Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, рассмотрев заявления физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
В Волгоградское УФАС России поступили заявления физических лиц (вх. N 11627, 11626, 11624 от 09.12.2019) с жалобой на распространение поста рекламного характера в социальной сети "В Контакте", оскорбляющего социальную группу - женщин по признаку пола.
Заявители указали, что реклама размещена 6 декабря 2019 года сообществом "Автошкура", которое занимается перетяжками рулевого колеса автомобилей. Данная информация активно распространяется в социальной сети "В Контакте", размещена она владельцем группы Е.К.(https://vk.com/id).
Как указано в заявлении, рассматриваемая реклама была размещена по адресу: https://vk.com/wall
Текст рекламы содержит следующую информацию:
"Профессиональная перетяжка руля вашему авто!
+7 (917) ХХХХХХХХХ
Перетяжка руля Волгоград| АвтоШкура"
Реклама (фотографии приложены к заявлениям) сопровождается изображением, разделенным на две половины. На первой половине рекламы изображено распластанное на полу полотно шкуры белого цвета, с имитацией человеческих рук, а также женской головы с открытым ртом. На данном изображении содержится текст: "Я шкура! Натяни меня_ НА СВОЙ РУЛЬ".
Вторая часть рекламы сопровождается изображением рулевого колеса автомобиля известной марки на черном фоне, логотипа группы "Автошкура", а также текстом: "Перетяжка руля в Волгограде".
Сотрудниками Волгоградского УФАС России установлено, что в настоящее время рассматриваемая рекламная запись удалена.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального Закона РФ от 13.03.2006 N 38 "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация, размещенная на наружной конструкции, является рекламой, т.к.:
адресована неопределенному кругу лиц;
распространяется в Интернете в социальной сети "В Контакте";
направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Объектом рекламирования выступают услуги по перетяжке рулевого колеса автомобиля.
Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, далее - Правила) предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.
Согласно ч. 6 ст.5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 29.04.2013 АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" (далее- письмо ФАС России), к оскорбительным образам относятся изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
Рассматриваемая реклама содержит изображение шкуры с женской головой и руками. Реклама также сопровождается словами "Я шкура! Натяни меня_ НА СВОЙ РУЛЬ".
Заявители указывают, что данная реклама оскорбляет социальную группу - женщин по признаку пола.
Кроме того, согласно вышеуказанного письма ФАС России при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).
Реклама услуги по перетяжке рулевого колеса автомобиля размещалась в социальной сети "В Контакте", доступ к которой имеется у представителей различных возрастных групп.
Таким образом, рассматриваемая реклама услуг по перетяжке рулевого колеса автомобиля является не соответствующей требованиям Закона о рекламе.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).
В ходе выяснения всех обстоятельств размещения рекламы Волгоградским УФАС России был направлен запрос в адрес оператора мобильной связи ПАО "Мобильные ТелеСистемы" о представлении информации об абоненте (владельце) номера телефона, указанного в рекламе (8-917-ХХХХХХХХ).
В ответ на указанный запрос была предоставлена информация о том, что абонентский номер указанный абонентский номер зарегистрирован на имя К.Е.Н. (вх. N 12332 от 30.12.2019).
Также в адрес ООО "В Контакте" был направлен запрос о представлении информации о распространении в социальной сети "В Контакте" указанной рекламы, в том числе периода распространения данной рекламы; контактных данные лица, разместившего указанную информацию рекламного характера (в том числе номер телефона в случае привязки его к странице в сети "В контакте").
В ответ на данный запрос была представлена информация о том, что рассматриваемая реклама была размещена в порядке, предусмотренном договором об оказании рекламных услуг путем акцепта заказчиком, пользователем персональной страницы https://vk.com/id. Период размещения рекламы: с 6 по 7 декабря 2019 года.
С учетом имеющейся информации рекламодателем является гр. К.Е.Н.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 034/05/5-83/2020 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе: гр. К.Е.Н.
3. Назначить дело N 034/05/5-83/2020 к рассмотрению на ____ _________ 2020 года в ___ часов ___ минут (по местному времени, МСК +1) по адресу: г. Волгоград,
4. К.Е.Н. представить на заседание Комиссии в письменной форме следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:
- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела;
- сведения о распространении рекламы услуг по перетяжке рулевого колеса автомобиля с текстом: "Я шкура! Натяни меня_ НА СВОЙ РУЛЬ" с указанием точных периодов распространения, включая иные способы распространения указанной рекламы (с приложением документов, которыми оформлялись отношения по распространению данной рекламы);
- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 10 февраля 2020 г. N 034/05/5-83/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.02.2020