Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - (_), заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: (_),
рассмотрев дело N 055/05/28-11/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Бюджетным учреждением Омской области "Редакции газеты "Сибиряк" (ИНН 5515009772, ОГРН 1025501595272, далее - БУОО "Редакция газеты "Сибиряк") рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие представителей БУ ОО "Редакция газеты "Сибиряк" (ходатайство от 16.01.2020 вх. N 290/1э), ООО "Ломбард "Профит" (ходатайство от 27.01.2020 вх. N 703),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 21.11.2019 Омским УФАС России выявлен факт распространения на странице N 16 в газете "Сибиряк" N 45 (12204) от 15 ноября 2019 года рекламы: "ЛОМБАРД золото телефоны планшеты телевизоры холодильники ЗАЙМЫ ПОД электроинструмент автомобили ПТС квартиры стир. машины тел.: (_)".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Вышеуказанная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку распространена в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к ломбарду и осуществляемой им финансовой деятельности (выдача займов).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон "О ломбардах") ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" является финансовой организацией.
Согласно части 1 статьи 2 Закона "О ломбардах" ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово "ломбард" и указание на его организационно-правовую форму.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
На момент выявления факта распространения рекламы информация о лице (наименование, организационно-правовая форма организации), оказывающем финансовую услугу, в распространяемой рекламе отсутствовала.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно выходным данным, учредителем газеты "Сибиряк" является БУОО "Редакция газеты "Сибиряк".
На запрос Омского УФАС России БУОО "Редакция газеты "Сибиряк" в письме от 27.11.2019 исх. N 90 была представлена информация, согласно которой: "_Реклама размещалась ООО "Ломбард Профит". Эти предприниматели неохотно реагируют на наши замечания внести изменения в текст рекламы_".
Дополнительно в адрес Управления был представлен макет вышеуказанной рекламы без отметки о согласовании представителем от ООО "Ломбард "Профит" и кассовый чек N 29, выданный БУОО "Редакция газеты "Сибиряк" за оплату рекламных услуг без указания наименования плательщика.
Как следует из пояснений ООО "Ломбард "Профит" (б/н от 06.12.2019): "_Между Генеральным директором ООО "Ломбард "Профит" (_), являющимся единоличным исполнительным органом юридического лица, и Бюджетным учреждением Омской области "Редакция газеты "Сибиряк" никогда не существовало договорных отношений, закрепленных в простой письменной форме (Договор на оказание услуг), в которых были бы согласованы/указаны все существенные условия относительно цены услуг, сроков оказания услуг, условий о приемке указанных услуг, а также условия по утверждению макетов спорных рекламных услуг и прочих условий, обязательных для данного рода отношений.
Являясь единоличным исполнительным органом Общества, Генеральный директор ООО "Ломбард "Профит" (_) вносил денежные средства на счет Бюджетного учреждения Омской области "Редакция газеты "Сибиряк" за распространение рекламы вышеуказанной газетой в будущем, после согласования сторонами условий Договора на оказание услуг по распространению рекламы и текста распространяемой рекламы.
Генеральный директор ООО "Ломбард "Профит" (_) не направлял в Бюджетное учреждение Омской области "Редакция газеты "Сибиряк" на согласование макет рекламы финансовых услуг предоставляемых Обществом, не подписывал никаких актов об оказании услуг, в том числе не вел никакой переписки с редакцией газеты по вопросу размещения указанной спорной рекламы...".
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", БУ ОО "Редакция газеты "Сибиряк" является рекламораспространителем.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
Рассмотрев материалы дела, пояснения БУОО "Редакция газеты "Сибиряк", ООО "Ломбард "Профит", Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении БУОО "Редакция газеты "Сибиряк" требований части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы на странице N 16 в газете "Сибиряк" N 45 (12204) от 15 ноября 2019 года.
Учитывая пояснения БУОО "Редакция газеты "Сибиряк" (от 16.01.2020 вх. N 290э) о том, что в настоящее время рассматриваемая реклама в газете "Сибиряк" не распространяемся, Комиссией Омского УФАС России принято решение о нецелесообразности выдачи БУОО "Редакция газеты "Сибиряк" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу: "ЛОМБАРД золото телефоны планшеты телевизоры холодильники ЗАЙМЫ ПОД электроинструмент автомобили ПТС квартиры стир. машины тел.: 8-908-318-90-01 ул. П.Ильичева 22 м. МАРАФЕТ", распространенную БУОО "Редакция газеты "Сибиряк" (ИНН (_), ОГРН (_)) на странице N 16 в газете "Сибиряк" N 45 (12204) от 15 ноября 2019 года рекламы, ненадлежащей, нарушающей требования части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание БУОО "Редакция газеты "Сибиряк" о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии(_)
Члены Комиссии:(_)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 февраля 2020 г. N 055/05/28-11/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.02.2020