по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 31 января 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...>- заместителя руководителя - начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<...> - главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
<...> - главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
в отсутствии:
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Байкал Трэйд" (далее - ООО "Байкал Трэйд", заявитель), (место нахождения: 677000, г. Якутск, ул. Чиряева, дом 4, кв. 22, ИНН 1435306772, КПП 143501001, ОГРН 1161447054845);
представителей заказчика публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (место нахождения: 677009, г. Якутск, ул. Федора Попова, дом 14, ИНН 1435028701, КПП 143501001, ОГРН 1021401047260), Кузакова А.И. по доверенности NИ00007287 от 14.01.2020, Пилипюк А.Н. по доверенности NИ00005732 от 06.12.2018 г.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкал Трэйд" (далее - ООО "Байкал Трэйд", заявитель) на действия (бездействие) заказчика публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (далее - ПАО "Якутскэнерго", заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры общепромышленной для нужд ПАО "Якутскэнерго" (извещение N 31908731215),
установила:
21 января 2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Байкал Трэйд" на действия (бездействие) заказчика публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (далее - ПАО "Якутскэнерго", заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры общепромышленной для нужд ПАО "Якутскэнерго" (извещение N 31908731215), нарушающие законодательство о закупках.
Из содержания жалобы заявителя следует, что при проведении конкурса в электронной форме заказчик ограничивает конкуренцию, поскольку заказчиком представлены ответы на запросы разъяснений, не раскрывающие предмет запросов разъяснений и имеющие следующее содержание: "Уважаемые участники! Вопрос требует дополнительного времени на рассмотрение, ожидайте размещение ответа на сайте ЭТП АО "Единая электронная торговая площадка" http://rushydro.roseltorg.ru/ и на сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru/. Заявитель считает, что данные действия заказчика ограничивают конкуренцию, так как данные разъяснения влияют на конечную стоимость поставки товаров.
На рассмотрении жалобы по существу представители заказчика не согласились с жалобой и пояснили, что в поступивших запросах о разъяснении документации о закупке участниками поставлены вопросы об уточнении характеристик закупаемой продукции, ответить на которые без изменения сути документации о закупке не представляется возможным, а также достаточно большой объем закупаемой продукции (237 наименований), в целях обеспечения равных условий участия в закупке всем хозяйствующим субъектам, расширения конкуренции при проведении закупки и привлечения к закупке максимально возможного количества лиц, обеспечения потребности заказчика с учетом приведенных обстоятельств проводится уточнение технических характеристик необходимой ему продукции для последующего внесения изменений в документацию о закупке.
Между тем, представители заказчика пояснили, что заявитель ООО "Байкал Трэйд" с запросами о разъяснении документации о закупке к организатору закупки не обращалось, что свидетельствует о формальности поданной жалобы, об отсутствии нарушения каких-либо прав и интересов общества действиями (бездействием) заказчика, организатора закупки при проведении конкурса.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
ПАО "Якутскэнерго" провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным Протоколом заседания Совета директоров ПАО "РусГидро" от 04.10.2018 N 277 (далее - Единое положение).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
Как следует из материалов рассмотрения жалоб, 27.12.2019 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, документация о закупке "Конкурс в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры общепромышленной для нужд ПАО "Якутскэнерго".
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 3.2 Закона о контрактной системе любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
Аналогичное положение содержится в подпункте "в" пункта 3.3.6 Единого положения.
Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.
Раздел 4.3. документации о закупке содержит положения относительно разъяснений Документации о закупке:
Участники вправе обратиться к Организатору за разъяснениями настоящей Документации о закупке.
Запросы на разъяснение настоящей Документации о закупке должны подаваться следующим образом:
в случае проведения закупки способом "открытый конкурс" или "закрытый конкурс" (в бумажной форме) - запросы подаются в форме электронного сканированного документа за подписью руководителя организации или иного ответственного лица Участника, направленного в адрес Организатора по адресу электронной почты[1] контактного лица, указанного в пункте 1.2.9.;
в случае проведения закупки способом "конкурс в электронной форме" или "закрытый конкурс" с использованием ЭТП - запросы подаются в соответствии с Регламентами и инструкциями оператора ЭТП, опубликованными на сайте соответствующей ЭТП.
Организатор обязуется ответить на любой вопрос, поступивший не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок. В случае поступления вопросов с нарушением установленного срока, Организатор вправе не предоставлять разъяснения.
Организатор вправе без получения запросов от Участников по собственной инициативе выпустить и официально разместить разъяснения настоящей Документации о закупке.
Ответы на поступившие вопросы официально размещаются (с указанием предмета запроса, но без указания Участника, от которого поступил вопрос) в сроки, установленные пунктом 1.2.9, но в любом случае не позднее чем в течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления такого запроса. При проведении закупки с использованием ЭТП копия ответа размещается Организатором на ЭТП.
Разъяснения Документации о закупке носят справочный характер и не могут изменять предмет закупки и существенные условия проекта Договора (в противном случае необходимо вносить изменения в Документацию о закупке). При этом Участники обязаны учитывать разъяснения Организатора при подготовке своих заявок. Все риски и последствия за подачу заявки без учета официально размещенных разъяснений несет Участник.
В случае получения Участником любой иной информации в отношении условий проводимой закупки в порядке, не предусмотренном настоящим подразделом, такая информация не считается официальной, и Участник не вправе на нее ссылаться.
Согласно пункту 15 извещения о закупке, пункту 1.2.20 документации о закупке, срок окончания подачи заявок на участие в закупке установлен до 10:00 (по московскому времени) 31.01.2020.
На момент рассмотрения жалобы в соответствии с вышеуказанными положениями участниками закупок были поданы запросы разъяснений под соответствующими номерами N1, N2, N3, N4, N5, N6, N7, N8, N9, N10, N11 ответы на которые были размещены в единой информационной системе в период с 16.01.2020 по 23.01.2020.
Однако заявитель в своей жалобе от 21.01.2020 г. указывает на 4 разъяснения.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Следовательно, предметом рассмотрения данной жалобы являются запросы разъяснений N1 от 13.01.2020, N2 от 13.01.2020, N3 14.01.2020, N4 от 20.10.2020.
Комиссией Якутского УФАС России установлено следующее:
- 13.01.2020 поступил запрос N1 об уточнении характеристик оборудования следующего содержания : "Прошу уточнить оборудованию Затвор АН7.514.1433-ЯК Ду150 Ру10 дисковой с электроприводом МЭОФ-250/63-0,25У 1. Рабочая среда (химический состав, концентрацию, возможность наличия механических включений и нефтепродуктов; 2.температуру рабочей среды (max значение) 3.Электропривод общепром, на 220 или 380В требуется. Возможно у Вас есть опросный лист?". Разъяснение N1 на данный запрос размещено в единой информационной системе 16.01.2020;
- 13.01.2020 поступил запрос N2 об уточнении характеристик оборудования следующего содержания : Клапан запорно-регулирующий 25ч945п DN100 PN16 Kv? ST0.1 498.0-0WНАB/08 Kv? не указан . Разъяснение N2 на данный запрос размещено в единой информационной системе 16.01.2020;
- 14.01.2020 поступил запрос N3 об уточнении характеристик оборудования следующего содержания : Клапан Ду 50 Ру 10 У26161-050 В вашем техническом задании нахватает технических данных. Укажите две цифры, недостающие в номере чертежа, либо опишите присоединение, управление, марку стали, температуру рабочей среды и уплотнение. Разъяснение N3 на данный запрос размещено в единой информационной системе 17.01.2020;
- 15.01.2020 поступил запрос N4 об уточнении характеристик оборудования следующего содержания : позиция:114 " указано давление ДУ50 ру50 так как данное давление не существует " позиция: 228 "Количество отверстий 8 шт" указано в технических требованиях по госту 12 отверстий позиция: 229 "Количество отверстий 8 шт" указано в технических требованиях по госту 12 отверстий позиция :203,206,209,214,220,224,253 "Рабочее давление: 40 бар., Температура: от - 253 °С до + 600 °С, материалы исполнения: сталь 09Г2С, ГОСТ 33259-2015" данные характеристики не соответствуют материалу исполнения Позиция: 213,219 "Рабочее давление: 25 бар., Температура: от - 30 °С до + 300 °С, материалы исполнения: сталь 09Г2С, ГОСТ 33259-2015" данная температура не соответствует данной марки стали позиции : 226,227,228,229,230 -Меж осевое расстояние некорректно указано позиция : 229 название 1-300-16 маркировка - это обозначение фланца с 16 давление в описании указано 25 атм. Разъяснение N4 на данный запрос размещено в единой информационной системе 20.01.2020;
Разъяснения N1, N2, N3, N4 имеют одинаковую формулировку следующего содержания: " Уважаемые участники! Вопрос требует дополнительного времени на рассмотрение, ожидайте размещение ответа на сайте ЭТП АО "Единая электронная торговая площадка" https://rushydro.roseltorg.ru/ и на сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru/ отдельной публикацией".
Исходя из смысла части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 4.3.5 документации о закупке следует, что разъяснение положений документации, опубликуемое заказчиком в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, должно раскрывать предмет запроса разъяснения.
Данные разъяснения положений закупочной документации N1, N2, N3, N4 опубликованные заказчиком 16.01.2020, 17.01.2020, 20.01.2020, не раскрывают суть запросов, не уточняют характеристики позиций (товаров), не понимание которых вызвало затруднение у поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и стало причиной направления вышеуказанных запросов. Следовательно, они не могут считаться надлежащими разъяснениями, поскольку они не содержат предмета запроса, а значит, конкретного исчерпывающего ответа.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что разъяснения положений документации на запросы N1, N2, N3, N4 заказчиком не осуществлены. Данные действия заказчика нарушают часть 3 статьи 3.2 Закона о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкал-Трэйд" (далее - ООО "Байкал-Трэйд", заявитель) на действия заказчика публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (далее - ПАО "Якутскэнерго", заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры общепромышленной для нужд ПАО "Якутскэнерго" (извещение N 31908731215) обоснованной.
2. Признать заказчика - ПАО Якутскэнерго нарушившим часть 3 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать заказчику - ПАО "Якутскэнерго" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания.
Настоящее решение, предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их вынесения.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
\x{2191}
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 31 января 2020 г. N 014/07/3-126/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.01.2020