата регистрации: 21.12.2015).
На основании пункта 4 части 4 статьи 5 , части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 4 части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", распространявшуюся в 2018-2019 гг. на телеканалах "Первый канал", "ТНТ", "Россия 24", "Че" рекламу сервиса auto.ru, поскольку данная реклама формирует негативное отношения к лицам, не пользующимся сервисом auto.ru.
2. Выдать ООО "Яндекс.Вертикали" (юридический адрес: ул. Садовническая, д.82, стр. 2, пом. 3А06, г. Москва, 115035; ОГРН 5157746192742, ИНН 7704340327, КПП 770501001; дата регистрации: 21.12.2015) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Яндекс.Вертикали" (юридический адрес: ул. Садовническая, д.82, стр. 2, пом. 3А06, г. Москва, 115035; ОГРН 5157746192742, ИНН 7704340327, КПП 770501001; дата регистрации: 21.12.2015).
Решение изготовлено в полном объеме 19 августа 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
<...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 августа 2019 г. N 08/05/5-61/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.08.2019