Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ГАЗОБЪЕКТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская больница г. Горячий Ключ" МЗ КК (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Услуги по обеспечению питанием пациентов стационара, осуществляемые по договору" (извещение N 0318300450520000007) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации электронного аукциона.
Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы. Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что положения аукционной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Городская больница г. Горячий Ключ" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Услуги по обеспечению питанием пациентов стационара, осуществляемые по договору" (извещение N 0318300450520000007).
Начальная (максимальная) цена контракта - 483 150,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Заказчиком в разделе 2 "Информационная карта" аукционной документации установлено:
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
|
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ) а) наименование страны происхождения товара; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ) б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. (часть 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
|
При этом, в разделе 9 "Требования к содержанию и составу заявки" аукционной документации указано:
N позиции |
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ И ИНФОРМАЦИЮ:
|
41 |
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: а) наименование страны происхождения товара (если позицией 27 Раздела 1 настоящей документации об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 44-ФЗ); б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Разделе 2 документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в Разделе 2 документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в Разделе 2 документации об электронном аукционе. 3) при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в случае включения в документацию о закупке проектной документации, первая часть заявки содержит только согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). 4) первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт. |
Таким образом, требования раздела 9 аукционной документации не соответствуют положениям ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и положения аукционной документации противоречат друг другу.
Согласно п. 11) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе).
В Информационной карте конкурсной документации указано:
33
|
Порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации |
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений аукционной документации заказчик размещает в единой информационной системе в сфере закупок разъяснения положений аукционной документации с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
|
Дата окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений аукционной документации |
02.02.2020 г. |
При этом, окончание подачи заявок на участие в электронном аукционе 03.02.2020 г.
С учетом сроков окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, участник закупки вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений положений аукционной документации до 30.01.2020 г., то есть после указанной даты Заказчик вправе не предоставлять разъяснения положений документации.
После указанной даты на Заказчика возложена обязанность по размещению в ЕИС ответа на запрос.
Таким образом, положения аукционной документации не соответствуют требованиям ч.ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении 3 к проекту контракта Заказчик становил ассортимент пищевой продукции, используемой при приготовлении питания (информация о товарах, используемых в рамках исполнения контракта):
9 |
Колбаса вареная Докторская |
внешний вид |
батоны с чистой, сухой поверхностью |
ГОСТ Р 52196-2011 "Изделия колбасные вареные. Технические условия" |
цвет и вид на разрезе |
розовый, фарш должен быть равномерно перемешан |
|||
запах и вкус |
свойственные данному виду продукта, с ароматом пряностей, в меру соленый |
|||
массовая доля жира, %, не более |
20,0 |
|||
массовая доля белка, %, не менее |
12,0 |
|||
массовая доля поваренной соли, %, не более |
2,1 |
|||
массовая доля нитрита натрия, %, не более |
0,005 |
|||
крахмал |
не содержит |
|||
10 |
Сосиски |
категория |
Б |
ГОСТ Р 52196-2011 "Изделия колбасные вареные. Технические условия" |
внешний вид |
батончики должны быть с чистой, сухой поверхностью |
|||
консистенция |
нежная, сочная |
|||
цвет и вид на разрезе |
розовый, фарш должен быть равномерно перемешан |
|||
запах и вкус |
свойственные данному виду продукта, с ароматом пряностей, в меру соленый |
|||
массовая доля жира, %, не более |
25,0 |
|||
массовая доля белка, %, не менее |
11,0 |
|||
массовая доля поваренной соли, %, не более |
2,1 |
|||
массовая доля нитрита натрия, %, не более |
0,005 |
Заявитель указывает в своей жалобе, что ГОСТ Р 52196-2011 "Изделия колбасные вареные. Технические условия" является недействующим.
Вместе с тем, согласно информации с открытых источников, дата завершения срока действия вышеуказанного ГОСТ 01.01.2021 г.
В Приложении 3 к проекту контракта Заказчик становил ассортимент пищевой продукции, используемой при приготовлении питания (информация о товарах, используемых в рамках исполнения контракта):
65 |
Чай черный байховый |
сорт |
высший |
ГОСТ 32573-2013 Чай черный. Технические условия |
При этом, ГОСТом 32573-2013 "Чай черный. Технические условия" не предусмотрена градация чая на сорта.
В Приложении 3 к проекту контракта Заказчик становил ассортимент пищевой продукции, используемой при приготовлении питания (информация о товарах, используемых в рамках исполнения контракта):
61 |
Горох шлифованный |
сорт |
первый |
ГОСТ 6201-68 "Горох шлифованный. Технические условия " |
цвет |
Желтый |
|||
вкус |
Нормальный, свойственный гороху, не кислый, не горький |
|||
запах |
Нормальный, свойственный гороху |
|||
Содержание сорной примеси, %, не более |
0,4 |
При этом, согласно ГОСТ 6201-68 "Горох шлифованный. Технические условия" по органолептическим показателям шлифованный горох должен соответствовать требованиям, указанным в таблице:
|
|
Показатель |
Характеристика |
1. Цвет |
Желтый, зеленый |
Таким образом, показатель цвета гороха не может быть конкретизирован.
В Приложении 3 к проекту контракта Заказчик становил ассортимент пищевой продукции, используемой при приготовлении питания (информация о товарах, используемых в рамках исполнения контракта):
42 |
Томатная паста |
внешний вид и консистенция |
однородная концентрированная масса мажущейся консистенции, без темных включений, остатков кожицы, семян и других грубых частиц плодов |
ГОСТ Р 54678-2011 "Продукты томатные концентрированные. Общие технические условия" |
цвет |
ярко выраженный, равномерный по всей массе |
|||
вкус и запах |
ярко выраженные, свойственные концентрированной томатной массе |
|||
массовая доля сухих веществ, % |
не менее 25 |
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее" или аналогичными по смыслу ("не хуже, "не ниже" и т.д.), участником в предложении устанавливается конкретное значение.
При этом, в соответствии с ГОСТ 3343-2017 "Продукты томатные концентрированные. Общие технические условия":
|
|
|
|
|
|
|
Наименова- ние |
Значение показателя |
|||||
показателя |
Категория "Экстра" |
Без обозначения категории |
||||
|
Томатная паста |
Томатное пюре |
Томатный сок |
Томатная паста |
Томатное пюре |
Томатный сок |
Массовая доля растворимых сухих веществ (за вычетом хлоридов), % |
Не менее 25 |
От 12 до 24 |
Не менее 40 |
Не менее 25 |
От 12 до 24 |
Не менее 40 |
Таким образом, показатель массовой доли растворимых сухих веществ томатной пасты не подлежит конкретизации.
В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, вышеуказанные требования Заказчика некорректны, вводят участников закупки в заблуждение и могут привести к ограничению количества участников закупки, позволяя представить значения показателей, соответствующие требованиям конкурсной документации и противоречащие ГОСТ.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе все заявки допущены к участию в торгах.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГАЗОБЪЕКТ" обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 ч.ч. 3, 4 ст. 65, ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Городская больница г. Горячий Ключ" МЗ КК нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 ч.ч. 3, 4 ст. 65, ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300450520000007).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 февраля 2020 г. N 023/06/64-619/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.02.2020