Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<_> - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
<_> - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
<_>- специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Максимус" (вх. N 1409э от 29.01.2020 г.) на действия ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку хозяйственных товаров для нужд ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" (извещение N 32008751399),
в присутствии представителей:
ООО "Максимус" - <_> (действует по доверенности),
ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" - <_> (действует по доверенности N 35-026), <_> (действует по доверенности N 35-027),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) поступила жалоба ООО "Максимус" (вх. N 1409э от 29.01.2020 г.) на действия ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку хозяйственных товаров для нужд ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" (извещение N 32008751399).
Заявитель сообщает следующее (вх. N 1409э от 29.01.2020 г.):
10.01.2020 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32008751399 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по поставке хозяйственных товаров для нужд ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" (далее - Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее - Документация). Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Участник указывает на неправомерные действия Заказчика Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Участника, в необоснованном отклонении заявки ООО "Максимус" от участия в процедуре закупки согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 22.01.2020 г.
Полагаем, что поданная заявка соответствовала всем требованиям конкурсной документации, ее отклонение со ссылкой на пп. "д" п.2.9.3.5. Документации, является прямым нарушением ст. 17 Закона о защите конкуренции, со стороны Заказчика. В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на процедуру от 22.01.2020 г. заявка Участника N 2 (ООО "Максимус") была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: пп. "д" п.2.9.3.5. (несоответствие заявки на участие в закупке требованиям Документации): условия оплаты не соответствуют условиям, определенные Документацией.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Как следует из п. 2.3.1.1 Документации, участник должен подготовить заявку в строгом соответствии с требованиями настоящей Документации таким образом, чтобы заявка не содержала никаких условий, противоречащих требованиям настоящей Документации.
В соответствии с пп. 2.3.1.3 Документации вторая часть заявки должно включать в себя письмо о подаче заявки на участие в закупке (Форма 1).
В пп. 3.28 Документации содержится перечень критериев оценки заявок на участие в Закупке. Соответственно, "Условия оплаты" не являются критерием оценки, так как такой критерий в перечне отсутствует.
В соответствии с пп. 2.3.1.7.2 Документации, если заявки Участников не оцениваются по критерию "Условия оплаты", Участник Закупки не вправе предложить иные условия оплаты кроме тех, которые указаны в Документации.
Если выбранный по результатам закупки участник предложил срок оплаты, отличный от установленного в настоящей Документации, при этом предложенные Участником условия оплаты позволяют произвести оплату в установленный в настоящей Документации срок, в договоре указывается срок оплаты в соответствии с требованиями Документации.
Если предложенный Участником срок оплаты не позволяет произвести оплату в установленный в настоящей Документации срок, такая заявка будет отклонена как не соответствующая требованиям Документации.
Как указано в п. 3.26 Документации, оплата за поставленный товар осуществляется Покупателем или указанному им Грузополучателем в течение 10 (десяти) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями сторон товарной накладной ТОРГ12 (УПД).
Участник в Форме 1 (письмо о подаче заявки на участие в запросе предложений), представленной в составе заявки, указал условия оплаты: в течение 30 календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу продукции.
Поскольку заявки Участников не оцениваются по критерию "Условия оплаты", а Участник предложил срок оплаты, отличный от установленного в настоящей Документации, главное условие, чтобы данный срок позволял произвести оплату в установленный в настоящей Документации срок, тогда в договоре указывается срок оплаты в соответствии с требованиями Документации.
В соответствии с условием оплаты, предложенным ООО "Максимус" не исключается возможность оплаты раннее 30 календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями сторон товарной накладной, то есть допускается произвести оплату и в течение 10 календарных дней, что соответствует требованиям Документации. Полагаем, установленное условие оплаты допустимым и не нарушающим права Сторон и требований Документации.
Также Заявитель считает, что "условие оплаты" не влияет на процесс закупки по существу. Товар, предложенный Участником, соответствует требованиям Заказчика, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 21.01.2020 г., вторые части (другие документы, требуемые в соответствии с Документацией) также соответствуют требованиям, согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 22.01.2020 г.
В связи с этим, Заявитель полагает, что Комиссия, рассмотрев вторые части заявок на участие в процедуре, неверно истолковала предложенное условие оплаты Участником ООО "Максимус" и неправомерно отказала в допуске к участию. Суть закупки получить товар соответствующим требованиям и в данном случае, существенные условия закупки нарушены не были, а значит и отклонение не является обоснованным.
Заявитель считает, что решение комиссии об отклонении заявки Общества с ограниченной ответственностью "Максимус" на участие в запросе предложений в электронной форме N 32008751364 на право заключения договора по поставке хозяйственных товаров для нужд ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" необоснованно и незаконно.
ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" представило следующие возражения по существу рассматриваемого вопроса.
ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" (далее - Общество) осуществляет деятельность по организации проведения Закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон).
Во исполнение указанного Закона решением совета директоров Общества утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" - протокол N 24 от 14.12.2018 (далее - Положение о закупках).
ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" был проведен запрос предложений в электронной форме (для субъектов малого и среднего предпринимательства) на поставку хозяйственных товаров для нужд Общества.\x{2003}
Извещение и документация были размещены в ЕИС (www.zakupki.gov.ru) и ЭТИ (www.etp.gpb.ru) 10 января 2020 года N 32008751399. В соответствии с протоколом от 22.01.2020 по закупке N 2-01/2020/ЭП-3200875136 заявка ООО "Максимус" ("Участник 3") была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "пп.д п.2.9.3.5 (несоответствие Заявки на участие в закупке требованиям Документации) - условие оплаты не соответствует условиям, определенным Документацией".
Согласно п. 2.3.1.1. Документации, Участник должен подготовить Заявку в строгом соответствии с требованиями настоящей Документации таким образом, чтобы Заявка не содержала никаких условий, противоречащих требованиям настоящей Документации.
В соответствии с п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе: форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Как указано в п.3.26 Документации, оплата за поставленный товар осуществляется Покупателем или указанным им Грузополучателем в течение 10 (десяти) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями сторон товарной накладной ТОРГ 12 (УПД)."
В п. 3.28. Документации содержится перечень критериев оценки Заявок на участие в закупке. "Условия оплаты" критерием оценки не являются.
В соответствии с п. 2.3.1.7.2 Документации, если заявки Участников не оцениваются по критерию "Условия оплаты", Участник Закупки не вправе предложить иные условия оплаты кроме тех, которые указаны в Документации.
Заявитель жалобы в Письме о подаче Заявки на участие в Закупке (Форма 1) указал в графе "Условия оплаты", что оплата производится "в течение 30 календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приемку-передачу продукции". Срок оплаты, предложенный ООО "Максимус" не соответствовал требованию п.3.26 Документации, где в качестве условия оплаты был заявлен период в 10 календарных дней, а не срок в 30 календарных дней, вследствие чего, ООО "Газпром Межрегионгаз Новосибирск" отклонило заявку ООО "Максимус".
Кроме того, "условие оплаты" указано в п.2.2 Проекта договора, который согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ является неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.
В соответствии с п.6.10.16. Положения о закупках, договор по результатам конкурентной закупки в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки или приглашением принять участие в такой закупке и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.\x{2003}
Изменение условий оплаты после заключения договора может быть признано допущением неравных условий для участников закупки.
На основании вышеизложенного считаем, что закупка проведена с соблюдением принципов Закона N 223-ФЗ, в том числе принципов информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В документации был установлен порядок и правила проведения закупки, в том числе одинаковые и единые требования к участникам закупки, оформлению и содержанию заявки, в том числе к описанию товара, условиям поставки и оплаты.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
10.01.2020 года ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" на Официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) опубликовало извещение N 32008751399 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по поставке хозяйственных товаров для нужд ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск".
Закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с п. 2.9.3.5 Документации о запросе предложений по результатам рассмотрения вторых частей Заявок Участников, Заказчик вправе отклонить Заявку на участие в Закупке в следующих случаях:
а) отсутствия в составе Заявки на участие в Закупке документов, определенных настоящей Документацией, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике Закупки или о поставляемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах;
б) отсутствие обеспечения Заявки на участие в Закупке, если в настоящей Документации установлено такое требование.
в) несоответствия Участника Закупки единым квалификационным требованиям, указанным в настоящей Документации и Положении о закупках;
г) наличия в заявке на участие в Закупке недостоверных сведений, несоответствия участника закупки, а также привлекаемых им для исполнения договора соисполнителей (субподрядчиков) установленным настоящей Документацией требованиям к участникам Закупки, соисполнителям (субподрядчикам), несоответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным настоящей Документацией к товарам, работам, услугам, являющимся предметом Закупки.
д) несоответствия Заявки на участие в Закупке требованиям настоящей Документации.
е) наличия у Участника неисполненных обязательств, установленных решением суда и подтвержденных документально.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре
N 1-02/2020/ЗП-32008751399 от 21.01.2020 года по окончании срока подачи заявок было подано 4 (четыре) заявки от участников, с порядковым номером: 1, 2, 3, 4. Состав документов участников был соответствующим требованиям документации.
Согласно п. 5 Протокола рассмотрения вторых частей заявок на процедуру N 2-01/2020/ЗП-32008751364 от 22.01.2020 года Участнику 3 было отказано в допуске к участию в процедуре на основании пп. "д" п.2.9.3.5. (несоответствие Заявки на участие в закупке требованиям Документации): условия оплаты не соответствуют условиям, определенные Документацией.
Согласно Протоколу подведения итогов от 22.01.2020 года, допущен до участия в запросе предложений и признан победителем Участник 2 (ООО "Новая Сибирь химия инвентарь").
Согласно договору поставки N 35-6-0015 от 03.02.2020 года, ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" заключило договор с ООО "Новая Сибирь химия инвентарь".
Пунктом 3.28 Документации установлен перечень критериев оценки заявок на участие в Закупке. Соответственно, "Условия оплаты" не являются критерием оценки, так как такой критерий в перечне отсутствует.
Согласно пп. 2.3.1.7.2 Документации если заявки Участников не оцениваются по критерию "Условия оплаты", Участник Закупки не вправе предложить иные условия оплаты кроме тех, которые указаны в Документации.
Если выбранный по результатам закупки участник предложил срок оплаты, отличный от установленного в настоящей Документации, при этом предложенные Участником условия оплаты позволяют произвести оплату в установленный в настоящей Документации срок, в договоре указывается срок оплаты в соответствии с требованиями Документации.
Если предложенный Участником срок оплаты не позволяет произвести оплату в установленный в настоящей Документации срок, такая заявка будет отклонена как не соответствующая требованиям Документации.
В соответствии с п. 3.26 Документации, оплата за поставленный товар осуществляется Покупателем или указанному им Грузополучателем в течение 10 (десяти) календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями сторон товарной накладной ТОРГ12 (УПД).
Заявитель (ООО "Максимус") в Форме 1 (письмо о подаче заявки на участие в запросе предложений), представленной в составе заявки, указал условия оплаты: в течение 30 календарных дней с даты подписания уполномоченными представителями первичных документов, подтверждающих приёмку-передачу продукции.
Таким образом, Участник предложил срок оплаты, отличный от установленного в настоящей Документации, однако, указанный срок позволял произвести оплату в установленный в настоящей Документации срок, поскольку допускается произвести оплату в течение 10 календарных дней, что соответствует требованиям Документации.
Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" нарушена процедура проведения торгов, а именно: согласно абз. 2 пп. 2.3.1..7.2 Документации ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" необоснованно отклонило заявку ООО "Максимус".
Поскольку договор по итогам закупки заключен, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Максимус" (вх. N 1409э от 29.01.2020 г.) на действия ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку хозяйственных товаров для нужд ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" (извещение N 32008751399) обоснованной.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса об обращении в суд.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении заказчика к административной ответственности.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 января 2020 г. N 054/01/18.1-226/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.02.2020