Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
при участии представителей:
от ООО Ассоциация клиник "Медицина Будущего": <...>
от ФГУП "Охрана" Росгвардии: <...>
рассмотрев жалобы ООО Ассоциация клиник "Медицина Будущего" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ФГУП "Охрана" Росгвардии (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению предварительных, периодических медицинских осмотров, психиатрического освидетельствования работников для нужд Управления по Приволжскому федеральному округу Центра охраны объектов промышленности на 2020 год (реестровый N 31908497566) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неверном определении победителя Конкурса, заявка которого не отвечает требованиям, установленным документацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалобы Заявителя отвечают требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках). Указанное Положение о закупках в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении закупки, размещено в ЕИС - 28.06.2019.
Извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой договора в размере 5 258 814,90 руб. размещено на Официальном сайте 08.11.2019.
Из протокола рассмотрения и оценки заявок от 16.12.2019 следует, что ЗАО "ДЕЗ-СЕРВИС" признано победителем Конкурса.
Заявителем оспаривается факт допуска заявки ЗАО "ДЕЗ-СЕРВИС" к участию в конкурентной процедуре, а также признание такого участника победителем Конкурса в связи с тем, что у данной организации отсутствует лицензия на оказание медицинских услуг в г. Набережные Челны.
Кроме того, в качестве довода о неверном определении победителя Конкурса Заявителем приводится тот факт, что ценовое предложение ООО Ассоциация клиник "Медицина Будущего" лучше предложения ЗАО "ДЕЗ-Сервис".
В соответствии с пунктами 4,9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 1.3 проекта договора местом оказания услуг являются г. Набережные Челны и г. Нижнекамск.
В пункте 3.6 Информационной карты Заказчиком установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых участниками процедуры в составе заявки, в том числе необходимо представить копию действующей лицензии, выданной участнику закупки на осуществление деятельности.
Пунктом 5.5 Технического задания также установлено, что качество оказываемых услуг должно удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе действующим лицензиям на осуществление медицинской деятельности в соответствии с перечнем работ и услуг, и лицензии на экспертизу профпригодности (предоставить ксерокопии действующих лицензий).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно части 8 статьи 3 Закона о лицензировании место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
При этом оказание медицинских услуг по месту, не указанному в лицензии на осуществление такой деятельности, не допустимо.
Из открытых данных Единого реестра лицензии, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданным полномочием по лицензированию отдельных видов деятельности, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по контролю в сфере здравоохранения (адрес в сети "Интернет" - https://roszdravnadzor.ru/services/licenses) следует, что ЗАО "ДЕЗ-СЕРВИС" имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности в г. Москве. В связи с чем, Заявителем сделан вывод о невозможности исполнения ЗАО "ДЕЗ-СЕРВИС" договора по результатам Конкурса, а равно о несоответствии заявки такого участника установленным требованиям.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки ЗАО "ДЕЗ-СЕРВИС" представлен договор, заключенный таким участником с организацией, имеющей надлежащую лицензию с возможностью оказанию услуг в г. Набережные Челны.
Между тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика затруднился пояснить, какие положения Конкурсной документации наделяют участников правом привлечения к оказанию услуг субподрядчиков.
Подпунктом 1 пункта 2.10.2 Конкурсной документации установлено, что именно участник должен обладать лицензией на осуществление деятельности.
При этом согласно пункту 4.32 Технического задания услуги по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников должны оказываться Исполнителем, имеющим место нахождения в городе Набережные Челны, Нижнекамске.
Таким образом, из положений Конкурсной документации явно следует, что медицинские услуги должны оказываться победителем самостоятельно, то есть требование о наличии надлежащей лицензии предъявляется именно к участнику Конкурса.
Более того, Комиссия считает необходимым отметить, что целью проведения конкурентной процедуры является выявление участника, способного наилучшим образом оказать требуемые Заказчику услуги. При этом услуги не могут быть в полном объёме оказаны привлекаемым субподрядчиком, так как подобное распределение объёмов по договору нивелирует саму суть проведения закупочных процедур и противоречит цели установления требований к участникам Конкурса в связи с тем, что при таких условиях услуги будут оказаны не победителем, выявленным по результатам оценки заявки по установленным критериям, а иным лицом, которое не принимало участия в такой закупке.
Также в заявке ЗАО "ДЕЗ-СЕРВИС" отсутствуют сведения о распределении объёмов оказываемых услуг, что свидетельствует о том, что такой участник планирует оказание услуг только своими силами, без привлечения субподрядчиков. Иное не следует ни из положений заявки ЗАО "ДЕЗ-СЕРВИС", ни из положений Конкурсной документации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Резюмируя вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о неправомерном допуске заявки ЗАО "ДЕЗ-СЕРВИС" к участию в Конкурсе, так как такой участник не соответствовал требованиям, предъявляемым к участнику конкурентной процедуры, что не соответствует принципам, закрепленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и признает жалобу по данному доводу обоснованной.
Кроме того, при изучении заявок иных участников на предмет наличия у них надлежащей лицензии в соответствии с требованиям Конкурсной документации было установлено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности на территории в городе Набережные Челны, Нижнекамске присутствует не у всех участников, в связи с чем Заказчику надлежит пересмотреть все заявки, представленные на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В настоящем случае Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем исполнении Заказчиком обязанности по рассмотрению заявок участников на предмет их соответствия требованиям, установленным Конкурсной документацией, что не отвечает положениям части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Довод Заявителя об определении победителя на основании лучшего ценового предложения отклоняется Комиссией как несостоятельный в связи с тем, что конкурс как форма торгов предполагает, что победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора (части 16 статьи 3.2 Закона о закупках).
Таким образом, ценовой критерий не является единственно определяющим исход данной формы конкурентной процедуры.
При таких обстоятельствах указанный довод жалобы признается необоснованным.
На заседании Комиссии представителем Заказчика было сообщено о заключении по результатам Конкурса договора с победителем.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, договор по результатам проведения конкурентной процедуры заключен 25.12.2019.
Вместе с тем Комиссия обращает внимание, что названный договор заключен с нарушением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Кроме того, согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Итоговый протокол от 16.12.2019 размещен на Официальном сайте 20.12.2019. Таким образом, у Заказчика возникало право на заключение договора не ранее истечения срока, отведенного на обжалование его действий, а именно не ранее 31.12.2019.
Заключение договора по результатам торгов, не учитывающее закрепленной в Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому является нарушением прав участников закупки.
Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
В связи с вышеизложенным, договор от 25.12.2019, заключенный по результатам Конкурса, признается Комиссией ничтожным.
При таких обстоятельствах, у Комиссии отсутствуют препятствия к выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Ассоциация клиник "Медицина Будущего" (ОГРН: 1131650000240, ИНН: 1650255978) на действия ФГУП "Охрана" Росгвардии (ОГРН: 1057747117724, ИНН: 7719555477) при проведении Конкурса частично обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, части 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 февраля 2020 г. N 077/07/00-18855/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.02.2020