Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Шарутина С.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Бубнов А.М.,
с участием:
от заявителя АО "СОГАЗ" - представителей по доверенностям <...>, <...>
от заказчика ООО "Курорт "Золотое кольцо" - <...> (по доверенности)
рассмотрев жалобу АО "СОГАЗ" на действия заказчика - ООО "Курорт "Золотое кольцо" (ИНН 7724331673, ОГРН 1157746795733), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба АО "СОГАЗ" (вх. N 70 от 09.01.2020) на действия заказчика закупки - ООО "Курорт "Золотое кольцо" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по страхованию имущественных интересов (номер извещения - 31908617696)
Обжалуемые действия (бездействие) - неправомерное признание заказчиком
АО "СОГАЗ" уклонившимся от заключения договора.
На заседании Комиссии представитель заказчика предоставил документы, запрошенные уведомлением от 13.01.2020 N 152/06-07. С доводами, указанными в жалобе не согласился.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее:
05.12.2019 на официальном сайте zakupki.gov.ru ООО "Курорт "Золотое кольцо" размещены извещение N 31908617696 и документация о закупке в порядке, установленном Законом о закупках. Предметом договора, заключаемого по результатам данной закупки, являлось оказание услуг по страхованию имущественных интересов.
16.12.2019 АО "СОГАЗ" подало заявку на участие в рассматриваемой закупочной процедуре (заявка N 2041).
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе предложений в электронной форме N 31908617696-2 (92) от 16.12.2019 АО "СОГАЗ" допущено к участию в закупке.
Согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме N 31908617696-3 (92) от 16.12.2019 победителем рассматриваемого запроса предложений признано АО "СОГАЗ".
Вместе с тем, как следует из содержания Протокола принятия решения о заключении договора по результатам запроса предложений в электронной форме
N 31908617696-4 (92) от 30.12.2019 АО "СОГАЗ" признано уклонившимся от заключения договора, в связи с чем проект договора направлен заказчиком участнику закупки, занявшему второе место.
Заявитель полагает, что заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок с 04.01.2020 до 27.12.2019, в связи с чем у АО "СОГАЗ" отсутствовала техническая возможность на подписание договора.
Пунктом 5.3.2 регламентирующего закупочную деятельность заказчика Положения о закупке государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"), утвержденного решением наблюдательного совета ВЭБ.РФ (протокол от 27.05.2019
N 5-ДСП) (далее - Положение), участник закупки, подавая заявку на участие в конкурентной закупке, соглашается со всеми условиями осуществления такой закупки, установленными документацией о закупке, в том числе с условиями проекта договора, включенного в состав документации о закупке.
Согласно подпункту 28 пункта 6.2 Положения о закупке государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"), утвержденного решением наблюдательного совета ВЭБ.РФ (протокол от 27.05.2019 N 5-ДСП) (далее - Положение) в документации о закупке должен быть указан, в том числе срок, предоставляемый для заключения договора с победителем конкурентной закупки, иными участниками закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 6.13.3 Положения договор по результатам конкурентной закупки заключается в порядке, установленном разделом 23 Положения.
Согласно пункту 23.1 Положения порядок заключения договора по результатам проведения конкурентной закупки регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением и внутренними нормативными документами заказчика.
Пунктом 34 раздела II Документации о проведении запроса предложений
(далее - Документация о закупке) установлен следующий срок, предоставляемый для подписания договора: "Договор должен быть заключен с победителем конкурентной закупки, иными участниками закупки (при необходимости) не ранее десяти и не позднее двадцать дней с даты размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений (переторжки) в ЕИС и на ЭП". Аналогичное положение содержится в пункте 20 Извещения о проведении запроса предложений.
Таким образом, срок подписания договора, заключаемого по результатам закупки, должен быть закреплен заказчиком в закупочной документации и извещении. Иной порядок информирования участников закупки о сроке подписания договора Положением и Документацией о закупке не предусмотрен.
Следовательно, как полагает заявитель, проект договора, заключаемого по результатам закупки, должен был быть подписан АО "СОГАЗ" не позднее
04.01.2020 г.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что поскольку Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме
N 31908617696-3 (92) от 16.12.2019 размещен на официальном сайте zakupki.gov.ru 17.12.2019, в силу положений пункта 34 раздела II Документации о закупке сторонам надлежало подписать договор не позднее 05.01.2020 г. При этом ни в Положении, ни в Документации о закупке заказчиком не был установлен срок подписания договора победителем закупочной процедуры, отличный от вышеназванного общего срока, не превышающего 20 дней с даты размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.
Однако, как следует из пояснений заказчика, посредством использования функционала электронной торговой площадки срок, предоставляемый для подписания договора победителем закупочной процедуры, установлен заказчиком до 27.12.2019 г.
Таким образом, в нарушение положений подпункта 28 пункта 6.2 Положения, пункта 23.1 Положения, пункта 34 раздела II Документации о закупке, пункта 20 Извещения о проведении запроса предложений заказчиком установлен сокращенный срок подписания победителем закупочной процедуры договора, не поименованный в Положении и Документации о закупке.
Вместе с тем, согласно протоколу принятия решения о заключении договора по результатам запроса предложений в электронной форме N 31908617696-4 (92) от 30.12.2019 АО "СОГАЗ" признано заказчиком уклонившимся от заключения договора на основании пункта 25.3 закупочной документации, поскольку в ответ на проект договора АО "СОГАЗ" был предоставлен протокол разногласий и встречный проект договора, содержащий условия, отличающиеся от условий закупки.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что установление заказчиком сокращенного срока подписания победителем закупочной процедуры договора, не поименованного в Положении и Документации о закупке, не являлось причиной признания АО "СОГАЗ" уклонившимся от заключения договора, и не повлекло нарушение прав заявителя.
Пунктом 5.3.2 Положения установлено, что участник закупки, подавая заявку на участие в конкурентной закупке, соглашается со всеми условиями осуществления такой закупки, установленными документацией о закупке, в том числе с условиями проекта договора, включенного в состав документации о закупке.
Согласно пункту 25.3 Документации о закупке протоколы разногласий к договору, заключаемому по результатам запроса предложений, а также встречный проект договора, не рассматриваются. Победитель запроса предложений (участник запроса предложений, с которым принято решение заключить договор), направивший протокол разногласий к договору или встречный проект договора, считается уклонившимся от заключения договора.
Проектом Полиса по страхованию имущественных интересов ООО "Курорт "Золотое кольцо" (проект договора), являющегося приложением 3 к Положению, в пункте 1.2 раздела "Франшиза" предусмотрена возможность установления агрегатных лимитов ответственности по рискам "Террористический акт" и "Диверсия".
Комиссией установлено, что 27.12.2019 АО "СОГАЗ" посредством функционала электронной торговой площадки в адрес ООО "Курорт "Золотое кольцо" направлен протокол разногласий к договору в части установления агрегатных лимитов ответственности по дополнительному, не указанному в пункте 1.2 раздела "Франшиза" Полиса по страхованию имущественных интересов ООО "Курорт "Золотое кольцо" риску "Огонь" на сумму 3 379 366 руб.
Поскольку документация о закупке не наделяет победителя закупочной процедуры правом на направление протокола разногласий к договору или встречного проект договора, АО "СОГАЗ" правомерно признан уклонившимся от заключения договора на основании пункта 25.3 Документации о закупке.
Вместе с тем, как следует из пояснений заявителя и установлено Комиссией в ходе изучения заявки АО "СОГАЗ" на участие в рассматриваемом запросе предложений, проект Полиса по страхованию имущественных интересов
ООО "Курорт "Золотое кольцо", представленный обществом в составе заявки, также содержал указание на установление агрегатного лимита ответственности по риску "Огонь".
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 6.9.3 Положения на этапе рассмотрения заявок на участие в конкурентной закупке заказчиком осуществляется проверка комплектности, содержания и оформления заявок на участие в конкурентной закупке на соответствие требованиям документации о закупке, а также проверка предлагаемой продукции и договорных условий на соответствие требованиям документации о закупке.
Подпунктами 3, 4 пункта 6.9.5 Положения установлено, что по итогам рассмотрения заявок на участие в конкурентной закупке комиссией принимается решение в отношении каждого участника закупки о его допуске к участию в конкурентной закупке либо об отказе в допуске такого участника к участию в закупке в порядке и по следующим основаниям: несоответствие заявки на участие в конкурентной закупке требованиям к заявкам на участие в конкурентной закупке, установленным документацией о закупке, а также несоответствие предлагаемой продукции требованиям, установленным документацией о закупке.
При этом в соответствии с пунктом 19.4 Документации о закупке по результатам рассмотрения заявок комиссия имеет право допустить участника закупки к участию в запросе предложений при наличии в его заявке несущественных отклонений от требований, установленных настоящей документацией. Отклонения считаются несущественными, если они: не влияют на состав, объем, сроки, качество и другие характеристики продукции; не ограничивают права и не накладывают дополнительные обязательства на заказчика, не ограничивают обязательства поставщика (исполнителя, подрядчика) по договору по сравнению с тем, как это предусмотрено в настоящей документации.
Установление АО "СОГАЗ" агрегатных лимитов ответственности по дополнительной категории рисков не может быть признано несущественным отклонением от требований, установленных настоящей документацией, следовательно в нарушение подпунктов 3, 4 пункта 6.9.5 Положения АО "СОГАЗ" неправомерно допущено заказчиком к участию в закупочной процедуре.
Однако довод о неправомерном допуске к участию в закупке сторонами при рассмотрении жалобы АО "СОГАЗ" сторонами не заявлялся, следовательно, согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Кроме того, данное нарушение было устранено заказчиком на стадии подписания сторонами договора, что свидетельствует об отсутствии оснований у антимонопольного органа для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "СОГАЗ" (вх. N 70 от 09.01.2020) на действия заказчика закупки - ООО "Курорт "Золотое кольцо" (ИНН 7724331673,
ОГРН 1157746795733) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по страхованию имущественных интересов (номер извещения - 31908617696) необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 13.01.2020 N 152/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии А.М. Бубнов
С.А. Шарутина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 января 2020 г. N 076/07/3-11/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.01.2020