Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика ГУ - РО ФСС РФ по РТ - <_> (доверенность N212 от 15.11.2019 г.), в присутствии заявителя <_>, рассмотрев жалобу заявителя <_> (вх. N1394/ж от 06.02.2020 г.), а также дополнения к жалобе (вх. N1580/ж от 11.02.2020 г.) на действия заказчика ГУ - РО ФСС РФ по РТ при проведении закупки N0211100000119000175 на предмет: "Выполнение работ в 2020 году по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0211100000119000175 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 24.01.2020 г.
Заказчик - Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 758 139,78 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации электронного конкурса приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о том, что заявителем при проведении закупки не установлено преимущества в отношении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
В соответствии с извещением о проведении закупки и конкурсной документацией рассматриваемая закупка проводится на общих основаниях, преимуществ в отношении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций заказчиком не установлено.
Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что объем закупок, которые заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлен частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе (не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок).
Следовательно, у заказчика отсутствуют обязанность проводить абсолютно все закупки в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе. Установление преимуществ для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций является правом заказчика, а не обязанностью.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя о неправомерности установления заказчиком критерия о наличии у участника закупки научных разработок в области протезно-ортопедических изделий, подтверждающихся предоставлением соответствующих патентов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии, а именно:
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Установление критериев оценки заявок на участие может повлиять исключительно на оценку заявки участника в случае установления соответствующего показателя.
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.
Приложением 1 к информационной карте конкурсной документации заказчиком были определены нестоимостные критерии оценки, подтверждающие квалификацию участников закупки, в том числе:
2.6. "НАЛИЧИЕ У УЧАСТНИКА НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ. ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПАТЕНТОВ"
Оценка показателя (баллы) - 100
Коэффициент значимости показателя - 0,3
По данному показателю оценивается:
Наличие научных разработок в области протезно-ортопедических изделий. Подтверждается предоставлением соответствующих патентов.
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
b6 = КЗ x Кi
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - количество баллов, присужденное заявке по данному показателю в следующем порядке:
Наличие у участника 1 патента в области протезно-ортопедических изделий |
35 баллов |
Наличие у участника 2 патентов в области протезно-ортопедических изделий |
65 баллов |
Наличие у участника 3 и более патентов в области протезно-ортопедических изделий |
100 баллов |
Отсутствие у участника патентов в области протезно-ортопедических изделий |
0 баллов |
Установленные нестоимостные критерии в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок.
Кроме того, установленный заказчиком нестоимостной критерий квалификации о наличии у участника патентов в области научных разработок протезно-ортопедических изделий не является единственным в документации:
- "Наличие у участника конкурса техников протезистов";
- "Наличие у участника конкурса врачей-ортопедов";
- "Наличие у участника конкурса инженеров протезистов";
- "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема";
- "Наличие или отсутствие выездных бригад для обслуживания получателя на дому на территории г. Казани и Республике Татарстан в составе врача и технического специалиста (техника протезиста или инженера-протезиста), работающих у участника закупки на постоянной основе";
- "Наличие у участника научных разработок в области протезно-ортопедических изделий. Подтверждается предоставлением соответствующих патентов";
- "Соответствие участника системе менеджмента качества ГОСТ ИСО 9001:2011".
Из чего следует, что оценка заявок будет проводиться из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в конкурсной документации.
Довод заявителя признан необоснованным.
Относительно довода заявителя о неправомерности установления заказчиком критерия о наличии у участника закупки техников протезистов, врачей-ортопедов, инженеров протезистов.
Приложением 1 к информационной карте конкурсной документации заказчиком были определены, в том числе, следующие нестоимостные критерии оценки, подтверждающие квалификацию участников закупки:
2.1. "НАЛИЧИЕ У УЧАСТНИКА КОНКУРСА ТЕХНИКОВ-ПРОТЕЗИСТОВ"
Оценка показателя (баллы) - 100
Коэффициент значимости показателя - 0,05
По данному показателю оценивается:
Оценивается наличие у участника конкурса техников-протезистов, предлагаемых для выполнения работ по изготовлению протезов на нижние конечности для инвалидов. Наличие специалистов должно подтверждаться приложением копий приказов о приеме на работу или копий гражданско-правовых договоров и сведений об образовании или сведений о повышении квалификации или профессиональной переподготовке работников с приложением копий соответствующих удостоверений или дипломов, или аттестаций.
Учитывается количество у участника конкурса техников-протезистов, предлагаемых для выполнения работ по изготовлению протезов на нижние конечности для инвалидов.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
b1 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
2.2. "НАЛИЧИЕ У УЧАСТНИКА КОНКУРСА ВРАЧЕЙ-ОРТОПЕДОВ"
Оценка показателя (баллы) - 100
Коэффициент значимости показателя - 0,2
По данному показателю оценивается:
Оценивается наличие у участника конкурса врачей-ортопедов, предлагаемых для выполнения работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов. Наличие специалистов должно подтверждаться приложением копий приказов о приеме на работу или копий гражданско-правовых договоров и сведений об образовании или сведений о повышении квалификации или профессиональной переподготовке работников с приложением копий соответствующих удостоверений или дипломов или аттестаций.
Учитывается количество у участника конкурса врачей-ортопедов, предлагаемых для выполнения работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
b2 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
2.3. "НАЛИЧИЕ У УЧАСТНИКА КОНКУРСА ИНЖЕНЕРОВ-ПРОТЕЗИСТОВ"
Оценка показателя (баллы) - 100
Коэффициент значимости показателя - 0,05
По данному показателю оценивается:
Оценивается наличие у участника конкурса инженеров-протезистов, предлагаемых для выполнения работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов. Наличие специалистов должно подтверждаться приложением копий приказов о приеме на работу или копий гражданско-правовых договоров и сведений об образовании или сведений о повышении квалификации или профессиональной переподготовке работников с приложением копий соответствующих удостоверений или дипломов или аттестаций.
Учитывается количество у участника конкурса инженеров-протезистов, предлагаемых для выполнения работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
b3 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает заказчика в выборе и установлении показателей, позволяющих подтвердить квалификацию участников закупки. При этом, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такие показатели нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, позволяющие полно и всесторонне осуществить оценку соответствия уровня квалификации участника и минимизировать, тем самым, количество недобросовестных участников при определении поставщика.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установленные нестоимостные критерии в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контрактной системе и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок.
Заявителем не представлено доказательств того, что техники протезисты, врачи-ортопеды, инженеры протезисты, действующие на территории других регионов Российской федерации не могут осуществлять свою деятельность на территории г. Казани.
Кроме того, установленный заказчиком нестоимостной критерий квалификации применяется ко всем участникам в равной степени.
Доводы заявителя о том, что заказчиком установлены критерии оценки заявок, ограничивающих участников закупки и дающих преимущества только единственной организации ФГУП Московский ПРОП является несостоятельным, что подтверждается тем, что на участие в закупке было подано 3 заявки.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.
Относительно довода заявителя о том, что заказчиком установлен неправомерный порядок оценки заявок по критерию "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема" (дополнения к жалобе вх. N1580/ж от 11.02.2020 г.).
Частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В соответствии с извещением о проведении закупки дата и время окончания срока подачи заявок - 10.02.2020 в 09:00.
Дополнения к жалобе на положения документации (вх.1580/ж) поступили от заявителя в адрес антимонопольного органа 11.02.2020 г.
Учитывая, что дополнения к жалобе на положения документации поданы по истечении сроков, установленных законодательством, данный довод заявителя оставлен без рассмотрения.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Приложением 1 к информационной карте конкурсной документации заказчиком были определены, в том числе, следующий нестоимостной критерий оценки, подтверждающий квалификацию участников закупки:
2.4. "ОПЫТ УЧАСТНИКА КОНКУРСА ПО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПРОТЕЗОВ СОПОСТАВИМОГО ОБЪЕМА"
Оценка показателя (баллы) - 100
Коэффициент значимости показателя - 0,05
По данному показателю оценивается:
Оценивается предложение участника об объеме (оценивается объем оказанных услуг сопоставимого характера контрактов (а именно: выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям (при этом суммарный объем выполненных работ должен быть не менее 100 протезов в год), исполненном участником контрактов за период 2017-2019 гг., без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника.
Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться копиями государственных контрактов (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ и/или выписками из карточки контракта сопоставимого объема и характера реестра контрактов со статусом контракта "исполнение завершено", заключенных с участником открытого конкурса, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение - 100 (Сто).
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
а) в случае, если Кmax < Кпред , - по формуле:
b4 = КЗ x 100 x (Кi / Кmax)
б) в случае, если , - по формуле:
b4 = КЗ x 100 x (Кi / Кпред)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, Кпред = 100.
Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлен неправомерный порядок оценки заявок на участие в части установления требования к участникам о необходимом суммарном объёме выполненных работ не менее 100 протезов в год.
Исходя из установленного порядка оценки, заказчиком не будут оцениваться заявки участников, которые предоставят информацию об объеме выполненных аналогичных работ менее 100 протезов в год. Вместе с тем, в данном случае Комиссия отмечает, что при рассмотрении и оценке заявок участникам должен присваиваться соответствующий балл в соответствии с установленной формулой.
Заказчиком нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об учете выявленных нарушений при рассмотрении и оценки заявок участников на участие в закупке N0211100000119000175 в части неприменения условия о том, что учитываются объем выполненных аналогичных работ не менее 100 протезов в год по каждому контракту, указанное в документации по пункту 2.4 "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объекта".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу заявителя <_> (вх. N1394/ж от 06.02.2020 г.) на действия заказчика ГУ - РО ФСС РФ по РТ при проведении закупки N0211100000119000175 на предмет: "Выполнение работ в 2020 году по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов", необоснованной.
Оставить дополнения к жалобе <_> (вх. N1580/ж от 11.02.2020 г.) на действия заказчика ГУ - РО ФСС РФ по РТ при проведении закупки N0211100000119000175 на предмет: "Выполнение работ в 2020 году по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов" без рассмотрения.
Признать заказчика - ГУ - РО ФСС РФ по РТ нарушившим требования пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выдать заказчику ГУ - РО ФСС РФ по РТ выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 14 февраля 2020 г. N 016/06/54.3-196/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.02.2020