Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - (_),
члены Комиссии: (_)
рассмотрев материалы дела N 055/05/7-15/2020 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "ОмскВодосчетчик", место нахождения: г. Омск, ул. Дмитриева, д. 2, к. 1, кв. 203, ОГРН 1115543005478, ИНН 5507223035 (далее - ООО "ОмскВодосчетчик", Общество) требований пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом,
в присутствии законного представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе - (_)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России поступило обращение физического лица по факту распространения 18.12.2019 в абонентском отделе АО "ОмскВодоканал", расположенного по адресу: г. Омск, ул. Конева, д. 14, рекламы поверки приборов учета воды посредством печатной продукции (визиток) следующего содержания:
- "ООО "ОмскВодосчетчик" Поверка счетчиков на дому Установка и замена счетчиков воды т.: 50-34-90, 8 (904) 822-10-90";
- "Поверка - 600 руб.* Замена - от 450 руб.* Монтаж - от 800 руб.* За счетчик не прошедший поверку не оплачивается *- за один счетчик www.omskvodoschet.ru т.: 50-34-90, 8 (904) 822-10-90".
По мнению заявителя, спорная реклама является ненадлежащей, поскольку ООО "ОмскВодосчетчик" не имеет права осуществлять поверку приборов учета ввиду отсутствия у него аккредитации.
В рамках рассмотрения обращения специалистами Омского УФАС России 27.12.2019 был осуществлен выезд по адресу, указанному заявителем, в результате которого факт распространения данной рекламы подтвержден (акт фиксации от 27.12.2019).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена посредством печатной продукции, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к ООО "ОмскВодосчетчик", предлагаемым им услугам, в том числе поверке приборов учета воды.
В силу пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений") поверка средств измерений (далее - поверка) - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"). Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации") аккредитацией в национальной системе аккредитации является подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" аккредитованное лицо - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном данным Федеральном законом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа по аккредитации, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
Обеспечение формирования и ведения реестра аккредитованных лиц осуществляется Федеральной службой по аккредитации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров".
Согласно информации, размещенной на Интернет-сайте Федеральной службы по аккредитации https://fsa.gov.ru/, у ООО "ОмскВодосчетчик" отсутствует аккредитация на осуществление услуг по поверке приборов учета воды.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Определением от 13.01.2020 Омским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения требований пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "ОмскВодосчетчик".
Обществом представлена информация (вх. N 13200 от 30.12.2019, N 685 от 27.01.2020): (_)
ООО "ОмскВодосчетчик" представлены документы, в том числе: (...)
Комиссия Омского УФАС России не может согласиться с вышеуказанной позицией ООО "ОмскВодосчетчик", учитывая следующее.
Как следует из представленных Обществом документов, а также пояснений директора Общества на заседании Комиссии 04.02.2020, ООО "ОмскВодосчетчик" принимает заявки на поверку приборов учета от населения, а в дальнейшем направляет их в адрес непосредственного исполнителя услуги - ООО "МС- Ресурс".
Согласно информации, размещенной на Интернет-сайте Федеральной службы по аккредитации https://fsa.gov.ru/, ООО "МС-Ресурс" имеет действующий аттестат аккредитации РОСС.RU.0001.310376.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
Указание в рекламе лица ООО "ОмскВодосчетчик" и видов услуг (поверка, установка и замена счетчиков) позволяет потребителю объективно сделать вывод о том, что данные услуги предоставляются именно Обществом.
Вместе с тем отсутствие у ООО "ОмскВодосчетчик" аттестата аккредитации не дает право Обществу рекламировать себя в качестве организации, предоставляющей услуги поверки.
Рекламодатель, т.е. изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
По определению, данному в пункте 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", ООО "ОмскВодосчетчик" является рекламодателем.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО "ОмскВодосчетчик" требований пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Принимая во внимание пояснения Общества о том, что в настоящее время нарушение устранено в добровольном порядке, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ООО "ОмскВодосчетчик" (ОГРН 1115543005478, ИНН 5507223035), "ООО "ОмскВодосчетчик" Поверка счетчиков на дому Установка и замена счетчиков воды т.: 50-34-90, 8 (904) 822-10-90", "Поверка - 600 руб.* Замена - от 450 руб.* Монтаж - от 800 руб.* За счетчик не прошедший поверку не оплачивается *- за один счетчик www.omskvodoschet.ru т.: 50-34-90, 8 (904) 822-10-90", распространенную в декабре 2019 года, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 10.02.2020.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 февраля 2020 г. N 055/05/7-15/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.02.2020