Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии Мурманского УФАС России:
Попова И.Н. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
члены комиссии Мурманского УФАС России:
Воронина К.Ф. - начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Клименкова А.В. - ведущий специалист-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
представителя Филиала "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка" <..> (по доверенности),
представителей общества с ограниченной ответственностью "ОРКО - Инвест" - <..> (по доверенности),
рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО "ОРКО - Инвест" на действия заказчика Филиал "35 Судоремонтный завод "Акционерного общества "Центр судостроения "Звёздочка" при проведении запроса котировок "Сбор, транспортирование, обезвреживание отходов 4 класса опасности", реестровый номер извещения: 32008817420,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 10.02.2020 поступила жалоба ООО "ОРКО - Инвест" на действия заказчика Филиал "35 Судоремонтный завод "Акционерного общества "Центр судостроения "Звёздочка" при проведении запроса котировок "Сбор, транспортирование, обезвреживание отходов 4 класса опасности".
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в установлении в котировочной документации требований, влекущих ограничение конкуренции.
Комиссия Мурманского УФАС России, проанализировав доводы Заявителя, выслушав пояснения представителя Заказчика, изучив представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции утверждён порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов.
В соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что закупка проводится Организатором торгов на основании Положения о закупке АО "ЦС "Звездочка", утвержденного Советом директоров АО "ЦС "Звездочка".
29.01.2020 на сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Заказчиком является АО "ЦС "Звездочка", организатором - Филиал "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка".
Пунктом 4.1.15 Информационной карты установлены дополнительные (специальные и/или квалификационные) требования к наличию у участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора: в соответствии с требованием Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" участник должен иметь лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов IV класса опасности. В случае отсутствия одного из видов деятельности у участника, допускается действующий договор с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Все лицензии, договоры с третьими лицами должны действовать на весь срок действия заключаемого договора с Заказчиком.
Заявитель в жалобе ссылается на то, что лицензия на вид работ, услуг по обезвреживанию отходов с кодом по ФККО 8 90 000 01 72 4 (наименование вида отхода "Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ", установленным в закупочной документации, имеется только у ООО "СОРЕКС", что прямо и непосредственно ограничивает конкуренцию.
Так, согласно письменным пояснениям Общества, лицензией N 51-0071 от 02.02.2018 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, предоставленной Управлением Росприроднадзора по Мурманской области акционерному обществу "Завод по термической обработке твердых бытовых отходов" (АО "Завод ТО ТБО"), с которым у ООО "ОРКО-Инвест" имеется договор на обезвреживание отходов, так же, как и лицензиями, выданными иным потенциальным участникам закупки в Мурманской области, не предоставляется право на осуществление вида работ, услуг - обезвреживание отхода с наименованием "Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" и кодом по ФККО 8 90 000 01 72 4.
Следовательно, если бы ООО "ОРКО-Инвест" подало заявку на участие в указанном запросе котировок, она была бы отклонена как не соответствующая требованиям, установленным извещением.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Следовательно, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию и требует получения специального разрешения на право ее осуществления, то есть лицензии.
Согласно техническому заданию (раздел 5 извещения) указано наименование закупаемой услуги - сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание отходов IV класса опасности.
Согласно пункту 1.1. проекта Контракта, предметом настоящего договора является оказание Исполнителем услуг по сбору транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления, образующихся в процессе деятельности Заказчика, согласно Приложения N 1 (далее - отходы). Выполнение услуг по настоящему Договору осуществляется для целей выполнения Заказчиком государственного оборонного заказа.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) на отходы I - IV классов опасности составляется паспорт отходов, отражающий компонентный состав отхода подлежащего обезвреживанию.
На заседании Комиссии Мурманского УФАС России, представителем Заказчика представлено письмо от 12.11.2019 N542-10/2096 (с Приложением 1) уточняющее перечень работ в обеспечение работ по государственному оборонному заказу, а также представлен паспорт отходов I-IV классов опасности.
Согласно данному письму Заказчику необходимо выполнить комплекс работ: "Обезвреживание и/или размещение отходов от строительства и ремонтных работ (ФККО 8 90 000 01 72 4).
Таким образом, Заказчик необоснованно исключил из описания объекта закупки размещение отходов от строительства и ремонтных работ, в связи с чем, необоснованно ограничил участие ООО "ОРКО-Инвест" в торгах.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика по установлению избыточного требования к участникам не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и признает жалобу обоснованной.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Мурманского УФАС,
РЕШИЛА:
Жалобу ООО "ОРКО - Инвест" на действия заказчика Филиал "35 Судоремонтный завод "Акционерного общества "Центр судостроения "Звёздочка" при проведении запроса котировок "Сбор, транспортирование, обезвреживание отходов 4 класса опасности", реестровый номер извещения: 32008817420, признать обоснованной.
Признать Заказчика - Филиал "35 Судоремонтный завод "Акционерного общества "Центр судостроения "Звёздочка" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: И.Н. Попова
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
А.В. Клименкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 17 февраля 2020 г. N 051/07/03-67/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.02.2020