Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установил следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление Красноярской транспортной прокуратуры на действия ООО "ТЗК Енисей", ООО "РН-аэро", ООО "ТЗК Иркутск", ООО "ТЗК Аэрофьюэлз", выразившиеся в осуществлении в аэропортах "Красноярск", "Черемшанка" деятельности по заправке воздушных судов по тарифам, не утвержденным уполномоченным государственным органом.
В рамках рассмотрения заявления установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В силу пункта 3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Пунктом 4.14.2 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241, установлен тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна.
В силу пункта 1.12 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации в случае, если обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации обеспечивается двумя и более организациями ГА, аэронавигационные, аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов устанавливаются для каждой организации ГА отдельно - за предоставление соответствующих услуг (мероприятий).
В абзаце 2 статьи 2 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) указано, что регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (часть 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях).
Согласно части 3 статьи 6 Закона о естественных монополиях перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утвердило Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
В соответствии с пунктом 5 указанного Перечня обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропортах отнесено к услугам, цены (тарифы) на которые регулируются государством.
Из вышеизложенного тарифы за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Регулирование государством цен на услуги субъектов естественных монополий осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" (далее - Положение N 950).
Пунктом 6 Положения N 950 определено, что государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России, утвержден Приказом ФАС России от 08.09.2017 N 1189/17.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Красноярского края осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен), является Министерство тарифной политики Красноярского края, которое осуществляет, в том числе - установление цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.17.15 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 N 380-п).
Пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" установлено, что порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.
Для целей ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах, применяется Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденный приказом ФСТ России от 24.06.2009 N 135-т/1.
При этом в силу пункта 3 указанного Порядка предусмотрен заявительный порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифа, либо об отказе от ценового регулирования. Инициатором рассмотрения вопроса по установлению тарифа является, в том числе - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Обеспечение заправки воздушных судов на территории аэропорта "Красноярск" осуществляют ООО "ТЗК Енисей", ООО "РН-Аэро", ООО "ТЗК Аэрофььюэлз". В целях оказания услуг по авиатопливообеспечению ООО "ТЗК Аэрофььюэлз" заключило договор на оказание услуг по приему, хранению, контролю качества, подготовке к выдаче на заправку, заправке авиатоплива и авиа ГСМ в воздушные суда с ООО "ТЗК Иркутск".
На территории аэропорта "Черемшанка" обеспечение заправки воздушных судов осуществляют ООО "ТЗК "Енисей" и ООО "РН-Аэро".
На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) положение ООО "РН-Аэро" признается доминирующим на рынке обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка".
Из вышеизложенного на действия ООО "РН-Аэро" по заправке воздушных судов на территории аэропорта "Красноярск" распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ООО "РН-Аэро" оказывает комплексную услугу по авиатопливообеспечению воздушных судов - поставка собственного авиатоплива с оказанием услуги по обеспечению заправки воздушного судна, а также реализует авиатопливо в интересах перевозчиков на условиях самовывоза, оказывает услугу по сливу авиатоплива с баков воздушного судна. С авикомпаниями-нерезидентами ООО "РН-Аэро" заключает договоры на поставку авиатоплива "в крыло" - цена включает в себя стоимость собственного топлива ООО "РН-Аэро", тариф по хранению, услуге по заправке, таможенному оформлению.
Тариф за заправку воздушного судна обществом не утвержден - входит в стоимость комплексной услуги.
ООО "РН-Аэро" не включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.
На основании пункта 6 Положения N 950, пункта 3.17.15 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 N 380-п, обеспечение заправки воздушных судов на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка" необходимо осуществлять ООО "РН-Аэро" по установленным Министерством тарифной политики Красноярского края ценам (тарифам) или по свободным ценам (тарифам) в случае отказа органа регулирования от регулирования тарифов.
В нарушение установленного порядка ценообразования ООО "РН-Аэро" осуществляет обеспечение заправки воздушных судов на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка" в отсутствии тарифа, установленного органом регулирования.
В соответствии с положениями части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно абзацу 4 пункта 4 постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
На основании изложенного издан приказ Красноярского УФАС России
от 18.12.2019 N 320 о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела
о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "РН-Аэро" пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело N 024/01/10-2652/2019 к рассмотрению на 30 января 2020 года в 16:00 часов (время местное) по адресу: пр. Мира, 81д, каб. 20, г. Красноярск.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика общество с ограниченной ответственностью "РН-Аэро" (ИНН: 7705843041, ОГРН: 1087746656711, г. Москва, ул. Щипок, 18).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя Красноярскую транспортную прокурору (г. Красноярск, ул. Бограда, д. 15).
4. ООО "РН-Аэро" в срок до 27.01.2020 года представить в адрес Красноярского УФАС России следующую информацию и надлежащим образом заверенные копии документов.
4.1. Сведения о типах воздушных судов и авиакомпаниях-потребителях, иных хозяйствующих субъектах, которым ООО "РН-Аэро" оказывало услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиакомпаний-резидентов авиационным топливом на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка" в 2018, 2019 годах (в разрезе потребителей, с указанием их полного наименования, типа воздушного судна, отдельно по годам, аэропортам).
4.2. Копии действующих договоров, на основании которых ООО "РН-Аэро" осуществляет обеспечение заправки воздушных судов авиакомпаний-резидентов авиационным топливом на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка".
4.3. Реестр заключенных договоров, на основании которых ООО "РН-Аэро" осуществляло обеспечение заправки воздушных судов авиакомпаний-резидентов авиационным топливом на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка" в 2018, 2019 годах.
4.4. Сведения об объемах оказанных услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка" за второе полугодие 2019 года (помесячно, в тоннах, в разрезе аэропортов, отдельно по собственному парку воздушных судов, воздушных судов сторонних организаций, иностранных эксплуатантов).
4.5. Сведения о ценах (тарифах) на услуги обеспечения заправки воздушных судов авиакомпаний-резидентов авиационным топливом на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка" в 2019 году, на 2020 год (с приложением копий подтверждающих документов).
4.6. Копии инструкций по ценообразованию, иных документов ООО "РН-Аэро", на основании которых устанавливаются цены (тарифы) на авиатопливо, цены (тарифы) услуги по обеспечению заправки воздушных судов, цены (тарифы) на иные услуги ТЗК, оказываемые на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка" авиакомпаниям-резиентам.
4.7. Нормативно-правовое обоснование оказания услуг обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка" по тарифам, не утвержденным уполномоченным органом государственного регулирования.
4.8. Копии имеющихся обращений в уполномоченный орган государственного регулирования с заявлением об установлении тарифов на услуги обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка" на 2020 год, результатов рассмотрения указанных заявлений.
4.9. Сведения о причинах, в силу которых ООО "РН-Аэро" не обращалось в уполномоченный орган государственного регулирования с заявлением об установлении тарифов на услуги обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка" на 2020 год (с приложением копий подтверждающих документов).
4.10. Сведения о средневзвешенной стоимости реализации авиатоплива (с учетом стоимости по обеспечению заправки воздушного судна) авиакомпаниям-резидентам на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка" в 2018, 2019 годах (помесячно, в разрезе аэропортов, марок авиатоплива).
4.11. Сведения о наличии (отсутствии) взаимозаменяемым марок авиатоплива по отношению к маркам авиатоплива, заправляемых ООО "РН-Аэро" на территориях аэропортов "Красноярск", "Черемшанка" в 2018, 2019 годах (в разрезе типов заправленных ООО "РН-Аэро" воздушных судов авиакомпаний-резидентов).
5. Предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные пояснения, и копии документов, имеющих, по мнению ООО "РН-Аэро", Красноярской транспортной прокуроры, значение для рассмотрения дела N 024/01/10-2652/2019.
6. Явка лиц, участвующих в деле, либо их представителей с документами, подтверждающими полномочия и удостоверяющими личность, на рассмотрение дела N 024/01/10-2652/2019 обязательна.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 ноября 2019 г. N 024/01/10-2652/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.11.2019