Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <_>
в присутствии представителей:
- ООО "Приоритет" - <_>
- МУП города Хабаровска "ВОДОКАНАЛ" - <_>
рассмотрев жалобу ООО "Приоритет" действия МУП города Хабаровска "ВОДОКАНАЛ" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение N 31908729172), материалы дела N 8-01/14 (027/01/18.1 - 120/2020),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС поступила жалоба ООО "Приоритет" действия МУП города Хабаровска "ВОДОКАНАЛ" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку светодиодных ламп (извещение N 31908729172).
Из жалобы общества следует, что аукционной комиссией неправомерно отклонена заявка ООО "Приоритет", в связи с непредставлением выписки из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларации о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В заседании комиссии представитель МУП города Хабаровска "ВОДОКАНАЛ" с доводом жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письме от 28.01.2020 N 625/10.
Представитель ООО "Приоритет" в заседании комиссии на доводах жалобы настаивал.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав представителей ООО "Приоритет", МУП города Хабаровска "ВОДОКАНАЛ", участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3.4 Закона о закупках аукцион в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в целях настоящей статьи - аукцион в электронной форме), может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников аукциона в электронной форме, при этом должны соблюдаться следующие правила:
1) в извещении о проведении аукциона в электронной форме с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства должны быть установлены сроки проведения такого этапа;
2) ко всем участникам аукциона в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, установленные документацией о конкурентной закупке;
3) заявки на участие в аукционе в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке и подтверждающие соответствие участников аукциона в электронной форме квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке;
4) заявки участников аукциона в электронной форме, не соответствующих квалификационным требованиям, отклоняются.
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках, товаров, работ и услуг МУП города Хабаровска "ВОДОКАНАЛ" от 08.11.2019 (далее - Положение о закупках), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
В соответствии со статьей 9 Положения о закупках заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Извещение, об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении, об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке (статья 18 Положения о закупках).
Пункт 8 части 14 статьи 22 Положения о закупках устанавливает требование к второй части заявки, в частности, сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларация о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Постановлением N 1352.
Форма декларации утверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
27.12.2019 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru МУП города Хабаровска "ВОДОКАНАЛ" размещено извещение N 31908729172 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку светодиодных ламп.
Сроки подачи заявок с 27.12.2019 по 13.01.2020.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 1 415 269, 78 руб.
Дата рассмотрения вторых частей заявок и дата подведения итогов -20.01.2020.
Требования к оформлению заявки и примерная форма заявки на участие в аукционе установлены в разделе "Формы для заполнения" аукционной документации (абзац 3 пункта 4.2.1.).
Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей, которые направляются участником закупки оператору электронной площадки в форме двух электронных документов. Указанные электронные документы подаются одновременно (абзац 9 пункта 4.2.1. аукционной документации).
Подпунктом 8 пункта 4.2.3. аукционной документации установлены требования к содержанию второй части заявки, в числе которого сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларация о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Постановлением N 1352.
Требования к содержанию заявки установлены в приложении 1 к информационной карте, в котором указано, что вторая часть заявки должна содержать сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларация о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Постановлением N 1352.
В случае отсутствия сведений об участнике в реестре СМСП, участнику закупки необходимо заполнить форму N5 раздела "Формы заполнения" документации о закупке. Форма N 5 - это декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения его к субъектам малого и среднего предпринимательства, которая заполняется в случае отсутствия сведений в реестре СМСП, который ведется налоговой службой.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4.2.3. аукционной документации и приложения 1 к информационной карте вторые части заявки на участие в аукционе должны содержать в том числе, сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларация о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Постановлением N 1352.
Форма N 5 заполняется в случае отсутствия сведений в реестре СМСП, при этом наличие сведений о хозяйствующем субъекте в соответствующем реестре не отменяет его обязанности в соответствии с аукционной документацией предоставить такие сведения из данного реестра.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 15.01.2020 N1381208 на участие в закупке поданы две заявки, которые признаны соответствующими требованиям.
Согласно протоколу сопоставления ценовых предложений аукциона от 17.01.2020 N1381208 заявка участника N 1 с ценовым предложением 976 536, 11 руб., заявка участника N 2 с ценовым предложением 969 549,76 руб.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок аукциона от 17.01.2020 N1381208 заявка участника N 2 отклонена, как не соответствующая требованиям.
Поскольку требование являться участником СМСП установлено в положении о закупке, аукционной документации, в приложении N1 к информационной карте, при прочтении/изучении трактуются одинаково, не представление участником закупки сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства влечет отклонение таких заявок.
Оснований для признания действий МУП города Хабаровска "ВОДОКАНАЛ", в связи с отклонением заявки и не допущением к участию в аукционе в электронной форме ООО "Приоритет", как нарушающих Закон о закупке не имеется, поскольку требования к участникам закупки размещены заблаговременно в составе аукционной документации, применяются ко всем участникам закупки в равной мере, подаче заявок на участие в закупке не препятствуют, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения
торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ " О защите конкуренции", комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Приоритет" действия МУП города Хабаровска "ВОДОКАНАЛ" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку светодиодных ламп (извещение N 31908729172) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 30 января 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.01.2020