Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика Федерального казённого предприятия "Казанский завод точного машиностроения" - <_> (доверенность от 03.12.2020 г. N437/26-5), оператора торговой площадки ООО "ЭТП" - <_> (доверенность от 18.11.2019 г. Nб/н), в отсутствии представителей ООО "Мир транспорта", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом (до перерыва - <_> (доверенность от 24.01.2020 г. N20), рассмотрев жалобу ООО "Мир транспорта" (вх. N443/ж от 21.01.2020 г.) на действия заказчика Федерального казённого предприятия "Казанский завод точного машиностроения" при проведении закупки N32008751710 на предмет: "Оказание услуг по перевозке работников завода пассажирским автобусом",
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N32008751710 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru - 10.01.2020 года.
Заказчик - Федеральное казённое предприятие "Казанский завод точного машиностроения".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 467 798,36 рублей.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о различных дате и времени окончания подачи заявок на участие, установленных в извещении о проведении закупки на официальном сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/ и на ЭТП http://etprf.ru.
Согласно части 12 статьи 3.3 Закона о закупках оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Частью 11 статьи 3.2 Закона о закупках участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Согласно части 21 статьи 3.2 Закона о закупках при проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что 10.01.2020 года заказчиком на электронной торговой площадке размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по перевозке работников завода пассажирским автобусом.
Согласно извещение заказчиком установлены дата и время окончание срока подачи заявок: 20.01.2020 г. в 09:00 (+03:00) (представлен скриншот).
Согласно извещению, опубликованному в единой информационной системе на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 20.01.2020 г. в 10:00 (МСК).
Согласно пояснениям, заказчик на электронной торговой площадке заполнил форму извещения с указанием времени окончания подачи заявок на участие 20.01.2020 г. в 9:00. Размещение на ЕИС осуществляет оператор электронной торговой площадки.
Согласно пояснения оператора ООО "ЭТП" в соответствии с п.9.4 Регламента ООО "ЭТП", Заказчик на электронной торговой площадке заполняет форму извещения.
Пунктом 9.6 Регламента ООО "ЭТП ", установлено, что в форме извещения о проведении процедуры закупки время окончания подачи заявок отображается по местному времени Заказчика и/или организатора торгов. АС Оператор автоматически указывает смещение местного времени относительно московского времени.
Согласно извещению, время окончания срока подачи заявок на электронной торговой площадки было указано 20.01.2020 г. 9.00 (+03.00), т.е. указано корректное время соответствующее местному времени и указывающее смещение относительно московского времени.
По какой причине на ЕИС отображалось не корректное время, оператор не может пояснить, ввиду того, не может отвечать за правильную и корректную работу ЕИС.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установление различных даты и времени окончания подачи заявок на участие в извещении о проведении закупки на официальном сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/ и на ЭТП http://etprf.ru повлияли на возможность участника ООО "Мир транспорта" подать заявку на участие в запросе котировок. Установлено, что заявитель начал формирование своей заявки 20.01.2020 г. в 08.52.48 (+03.00), все документы, прилагаемые к заявке, были загружены на ЭТП в 09.08.07 (+03.00), так как участник предполагал возможность подачи заявок до 10:00 (согласно информации, размещенной в единой информационной системе).
Учитывая, что участник не смог подать заявку из-за допущенной технической ошибки, тогда как намеревался это сделать, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя.
Вместе с тем, учитывая, что данная ошибка возникла по независящим от заказчика и оператора торговой площадки причинам, нарушений в действиях заказчика и оператора ЭТП не установлено, материалы для возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения не передавать.
Комиссия считает необходимым выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства для восстановления нарушенных прав участника закупки ООО "Мир транспорта".
2. Относительно довода заявителя о том, что заказчиком не учтены изменения, внесенные в Закон о лицензировании.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФКП "Казанский завод точного машиностроения", утвержденным от 19.07.2019 г.
Пунктом 15 части 1 статьи 36 "Требования, предъявляемые к запросу котировок" Положения установлено, что извещение о запросе котировок должно содержать требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Частью 2 статьи 36 Положения установлено, что при проведении запроса котировок в электронной форме информация, указанная в части 1 настоящей статьи, может быть размещена в электронных документах, прилагаемых к извещению о проведении запроса котировок.
Техническим заданием на проведение торгов на предоставление услуги по перевозке работников завода пассажирским автобусом заказчиком установлены требования к участнику размещения заказа:
- Наличие лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек "на Регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении" в соответствии с 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. N 280;
- наличие сертификатов соответствия автобусов требованиям ространснадзора к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом;
- автобусы должны быть оборудованы тахографами и системами слежения ЭРА - ГЛОНАСС;
-автобусы должны быть оборудованы системами обогрева салона в зимнее время и кондиционирования в летнее время;
- автобусы должны быть собственностью перевозчика, в лизинге или долгосрочной ( не менее года) аренде;
- предоставляемый пассажирский автобус должен быть задублирован и в случае форс-мажоров (болезнь водителя, ДТП, поломка и т. п.) вместо основного автобуса предоставляется подменный в течение 30 минут;
- автобусы должны быть выпуска не ранее 2012 года;
- автобусы должны подаваться чистые, салоны убранные, в темное время освещенные;
- водители должны пройти предрейсовый и послерейсовый осмотр согласно действующему законодательству (Приказ от 15 декабря 2014 г. N 835н)
- водители должны соответствовать требованиям ПДД и Правилам перевозки людей автобусами, иметь опрятный внешний вид.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" утверждено "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что требование заказчика о наличии лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" установлено в недействующей редакции Закона о лицензировании (редакция N26 от 27.12.2018 г.).
С 01.03.2019 вместо вида деятельности, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280, осуществляется лицензирование перевозок пассажиров и иных лиц автобусами. Для перевозок пассажиров и иных лиц, юрлица и ИП должны получить лицензию до 29.06.2019. После этой даты такие перевозки без лицензии не допускаются. При намерении приступить к таким перевозкам до 29.06.2019, необходимо получить лицензию до начала их осуществления (ФЗ от 30.10.2018 N 386-ФЗ).
Согласно пояснениям заказчика, в требованиях к участнику указано неверное наименование лицензии. Вместе с тем, требования к получению лицензии, лицензиатам являются идентичными.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что довод заявителя является обоснованным, требование к участнику закупки о наличии лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек является неправомерным.
Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 15 части 1 статьи 36 Положения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Мир транспорта" (вх. N443/ж от 21.01.2020 г.) на действия заказчика Федерального казённого предприятия "Казанский завод точного машиностроения" при проведении закупки N32008751710 на предмет: "Оказание услуг по перевозке работников завода пассажирским автобусом", обоснованной.
Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункта 15 части 1 статьи 36 ФКП "Казанский завод точного машиностроения", утвержденным от 19.07.2019 г..
Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 13 февраля 2020 г. N 016/07/3-166/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.02.2020