Я, временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <_> - [должностное лицо], рассмотрев протокол и материалы дела N016/04/14.3-150/2020 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица ООО "Сувар Холдинг" (место нахождения юридического лица: 420107, г. Казань, ул. Петербургская, д. 64, пом. 1044; ОГРН: 1091690032323, дата присвоения ОГРН: 24.06.2009, ИНН: 1655178075, КПП: 165501001) по факту нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отсутствии ООО "Сувар Холдинг" либо его представителя по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) был установлен факт распространения рекламы в сети Instagram с текстом: "Квартиры эконом и премиум-класса по лучшим ценам в Казани! - полное сопровождение сделки; - большой выбор жилых комплексов; - помощь в получении_", что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация со сведениями: "Квартиры эконом и премиум-класса по лучшим ценам в Казани! - полное сопровождение сделки; - большой выбор жилых комплексов; - помощь в получении_" в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам рекламодателя.
Объектом рекламирования в данном случае является квартиры в многоквартирном жилом доме.
Вышеуказанная реклама может вводить потребителей в заблуждение относительно преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" При рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
В ходе анализа рекламного объявления с текстом: "Квартиры эконом и премиум-класса по лучшим ценам в Казани! - полное сопровождение сделки; - большой выбор жилых комплексов; - помощь в получении_", Управлением было установлено, что после перехода по ссылке "подать заявку" открывается страница с текстом: "оставьте заявку, чтобы узнать подробности".
Согласно Письму ФАС России от 25.09.2019 NАК/83509/19 "О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральный закон "О рекламе" не содержит специальных требований к рекламе, распространяемой в социальных сетях.
В то же время такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным Законом о рекламе, в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.
В случае выявления нарушений Закона о рекламе антимонопольные органы привлекают виновных лиц к ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 2 статьи 5 данного закона предусмотрена для рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе дальнейшего анализа вышеуказанной страницы в сети Instagram и с помощью открытых сведений в сети Интернет было установлено, что рекламодателем является ООО "Сувар Холдинг".
Управлением был отправлен запрос в ООО "СвязьИнформБюро" с целью установления лица, которому принадлежит абонентский номер +8(843)211-83-01, указанный на сайте застройщика ЖК "Барселона".
В ответ на указанный запрос в адрес Управления был предоставлен ответ, согласно которому номер указанный на сайте застройщика предоставляется в пользование ООО "Сувар Холдинг" (ИНН 1655178075).
В связи с указанными обстоятельствами, Управлением было возбуждено данное дело в отношении ООО "Сувар Холдинг", которое в рассматриваемом случае является рекламодателем.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, действия ООО "Сувар Холдинг", выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Дата совершения административного правонарушения: 11.12.2019 г.
Место совершения административного правонарушения является: территория распространения ненадлежащей рекламы ООО "Сувар Холдинг" с текстом: "Квартиры эконом и премиум-класса по лучшим ценам в Казани! - полное сопровождение сделки; - большой выбор жилых комплексов; - помощь в получении_" в социальной сети Instagram.
ООО "Сувар Холдинг" надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
Рассмотрение дела об указанном правонарушении состоялось 10 февраля 2020 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, в отсутствии ООО "Сувар Холдинг" либо его представителя по доверенности.
Доказательствами по настоящему делу являются материалы дела N016/05/5-2143/2019, возбужденного Татарстанским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (Исх. N04-08/786 от 24.01.2020) по делу N016/05/5-2143/2019 реклама ООО "Сувар Холдинг" распространенная в сети Instagram, с текстом: "Квартиры эконом и премиум-класса по лучшим ценам в Казани! - полное сопровождение сделки; - большой выбор жилых комплексов; - помощь в получении_" признана несоответствующей требованиям пункта 1 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе", в части содержания некорректных сравнений рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, Управлением не установлено.
Учитывая то обстоятельство, что у ООО "Сувар Холдинг" имелись условия для соблюдения требований Закона "О рекламе", оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.
Совершенное правонарушение, состав которого носит формальный характер, не является исключительным случаем, поэтому не могло быть расценено в качестве малозначительного. Ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или невозникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Обязанность каждого соблюдать закон закреплена в Конституции Российской Федерации.
В рассматриваемом случае совершенное правонарушение посягает на права неопределенного круга лиц, как возможных потребителей рекламируемых услуг на получение полной и достоверной информации, что создает в результате совершения данного правонарушения существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.
При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено, равно, как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Татарстанским УФАС России установлено, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенному на сайте https://rmsp.nalog.ru/search.html#pnlSearchResult, ООО "Сувар Холдинг" является микропредприятием. Также административное правонарушение по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ ООО "Сувар Холдинг" совершено впервые.
Исследовав материалы административного дела N016/04/14.3-150/2020 антимонопольным органом принято назначение административного наказания ООО "Сувар Холдинг" в виде предупреждения.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, части 2 и 3 статьи 3.4, частью 1 статьи 4.1.1, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо ООО "Сувар Холдинг" (место нахождения юридического лица: 420107, г. Казань, ул. Петербургская, д. 64, пом. 1044; ОГРН: 1091690032323, дата присвоения ОГРН: 24.06.2009, ИНН: 1655178075, КПП: 165501001), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 10 февраля 2020 г. N 016/05/5-2143/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.02.2020