по результатам рассмотрения жалобы ООО ЧОП "Максимум-М" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
18.02.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
""
рассмотрев жалобу ООО ЧОП "Максимум-М" на действия (бездействие) заказчика ПАО Банк ВТБ при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Банка ВТБ (ПАО) (извещение N 32008809377), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО ЧОП "Максимум-М" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО Банк ВТБ (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Банка ВТБ (ПАО) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО Банк ВТБ (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
Извещение о проведении Запроса предложений, документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 28.01.2020;
Начальная (максимальная) цена договора - 405 242 496 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 07.02.2020;
Дата подведения итогов Запроса предложений - 06.03.2020.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Извещение о проведении Запроса предложений противоречит требованиям установленным Документации;
Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Запроса предложений по критерию "Квалификация участника процедуры закупки".
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, извещение о проведении Запроса предложений (далее - Извещение) противоречит требованиям установленным в Документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Из жалобы следует, что Извещение противоречит требованиям установленным Документацией, поскольку в пункте 7 Извещения отсутствуют ограничения для участия в Запросе предложений. При этом пунктом 8 Документации установлено, что одним из обязательных требований, предъявляемых к участникам Запроса предложений является соответствие участника Запроса предложений критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с пунктом 8 Документации, соответствие участника Запроса предложений критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является обязательным в случае, если требование о включении сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларации в состав заявки участников Запроса предложений установлено в Документации.
Согласно пункту 8 Документации сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются в случае если требование о включении сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларации в состав заявки на участие в процедуре закупки установлено в Документации процедуры закупки.
При этом представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование в Документации отсутствует, в связи с чем в пункте 7 Извещения отсутствуют ограничении для участия в Запросе предложений. Таким образом обязательное требование о соответствии участника Запроса предложений критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства при проведении Запроса предложений не применяется.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, обосновывающих довод жалобы, в связи с чем довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Запроса предложений по критерию "Квалификация участника процедуры закупки".
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 13 Документации установлен критерий оценки "Квалификация участника процедуры закупки", в соответствии с которым Заказчиком оценивается квалификация участника Запроса предложений.
При этом пунктом 13 Документации по критерию "Квалификация участника процедуры закупки" установлен следующий порядок оценки:
"Оценки по критерию "Квалификация Участника процедуры закупки (опыт самостоятельного выполнения аналогичных договоров)" осуществляется согласно информации, указанной Участником в Форме 1.2. - "Справка о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров" и вычисляется по формуле:
Roi = N*(Oi / Omax)
где:
Oi - количество самостоятельно выполненных и/или находящихся в процессе выполнения договоров, предметом которых является оказание услуг по вооруженной круглосуточной и невооруженной круглосуточной охране объектов для банков, заключенных с банками, и действовавших в период с 01.01.2016 до даты публикации документации конкурентной процедуры, а также заключенных ранее, но действующих на момент публикации документации конкурентной процедуры закупки, i-го участника закупки - не менее 1 (одного) договора.
В каждом договоре, указанном участником должна содержаться информация:
об оказании услуг по вооруженной круглосуточной и невооруженной круглосуточной охране объектов;
об объеме оказания услуг по вооруженной круглосуточной и невооруженной круглосуточной охране объектов для банков должны быть не менее 9 (девяти) вооруженных круглосуточных постов и 30 (тридцати) невооруженных круглосуточных постов в каждом предоставленном договоре;
об оказании услуг по охране не менее чем 1 (Одного) объекта с объемом не менее 8 (восьми) круглосуточных вооруженных/невооруженных постов в каждом предоставленном договоре.
В случае если Участником не предоставлены договоры, предметом которых является оказание услуг по вооруженной круглосуточной и невооруженной круглосуточной охране объектов для банков, заключенных с банками, и действовавших в период с 01.01.2016 до даты публикации документации конкурентной процедуры, а также заключенных ранее, но действующих на момент публикации документации конкурентной процедуры закупки, то такая заявка получает 0 (ноль) баллов по данному критерию. Минимальный срок фактического оказания услуг по каждому договору должен быть не менее 6 (шести) месяцев.
N - значимость критерия;
Omax - наибольшее количество самостоятельно выполненных и/или находящихся в процессе выполнения договоров, предметом которых является оказание услуг по вооруженной круглосуточной и невооруженной круглосуточной охране объектов для банков, заключенных с банками, и действовавших в период с 01.01.2016 до даты публикации документации конкурентной процедуры, а также заключенных ранее, но действующих на момент публикации документации конкурентной процедуры закупки, из представленного всеми допущенными участниками - 3 (три) договора. Если Участником представлено 3 (три) договора и более - то заявке Участника присваивается максимальный рейтинг по данному критерию.
В каждом договоре, указанном участником должна содержаться информация:
об оказании услуг по вооруженной круглосуточной и невооруженной круглосуточной охране объектов;
об объеме оказания услуг по вооруженной круглосуточной и невооруженной круглосуточной охране объектов для банков должны быть не менее 9 (девяти) вооруженных круглосуточных постов и 30 (тридцати) невооруженных круглосуточных постов в каждом предоставленном договоре;
об оказании услуг по охране не менее чем 1 (Одного) объекта с объемом не менее 8 (восьми) круглосуточных вооруженных/невооруженных постов в каждом предоставленном договоре.
Минимальный срок фактического оказания услуг по каждому договору должен быть не менее 6 (шести) месяцев.
Подтверждающие документы:
Копии договоров и актов, подтверждающих самостоятельное выполнение и /или нахождение в процессе исполнения договоров на оказание услуг по вооруженной круглосуточной и невооруженной круглосуточной охране для банков в каждом предоставленном договоре, заключенных с банками, и действовавших в период с 01.01.2016 до даты публикации документации конкурентной процедуры, а также заключенных ранее, но действующих на момент публикации документации конкурентной процедуры закупки, заверенные печатью и подписью уполномоченного лица.
Копии документов, подтверждающих пролонгацию договоров, заверенные печатью и подписью уполномоченного лица".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что порядок оценки по критерию "Квалификация участника процедуры закупки" установлен в соответствии с Законом о закупках. При этом необходимость представления договоров, предметом которых является оказание услуг по вооруженной круглосуточной и невооруженной круглосуточной охране объектов для банков, в качестве подтверждения соответствующей квалификации обусловлена тем, что объектом закупки является оказание услуг по охране объектов Банка ВТБ (ПАО).
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является объект повышенной охраны, в связи с чем Заказчиком в Документации установлено вышеуказанное требование.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, обосновывающих довод жалобы, в связи с чем довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Дополнительно ФАС России сообщает, что текст жалобы не содержит ссылку на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО ЧОП "Максимум-М" б/д б/н (ИНН: 7447077662; ОГРН:1047421532355) заказчика ПАО Банк ВТБ (ИНН: 7702070139; ОГРН: 1027739609391) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов Банка ВТБ (ПАО) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 февраля 2020 г. N 223-ФЗ-128/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.02.2020