Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Навигатор-Т" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ПАО "НК "Роснефть" (далее также - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора поставки имущества (реестровый N 31908747909, далее - Закупка) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, мотивированная несогласием с установлением Заказчиком в Закупочной документации неправомерных требований к участникам Закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу
о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик в Закупочную документацию включил требование о предоставлении сертификата на соответствие товара требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011
"О безопасности средств индивидуальной защиты" и не включил требование
о предоставлении сертификата соответствия требованиям Федерального закона
от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), что противоречит техническому заданию и может привести к отсутствию удовлетворения потребностей Заказчика.
Комиссия, рассмотрев жалобу Заявителя, приняла решение о признании её необоснованной, исходя их следующих фактических обстоятельств дела.
В соответствии с техническим заданием закупочной документации Заказчиком включено требование о том, что качество самоспасателей должно соответствовать или превосходить требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты". При поставке должна быть предоставлена заверенная поставщиком копия сертификата соответствия.
Как указывает Заявитель, помимо ТР ТС 019/2011 на данный вид продукции действуют требования национального законодательства об обязательной сертификации на соответствие требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, в соответствии с которыми, по мнению Заявителя, фильтрующие самоспасатели подлежат сертификации на соответствие требованиям данного регламента в части требований, не включенных в законодательство Таможенного союза.
При этом в техническом задании указано, что самоспасатель фильтрующий должен соответствовать пункту 4.3.1 ГОСТ Р 53261-2009, а именно быть рассчитан на применение при температуре окружающей среды в диапазоне от 0 до +60 оС.
Требования ТР ТС 019/2011 не содержат вышеуказанный пункта 4.3.1
ГОСТ Р 53261-2009, и следовательно, как указывает Заявитель, должен быть подтвержден сертификатом соответствия Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, который не запрашивается Заказчиком.
Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии со статьей 51 договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии едиными принципами, включая такие как:
- установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств- членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень);
- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единство правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия.
На основании пункта 2 Приложения N 1 к ТР ТС средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие относятся к средствам индивидуальной защиты, на которые распространяется действие ТР ТС.
В Приложении N 5 к ТР ТС установлен список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов Таможенного союза.
В пункте 2 Приложении N 5 к ТР ТС включены фильтрующие самоспасатели.
В силу статьи 3 ТР ТС средства индивидуальной защиты выпускаются в обращение на рынке при их соответствии требованиям настоящего Технического регламента Таможенного союза, а также других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно ст. 5 ТР ТС, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В письме МЧС России от 04.10.2018 N 19-2-3-2032 было указано, что с включением ГОСТ Р 53261-2009 перечень документов по стандартизации к ТР ТС подтверждение соответствия фильтрующих самоспасателей, используемых гражданами при пожаре, проводится только на соответствие требованиям ТР ТС.
Таким образом, приоритет применения требований принадлежит ТР ТС.
В силу вышеуказанных норм, на основании положений части 2 статьи 53 договора о Евразийском экономическом союзе, пункта 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878, части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "о международных договорах", отсутствуют основания для проведения обязательной сертификации продукции.
В этой связи Комиссия приходит к выводу о том, что сертификация на соответствие ГОСТ Р 53261-2009 не является обязательной.
Иные доводы Заказчика, указанные в возражениях, также не были опровергнуты Заявителем на заседании Комиссии.
Комиссия также обращает внимание на то, что требование о представлении сертификатов соответствия на продукцию в соответствии с положениями Закупочной документации предъявляется к победителю Закупки на этапе исполнения договора, что не ограничивает потенциальных участников в возможности принятия участия в данной процедуре.
При таких обстоятельствах, с учетом конкретных фактических обстоятельств, исходя из имеющихся в настоящее время документов и сведений, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Навигатор-Т" (ОГРН: 1057747250285, ИНН: 7736523644) на действия ПАО "НК "Роснефть" (ОГРН: 1027700043502, ИНН: 7706107510) при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения, наложенные письмом Московского УФАС России
от 22.01.2020 N ПО/2680/20.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 февраля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.02.2020