Резолютивная часть решения оглашена 29 июля 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 02 августа 2019 года
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела Ерошкина О.В.,
член Комиссии - главный специалист-эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Журавлева Н.В.,
член Комиссии - специалист -эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Антропова Э.В.,
рассмотрев дело N 012/01/11-124/2019 в отношении МУПКХ МО "Юринский район", ООО "Маруглесбыт" по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в реализации соглашения по заключению и исполнению договоров на поставку каменного угля без проведения конкурентных процедур, в присутствии: ООО "Маруглесбыт" - Поспехова И.А. по доверенности от 14.05.2019,
в отсутствии представителя МУПКХ МО "Юринский район", надлежащим образом извещенного о дате, времени, месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении МУПКХ МО "Юринский район", ООО "Маруглесбыт" по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в реализации соглашения по заключению и исполнению договоров на поставку каменного угля без проведения конкурентных процедур.
ООО "Маруглесбыт" на заседаниях Комиссии Марийского УФАС России пояснило, что не согласно с признаками нарушения антимонопольного законодательства. Договоры на поставку каменного угля заключались в связи с поступлением в адрес общества писем от Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство), в связи необходимостью оказать содействие в приобретении угля для МУПКХ МО "Юринский район" в порядке ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223) в целях предотвращения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с отсутствием нормативного запаса каменного угля и невозможностью подачи тепловой энергии на объекты жилищного фонда и социальной сферы Юринского района.
Дополнительно указало, что в адрес общества поступали гарантийные письма от МУПКХ МО "Юринский район" с просьбой поставить каменный уголь, при этом оплату предприятие гарантировало. Кроме того, указало, что согласно п.п. 37 п. 10 гл.III Постановления Правительства Республики Марий Эл от 05.08.2005 N 194 "Вопросы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл" на министерство возложены задачи по осуществлению в соответствии с решением Правительства Республики Марий Эл функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с чем у общества отсутствовали основания для отказа в поставке каменного угля МУПКХ МО "Юринский район".
Кроме того, общество представило письменную позицию на заключение об обстоятельствах дела N 012/01/11-124/2019 о нарушении антимонопольного законодательства и на рассмотрении дела, состоявшемся 29.07.2019, признало факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции
МУПКХ МО "Юринский район" в рамках рассмотрения дела нарушение антимонопольного законодательства не признало, указало, что предприятие действовало добросовестно, но в связи с возможным возникновением чрезвычайной ситуации, связанной с отсутствием нормативного запаса каменного угля и невозможностью подачи тепловой энергии на объекты жилищного фонда и социальной сферы, а также отсутствием возможности складирования каменного угля заключало договоры на поставку ресурса с ООО "Маруглесбыт" в период с 2016 по 2018 годы на условиях заключения договоров до 100 000 рублей.
Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
В соответствии с Уставом МУПКХ МО "Юринский район", утвержденным постановлением главы администрации муниципального образования "Юринский муниципальный район" от 30.06.2003 N 119, учредителем унитарного предприятия выступает Муниципальное образование "Юринский муниципальный район", полномочия учредителя предприятия выполняет администрация муниципального образования "Юринский муниципальный район".
В соответствии с пунктом 2.1 Устава МУПКХ МО "Юринский район" создано для хозяйственной деятельности в целях удовлетворения потребностей населения в социально-значимых услугах и получения прибыли. Имущество принадлежит предприятию принадлежит на праве хозяйственного ведения.
В силу статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161 "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее - закон N 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация.
Статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) относит унитарные предприятия к коммерческим организациям, имеющим своей целью извлечение прибыли.
МУПКХ МО "Юринский район" оказывает услуги по поставке тепловой энергии пяти многоквартирным жилым домам и баням на территории Юринского муниципального района, в том числе обслуживает две школьные котельные.
Марийским УФАС России установлено, что предприятием разработано Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд МУПКХ МО "Юринский район" от 20.03.2012 N 6 (далее - Положение о закупке), действующее в настоящее время
Пункт 1.2 Положения о закупках регулирует отношения, связанные с проведением закупок для нужд предприятия в целях обеспечения своевременного и полного удовлетворения потребностей предприятия в товарах, работах услугах необходимого предприятию качества и надежности на рынке на условиях эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупках продукции для нужд предприятия и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности, прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, содействия объективности и беспристрастности принятия решений о выборе поставщика.
В силу п. 3.10 Положения о закупках не подлежат размещению на официальном сайте и на сайте предприятия сведения о закупке, составляющие государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей.
Указанное положение разрабатывается лицом, производящим закупки, и утверждается органом управления этого лица, учредителями (участниками) и другими лицами, в соответствии с частью 3 статью 2 Закона N 223.
Согласно части 2.5 статьи 2 Закона N 223-ФЗ типовое положение о закупке размещается в единой информационной системе утвердившей организацией, указанной в части 2.1 данной статьи, в течение пятнадцати дней с даты утверждения типового положения о закупке.
Данное положение является гарантией информационной открытости процедуры закупки и в том числе позволяет поставщику (исполнителю) оценить правовые основы заключения договора.
Положение о закупке МУПКХ МО "Юринский район" за 2012 год размещено в Единой информационной системе в сфере закупок, которое действовало в период с 2016 по 2018 г.г. и действует в настоящее время.
Марийским УФАС России установлено, что МУПКХ МО "Юринский район", руководствуясь п. 3.10 Положения о закупках в течение 2016-2018 гг. заключало договоры на поставку каменного угля, стоимостью менее 100 тыс. рублей с ООО "Маруглесбыт", сведения о которых приведены в таблице:
Сведения о дате, номере заключенного договора |
Предмет договора |
Период, в который оказываются услуги |
Сумма договора, руб. |
30.11.2016 N113 |
Поставка каменного угля |
30.11.2016-31.12.2016 |
94500 |
16.12.2016 N119 |
Поставка каменного угля |
16.12.2016-31.12.2016 |
52500 |
22.12.2016 N126 |
Поставка каменного угля |
22.12.2016-31.12.2016 |
52500 |
10.01.2017 N137 |
Поставка каменного угля |
10.01.2017-31.12.2017 |
52500 |
12.01.2017 N165 |
Поставка каменного угля |
12.01.2017-31.12.2017 |
97794 |
13.01.2017 N166 |
Поставка каменного угля |
13.01.2017-31.12.2017 |
97794 |
16.01.2017 N167 |
Поставка каменного угля |
16.01.2017-31.12.2017 |
97794 |
17.01.2017 N168 |
Поставка каменного угля |
17.01.2017-31.12.2017 |
97794 |
18.01.2017 N169 |
Поставка каменного угля |
19.01.2017-31.12.2017 |
97794 |
19.01.2017 N170 |
Поставка каменного угля |
19.01.2017-31.12.2017 |
97794 |
20.01.2017 N171 |
Поставка каменного угля |
20.01.2017-31.12.2017 |
97794 |
23.01.2017 N171/1 |
Поставка каменного угля |
23.01.2017-31.12.2017 |
97794 |
24.01.2017 N172 |
Поставка каменного угля |
24.01.2017-31.12.2017 |
97794 |
25.01.2017 N173 |
Поставка каменного угля |
25.01.2017-31.12.2017 |
97794 |
26.01.2017 N174 |
Поставка каменного угля |
26.01.2017-31.12.2017 |
97794 |
29.01.2017 N167 |
Поставка каменного угля |
29.01.2017-31.12.2017 |
87940 |
17.01.2017 N42 |
Поставка каменного угля |
17.01.2017-31.12.2017 |
87940 |
23.11.2017 N52 |
Поставка каменного угля |
23.11.2017-31.12.2017 |
99687 |
24.11.2017 N53 |
Поставка каменного угля |
24.11.2017-31.12.2017 |
99687 |
27.11.2017 N54 |
Поставка каменного угля |
27.11.2017-31.12.2017 |
37976 |
26.12.2017 N68 |
Поставка каменного угля |
26.12.2017-31.12.2017 |
87940 |
27.12.2017 N71 |
Поставка каменного угля |
27.12.2017-31.12.2017 |
99687 |
28.12.2017 N73 |
Поставка каменного угля |
28.12.2017-31.12.2017 |
99687 |
29.12.2017 N75 |
Поставка каменного угля |
29.12.2017-31.12.2017 |
33229 |
12.02.2018 27/1 |
Поставка каменного угля |
12.02.2018-31.12.2018 |
94100 |
13.02.2018 28 |
Поставка каменного угля |
13.02.2018-31.12.2018 |
94100 |
14.02.2018 29 |
Поставка каменного угля |
14.02.2018-31.12.2018 |
94100 |
15.02.2018 80 |
Поставка каменного угля |
15.02.2018-31.12.2018 |
94100 |
16.02.2018 31 |
Поставка каменного угля |
16.02.2018-31.12.2018 |
94100 |
19.02.2018 32 |
Поставка каменного угля |
19.02.2018-31.12.2018 |
52000 |
30.06.2018 19 |
Поставка каменного угля |
30.06.2018-31.12.2018 |
99370 |
31.07.2018 20 |
Поставка каменного угля |
31.07..2018-31.12.2018 |
99370 |
14.12.2018 38/1 |
Поставка каменного угля |
14.12.2018-31.12.2018 |
98028 |
17.12.2018 38/2 |
Поставка каменного угля |
17.12.2018-31.12.2018 |
98028 |
18.12.2018 40 |
Поставка каменного угля |
18.12.2018-31.12.2018 |
98028 |
18.12.2018 41 |
Поставка каменного угля |
18.12.2018-31.12.2018 |
32676 |
28.12.2018 48 |
Поставка каменного угля |
28.12.2018-31.12.2018 |
65352 |
29.12.2018 50 |
Поставка каменного угля |
29.12.2018-31.12.2018 |
98028 |
Всего за период 2016-2018 гг. сумма по заключенным договорам между сторонами составила 3272887 рублей, в том числе в 2016 году - 199500 рублей, в 2017 году - 1862007 рублей, в 2018 году - 1117280 рублей.
Предметом заключенных договоров между МУПКХ МО "Юринский район" и ООО "Маруглесбыт" являлась поставка каменного угля марки Д, фракции 0-200 м.м. с низшей теплотой сгорания не менее 5350 ккал/кг.
Договоры заключались непрерывно с периодичностью в несколько дней каждый раз сроком до 31 декабря соответствующего года на основании части 5.1. статьи 3 Закона N 223-ФЗ. При этом договоры поставки каменного угля заключались в том числе и в период отключения отопительного сезона на территории Республики Марий Эл (от 30.06.2018 N 19, от 31.07.2018 N 20), а в некоторых случаях ежедневно (от 12.02.2018 N 27/1, от 13.02.2018 N 28, от 14.02.2018, N 29, от 15.02.2018 N 80, от 18.12.2018 N 40, от 18.12.2018 N 41).
Порядок и форма оплаты определены в договорах поставки угля. Так п. 4.2 договоров поставки угля установлено, что расчет за поставленный товар осуществляется по факту поставки товара с момента получения счет-фактур, и/или товарной накладной в течение 20 банковских дней. МУПКХ МО "Юринский район" необходимо было произвести оплату 30-процентного авансового платежа по договору. Кроме того, покупатель вправе производить авансовые платежи в объемах до 100% от суммы договора до даты поставки.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.
Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.
Комиссией Марийского УФАС России установлено, что соглашение между МУПКХ МО "Юринский район" и ООО "Маруглесбыт" не подпадает в разряд допустимых в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции.
Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме. Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.
В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Закону о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.
Следовательно, заключение договора, являющегося согласованием воли сторон о всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения. При этом заключение договора в обход закона предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции (статья 10 Гражданского кодекса РФ).
Статьей 3 Закона N 223-ФЗ установлены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно статье 2 Закона N 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения, является положение о закупке.
Согласно части 3 статьи 3 Закон N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 данной статьи. Способы неконкурентной закупки устанавливаются положением о закупке.
Инициатива по заключению рассматриваемых договоров исходила как от ООО "Маруглесбыт", так и от МУПКХ МО "Юринский район", цены определялись и согласовывались с поставщиком исходя из потребности предприятия в товаре, текущей рыночной конъюнктуры, сложившейся на рынке аналогичных товаров, в том числе предполагаемых объемов и сроков поставки, уровня закупочных цен на предполагаемую дату заключения договора, среднего уровня отпускных цен на оптовом (розничном) рынке, сроков оплаты за поставку товаров (без предоплаты).
Таким образом, при заключении рассматриваемых договоров у ООО "Маруглесбыт", имелась возможность ознакомления с правовой основой закупочной деятельности заказчика.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Поставщик (исполнитель) как сторона договора должен осознавать последствия заключаемого договора в нарушение правовых оснований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Таким образом, вышеуказанные нормы ГК РФ закрепляют принцип свободы договора. Вместе с тем, принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий. Свобода договора, предполагая, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что при заключении договора стороны могут действовать и осуществлять свои права без учета прав других лиц, а также ограничений, установленных ГК РФ и другими законами.
Следовательно, заключение ряда договоров поставки без проведения публичных процедур в обход Положения о закупках, разработанного и утвержденного заказчиком, является существенным нарушением принципов, закрепленных в Законе N 223-ФЗ, противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор на оказание услуг, предусмотренных в вышеназванных договорах.
Из заключенных договоров следует, что МУПКХ МО "Юринский район" имеет постоянную потребность в каменном угле, что подтверждается непрерывностью заключения договоров.
Принимая во внимание тождественность предмета заключенных договоров, временной интервал, в течение которого были заключены договоры (несколько дней), единую цель договоров - поставка каменного угля, можно сделать вывод о том, что сделки намеренно были разбиты на суммы до 100 000 рублей в целях обеспечения формальной возможности не проведения конкурентных процедур и заключения договоров с единственным поставщиком.
Уход МУПК МО "Юринский район" и ООО "Маруглесбыт" от проведения конкурентных процедур длился на протяжении нескольких лет в течение 2016-2018 гг.
МУПК МО "Юринский район" и ООО "Маруглесбыт" не могли не знать о необходимости проведения конкурентных процедур на право поставки каменного угля в соответствии с Законом о контрактной системе.
ООО "Маруглесбыт", являясь активным участником проведения конкурентных процедур, приняло участие в 94 закупках, за последний год - в 7 конкурентных процедурах. По итогам проведения конкурентных процедур заключено 30 контрактов на поставку угля: N 3120300341818000002 с МОУ "Шимшургинская основная общеобразовательная школа" , N 3120500341318000016 с ООО "Марикоммунэнерго" , N 3120500341318000016 с МП "Куженерводоканал" , N 3120500341318000007 с МП "Куженерводоканал", N 3120500341318000003 с МП "Куженерводоканал", N 3120500341317000015 с МП "Куженерводоканал", N 2120500106017000260 с ГБУ РМЭ "Куженерская районная центральная больница", N3120600561417000001 с МБУК "МАРИ-ТУРЕКСКАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ КЛУБНАЯ СИСТЕМА", N 3120600212317000003 с МБОУ "Хлебниковская средняя общеобразовательная школа", N 3120600324717000001 4 с МБОУ "Сардаяльская основная общеобразовательная школа", N 3120600325417000001 с МДОУ "МОСАРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД", N 3120600336717000001 с МДОУ "Мари-китнинский детский сад", N 3120600373717000001 с МБОУ "Арборская основная общеобразовательная школа", N 3120600541317000001 с МБОУ "Арборский детский сад", N 3120300341817000002 с МОУ "Шимшургинская основная общеобразовательная школа", N 3121000354617000003 с МУП "Оршанский жилкомсервис", в том числе 15 из заключенных государственных контрактов было заключено в рамках Закона о контрактной системе: N51215126037180000710000, N51215126037180000050000, N51208007399180000020000, N51215126037170000270000,N51215126037170000260000,N5121512603717000010000 0, N51215126037170000010000, N51215126037160000470000, N5121512603716000043 0000, N3160407875501, N31604078833,N51215126037160000400000, N51215126037160000 050000, 31603193171-01,N51215126037160000050000, N 31603193171-01).
Таким образом, ООО "Маруглесбыт" не могло не знать о необходимости заключения договоров (контрактов) на поставку каменного угля с МУПКХ МО "Юринский район" только по итогам проведения конкурентных процедур.
Комиссия Марийского УФАС России не может согласиться с доводом ООО "Маруглесбыт" о необходимости заключения договоров с МУПКХ МО "Юринский район" для поставки каменного угля в связи с наличием угрозы возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера по следующим основаниям.
В адрес общества поступило письмо предприятия (исх. N 62 от 20.07.2016) с просьбой представить коммерческое предложение по поставке каменного угля на отопительный сезон 2016-2017 г.
Кроме того, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл направило в адрес общества 24.11.2016 (исх. N 4914) письмо об оказании содействия в приобретении угля для нужд МУПКХ "Юринского района", в порядке части 5.1. статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
По аналогичным основаниям МУПКХ МО "Юринский район" направило в адрес ООО "Маруглесбыт" гарантийное письмо от 26.11.2016 N 102 о необходимости поставки каменного угля в количестве 38 тонн в срок до 22.12.2016.
Аналогичные письма от Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (15.12.2017 исх. N 5217, 06.12.2018 исх. N 6362), от МУПКХ МО "Юринский район" (09.01.2017 N 1 11.02.2018 N 4, 10.07.2018 N 75, 13.12.2018 N 74) направлялись в адрес ООО "Маруглесбыт" в 2017-2018 г.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
На основании частей 2, 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией; проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами.
Согласно пункту 2.6.9 Постановления Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с подп. 8 п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 12.03.2013 N 103, в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
На основании раздела III п.п. 11 п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду в целях оценки готовности теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций среди прочего и обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, который включает в себя, в том числе проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей.
Частью 5 ст. 20 Закона N 190-ФЗ установлено, что проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным Правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Как следует из материалов дела администрация МО "Юринский муниципальный район" 21.11.2016 (исх. N 2965), 13.12.2017 ( исх.N 3005), 03.12.2018 (исх.N 3035) направляла письма в адрес Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл о заключении ООО "Маруглесбыт" договоров с МУПКХ "Юринский район" на поставку каменного угля.
Вместе с тем, указанные письма были направлены в адрес ООО "Маруглесбыт" после начала отопительных сезонов в 2016-2018 г.
Кроме того, ООО "Маруглесбыт" на заседании Комиссии представило копию протокола N 42-17-00398 от 07.10.2016 об административном правонарушении, составленном Марийским территориальным отделом Приволжского Управления Ростехнадзора, из содержания которого следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от 12.09.2016 N 3085 в период с 14.09.2016 по 07.10.2016 проводилась внеплановая выездная проверка в отношении МУПКХ МО "Юринский район". По результатам проверки должностным лицом Управления Ростехнадзора установлен ряд нарушений, а именно в котельных д. Горный Шумец, п. Козиково отсутствует основное топливо (каменный уголь), в котельной бани п. Юрино МУПКХ МО "Юринский район" в наличии имеется 1 тонна каменного угля. Более того, в вышеуказанных котельных отсутствует запас резервного топлива (дрова). Как следствие, в данных действиях установлено нарушение п. 4.1.1. "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных Минэнерго Росси N 115 от 24.03.2003 г.
Более того, из письменных пояснений Приволжского управления Ростехнадзора (вх. N 6763 от 25.06.2019) следует, что отсутствие нормативного запаса твердого топлива на котельных, обслуживаемых предприятием в период с 2016-2018 зафиксированы актами проверок органов государственного контроля, а именно в акте N43-17/157/180-14811, от 07.10.2016 (подпункт 10 пункт 8), N 43-17-13-106 от 24.03.2017 (подпункт 10 пункта 3), от 14.03.2018 N 43-17-13/157-119 (подпункт 6 пункта 3).
Таким образом, до направления администрацией МО "Юринский муниципальный район" в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл писем о необходимости заключения договоров поставки каменного угля, а также с учетом проводимых Приволжским управлением Ростехнадзора проверок, предприятие, располагало сведениями об отсутствии нормативного запаса основного топлива и могло предпринять меры по его приобретению путем проведения конкурентных процедур. Однако указанные действия предприятие не предпринимало.
В рамках рассмотрения дела предприятие указало, что посредством телефонной связи осуществляло запрос коммерческих предложений у хозяйствующих субъектов. Кроме того, в июле 2016 - 2018 г. предприятие направляло письма хозяйствующим субъектам о необходимости представления коммерческих предложений по поставке каменного угля на отопительный сезон. Таким образом, предприятие после проведения запроса коммерческих предложений располагало сведениями о наличии хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке поставки каменного угля. Следовательно, у предприятия имелась возможность для проведения конкурсных процедур.
Марийским УФАС России установлено, что на данном товарном рынке действуют иные хозяйствующие субъекты, а именно ООО "Татарстанское топливо и лес", ОАО "Чувашская топливная компания", ООО "Метиз Альянс Плюс", ООО "Уральский щебень", ООО "Топлисбыт", ООО "АФЕТ", что подтверждается обзором состояния конкуренции на рынке поставки каменного угля от 17.06.2019. Следовательно, существующий рынок поставки каменного угля является открытым и на нем действует значительное количество хозяйствующих субъектов, права которых могли быть нарушены действиями ООО "Марйглесбыт" и МУПКХ МО "Юриснкий район", при заключении и исполнении договоров поставки каменного угля без проведения конкурентных процедур.
Комиссией также отклоняются доводы предприятия о том, что оно не имело возможности заключать государственные контракты на поставку каменного угля, поскольку МУПКХ МО "Юринский район" не имеет источников финансирования на указанные нужды, а также ограниченностью сроков для проведения конкурентных процедур.
Фактически предприятие заключает возмездные договоры оказания услуг, которые также, как и государственные контракты, заключенные по итогам проведения конкурентных процедур, предполагают оплату за оказанные услуги.
Таким образом, предприятие, в случае заключения договоров с единственным поставщиком и в случае заключения государственных контрактов по итогам проведения конкурентных процедур исполняет финансовые обязательства по оплате за поставку каменного угля.
Также о возможности проведения конкурентных процедур на право заключения контракта на поставку каменного угля свидетельствует издание Положения о закупках, факт проведения МУПКХ МО "Юринский район" запросов котировок N 31400897001, N 31400833277, N 31300714529, которые проводились в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия МУПКХ МО "Юринский район" и ООО "Маруглесбыт" по заключению и исполнению договоров на поставку каменного угля привели к ограничению конкуренции на рынке поставки данного товара.
Действия предприятия и общества обеспечили ООО "Маруглесбыт" приоритетное положение на рынке по поставке каменного угля по сравнению с иными хозяйствующими субъектами.
Таким образом, действия МУПКХ МО "Юринский район" и ООО "Маруглесбыт" по заключению и исполнению договоров на поставку каменного угля без проведения конкурентных процедур являются нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
На момент принятия решения антимонопольным органом не установлено наличие договорных отношений между МУПКХ МО "Юринский район" и ООО "Маруглесбыт" по поставке каменного угля без проведения конкурентных процедур.
На основании изложенного, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 11, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
Признать в действиях МУПКХ МО "Юринский район" и ООО "Маруглесбыт" факт нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении и исполнении договоров на поставку каменного угля без проведения конкурентных процедур.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Председатель Комиссии О.В. Ерошкина
Члены Комиссии Н.В. Журавлева
Э.В. Антропова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 29 июля 2019 г. N 012/01/11-124/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 02.08.2019