Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев дело N016/01/11-1213/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ООО "Евростиль" и ООО "СМУ-УКС" по признакам нарушения пунктов пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы N 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили сведения о нарушении антимонопольного законодательства в со стороны ООО "Евростиль" и ООО "СМУ-УКС" при проведении аукционов в электронной форме.
По результатам рассмотрения предоставленной информации было установлено следующее.
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru были опубликованы аукционы в электронной форме с реестровыми N <_> -[реестровый номер закупки], <_> -[реестровый номер закупки], <_> -[реестровый номер закупки], <_> -[реестровый номер закупки], <_> -[реестровый номер закупки].
Заказчиком вышеуказанных закупок являлось Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление РТ".
В вышеуказанных аукционах приняли совместное участие ООО "Евростиль" и ООО "СМУ-УКС".
В ходе рассмотрения представленных материалов проведена проверка аффилированности вышеуказанных юридических лиц:
1) Согласно выписке из ЕГРЮЛ соучредителями ООО "Евростиль" являются <_> -[физическое лицо], размер доли в уставном капитале - 1/3, <_> -[физическое лицо], размер доли в уставном капитале - 1/3, <_> -[физическое лицо], размер доли в уставном капитале - 1/3. Директором Общества является <_> -[физическое лицо]. Основным видом деятельности организации является Строительство жилых и нежилых зданий (код ОКВЭД 41.20).
2) Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ООО "СМУ-УКС" является <_> -[физическое лицо], размер доли в уставном капитале - 100%. Директором Общества является <_> -[физическое лицо]. Основным видом деятельности организации является Строительство жилых и нежилых зданий (код ОКВЭД 41.20).
Учитывая изложенное, Татарстанским УФАС России установлено, что ООО "Евростиль" и ООО "СМУ-УКС" не подпадают под исключение, установленное пунктом 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.
Татарстанским УФАС России проанализированы аукционы в электронной форме, в которых усматриваются признаки заключения антиконкурентного соглашения между указанными организациями.
Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее - НМЦК) составила <_> - [сумма в рублях] рублей.
В результате снижение по аукционам составило 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Вышеуказанные аукционы состоялись в 2018 году, по их итогам ООО "Евростиль" заключило 5 контрактов на общую сумму <_> - [сумма в рублях] руб.
Принимая решения участвовать в аукционе, участники исходят из того, что смогут предложить снижение цены, в целях победы по итогам проведения данных электронных аукционов, и соответственно, такое поведение как снижение цены по контракту, хозяйствующие субъекты предполагали для себя как рентабельное. Участие в электронном аукционе предполагает определенные расходы, связанные с данным участием, следовательно, участие с заведомым проигрышем в электронном аукционе является экономически нецелесообразным для хозяйствующего субъекта.
Участие ООО "Евростиль" и ООО "СМУ-УКС" в вышеуказанных аукционах явилось формальной имитацией конкурентной борьбы, что лишает его существенного назначения, состоящего в выявлении наиболее выгодных ценовых предложений участниками электронного аукциона, имеющих намерение заключить договор, контракт по результатам электронного аукциона. Их действия были изначально согласованы и определены, в целях исключения из аукциона добросовестных участников и заключения ООО "Евростиль" государственных контрактов по максимально возможной цене.
Также Татарстанским УФАС России установлено следующее.
В 2016 -2019 гг. между ООО "СМУ-УКС" и ООО "Евростиль" осуществлялся перевод денежных средств.
Помимо этого установлено, что в соответствии с данными, размещенными в единой информационной системе в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru), размер обеспечения заявки по закупке N<_> -[реестровый номер закупки] года составил <_> - [сумма в рублях] рублей.
При этом по имеющимся в распоряжении Татарстанского УФАС России данным со стороны ООО "Евростиль" в адрес ООО "СМУ-УКС" был осуществлен перевод денежных средств в размере <_> - [сумма в рублях] рублей, то есть совпадающем с размером обеспечения заявки для участия в аукционе N<_> -[реестровый номер закупки], что также подтверждает факт наличия соглашения между указанными организациями в целях поддержания цен на торгах.
Данные обстоятельства отражают совместную подготовку конкурентов к указанным торгам. Совместная подготовка самостоятельными субъектами гражданского оборота к торгам возможна только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО "Евростиль" и ООО "СМУ-УКС" возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
По мнению Татарстанского УФАС России ООО "Евростиль" и ООО "СМУ-УКС" заключили соглашение, ограничивающее конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах.
На данные организации распространяются требования, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан издан Приказ N01/342-к от 12.08.2019 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Евростиль" и ООО "СМУ-УКС" по признакам нарушения пунктов пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
В ходе рассмотрения дела N016/01/11-1213/2019 со стороны ООО "Евростиль" даны пояснения, которые также подтверждают наличие продолжительных договорных отношений с ООО "СМУ-УКС".
Согласно Разъяснениям N3 Президиума ФАС России "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах", утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N3 при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.
Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.
Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.
На практике к таким косвенным доказательствам обычно относятся:
-отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;
-заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах;
-использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах;
-фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;
-оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;
-формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;
-наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N220 (далее - Порядок) был проведен анализ состояния конкуренции на рынке выполнения строительно-монтажных и прочих работ по капитальному ремонту.
Согласно пункту 10.9. Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:
а) определение временного интервала исследования;
б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);
в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
-На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период с 19 февраля 2018 года по 04 сентября 2018 года, соответствующий периоду подачи заявок и участия в аукционах электронной форме, рассматриваемых Комиссией в рамках дела N016/01/11-1213/2019.
-В рассматриваемом случае предмет торгов определен аукционной документацией.
-Состав хозяйствующих субъектов, определяется Комиссией из хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.
Учитывая вышеизложенное, в состав хозяйствующих субъектов - участников торгов из рассматриваемых в рамках дела N016/01/11-1213/2019 аукционов входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона следующие хозяйствующие субъекты:
ООО "Евростиль";
ООО "СМУ-УКС".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ООО "Евростиль" и ООО "СМУ-УКС", выразившихся в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составила <_> - [сумма в рублях] рублей. В результате снижение по аукционам составило 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Соглашение было достигнуто его участниками и реализовывалось в 2018 году.
Антиконкурентная деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей сути, видом незаконной предпринимательской деятельности.
При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведённых лицом расходов. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. N23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлечённого всеми её участниками.
По оценке Татарстанского УФАС России при реализации Соглашения доход ООО "Евростиль" в результате победы на торгах и заключении государственных контрактов с Заказчиками составил <_> - [сумма в рублях] рублей.
В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела N016/01/11-1213/2019, ООО "Евростиль" признано вменяемое в рамках настоящего дела нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в достижении с ООО "СМУ-УКС" устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
В соответствии с п.1 примечания к ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:
на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;
представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.
Помимо этого, согласно Разъяснению ФАС России "О внесении изменений в статью 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней", опубликованному 17.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, установлено следующее.
Для установления наличия совокупности условий примечаний 1 или 5 к статье 14.32 КоАП РФ антимонопольному органу необходимо руководствоваться следующим.
Одним из условий для применения примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ является отсутствие у антимонопольного органа сведений и документов о совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ на момент обращения лица с заявлением.
Таким образом, заявитель должен сообщить антимонопольному органу сведения, достаточные для установления события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ, и отсутствующие на момент подачи такого заявления у антимонопольного органа.
Данное условие может быть выполнено, в том числе, при предоставлении в антимонопольный орган:
- документов или сведений, подтверждающих факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении либо участия в согласованных действиях;
- документов или сведений, раскрывающих предмет антиконкурентного соглашения либо согласованных действий;
- документов или сведений, указывающих на время и место заключения антиконкурентного соглашения, а также период участия в антиконкурентном соглашении либо согласованных действиях;
- документов или сведений, указывающих на участников антиконкурентного соглашения либо согласованных действий, известных заявителю;
- документов или сведений, указывающих на организатора антиконкурентного соглашения;
- информации о неизвестных ранее антимонопольному органу антиконкурентных соглашениях либо согласованных действиях, а также об их участниках,
- информации о способах и средствах заключения и участия хозяйствующих субъектов в антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях,
- иной информации, имеющей существенное значение для установления в действиях юридического либо должностного лица состава административного правонарушения.
Разрешая вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления о признании участия в антиконкурентном соглашении либо в согласованных действиях, необходимо иметь в виду, что хозяйствующий субъект мог добровольно предоставить антимонопольному органу все необходимые документы и информацию до подачи такого заявления.
В этом случае, полученные документы и информация должны быть оценены и заявление может подлежать удовлетворению.
Наличие в материалах дела об административном правонарушении только одного заявления о признании факта совершения лицом административного правонарушения, без подтверждения факта отказа лица от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях, также не может являться основанием для применения в отношении такого лица примечаний 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ.
Отказ от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях может подтверждаться:
- дополнительными соглашениями к договорам, исключающими условия, ограничивающие конкуренцию;
- соглашениями о расторжении договоров, ограничивающих конкуренцию;
- сведениями и информацией об отказе от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях;
- информированием в письменной форме остальных участников антиконкурентного соглашения/согласованных действиях об отказе от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.
В случае оконченного, на момент обращения в антимонопольный орган, антиконкурентного соглашения или согласованных действий, заявление также должно содержать информацию и документальное подтверждение отказа от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.
В силу положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд указал, что при разрешении вопроса о соблюдении условия применения примечания о том, что на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении, судам следует учитывать, что такое условие соблюдено, если обращение состоялось до момента оглашения решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, ставшего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (часть 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ).
По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России письменное заявление ООО "Евростиль", представленное в ходе заседания Комиссии, содержит сведения, достаточные для установления события административного правонарушения.
В связи с удовлетворением заявления ООО "Евростиль" о признании факта совершения действий, запрещенных в силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Татарстанского УФАС России решила материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении ООО "Евростиль" по фактам, указанным в решении по настоящему делу, не передавать.
Со стороны ООО "СМУ-УКС" аналогичных письменных обращений о признании факта совершения действий, запрещенных в силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не заявлено, письменных и устных возражений против вменяемого нарушения не представлено.
С учетом изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО "Евростиль" и ООО "СМУ-УКС" явились нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Признать ООО "Евростиль" (ИНН 1650063313) и ООО "СМУ-УКС" (ИНН 1650249170) нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в достижении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен при проведении открытых аукционов в электронной форме.
Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении ООО "СМУ-УКС" по фактам, указанным в решении по настоящему делу.
Материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении ООО "Евростиль" по фактам, указанным в решении по настоящему делу, не передавать.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 12 февраля 2020 г. N 016/01/11-1213/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.02.2020