Резолютивная часть решения оглашена "15" февраля 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено "15" февраля 2019 года.
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Московского УФАС России (...).; членов Комиссии: главного специалист-эксперта отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России (...)., специалиста 1 разряда правового отдела Московского УФАС России (...) (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 1-11-1866/77-18 по признакам нарушения (...) и (...) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах,
в присутствии представителя Московской административной дорожной инспекции(...) по доверенности, в отсутствие на заседании представителей (...) и (...), при надлежащем их уведомлении с учетом постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61,
УСТАНОВИЛА:
Основанием для проведения анализа участия(...) и (...) в аукционах в электронной форме послужило обращение Московской административной дорожной инспекции (вх. от 21.06.2018 N 31449/18) в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Управление), в котором содержалась информация о признаках заключения картельного соглашения между (...) и (...) при проведении электронного аукциона.
В результате анализа сведений, полученных в ответ на запрос Управления от 10.07.2018 исх. N ЕП/32878/18 от ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Торговая площадка), Управлением выявлены признаки нарушения (...) и (...) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в ходе проведения электронного аукциона с реестровым N 0173200025518000008.
На основании приказа Управления от 18.10.2018 N 282 в отношении(...) и (...) было возбуждено дело N 1-11-1866/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Основанием для возбуждения дела послужило выявление признаков нарушения (...) и (...) пункта 2 части 1 статьи 11 Закон о защите конкуренции в сведениях, указанных в обращении МАДИ, а также в информации, представленной Торговой площадкой.
В ходе рассмотрения дела ответчикам направлялись следующие документы:
копия приказа о возбуждении дела N 1-11-1866/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 24.10.2018 N ЕП/51411/18, от 24.10.2018 N ЕП/51413/18 и от 24.10.2018 N ЕП/51414/18;
определение о назначении дела N 1-11-1866/77-18 к рассмотрению, исх. от 24.10.2018 N ЕП/51323/18;
определение об отложении рассмотрения дела N 1-11-1866/77-18, исх. от 09.11.2018 N ЕП/54465/18;
определение об отложении рассмотрения дела N 1-11-1866/77-18, исх. от 04.12.2018 N ЕП/59211/18.
определение об отложении рассмотрения дела N 1-11-1866/77-18, исх. от 21.01.2019 N ЕП/2890/19;
заключение об обстоятельствах дела N 1-11-1866/77-18, исх. от 21.01.2019 N ЕП/3390/19;
Все вышеперечисленные документы были направлены ответчикам по адресам, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве места их нахождения.
Определение об отложении рассмотрения дела N 1-11-1866/77-18 от 21.01.2019 N ЕП/2890/19 (...).(...) заинтересованным лицом (МАДИ) было получено, согласно идентификационным номерам почтового отправления ФГУП "Почта России".
На основании вышеизложенного, с учетом постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61, Комиссия делает вывод о том, что ответчики извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции в случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании изложенного дело N 1-11-1866/77-18 подлежит рассмотрению в отсутствие представителей ответчиков:(...) и (...), в присутствии представителя заинтересованного лица (МАДИ).
В ходе рассмотрения указанного дела Комиссией были проанализированы сведения, представленные Торговой площадкой, и установлено следующее.
На Официальном сайте Российской Федерации для опубликования информации о размещении заказов zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 24.04.2018 Московской административной дорожной инспекции опубликован аукцион в электронной форме с реестровыми N 0173200025518000008, предметом которого является оказание услуг по аренде легкового автомобиля.
(...) в ходе рассматриваемового аукциона воздержался от подачи ценовых предложений, тем самым отказался от конкурентной борьбы с ИП Потаповой Лидией Юрьевной, подавшей одно ценовое предложение. В результате снижение по рассматриваемому аукциону составило 0,5 % от начальной (максимальной) цены контрактов (далее - НМЦК).
Общая НМЦК составила 1 073 896,82 руб.
Данные о реестровом номере аукциона, его предмете, НМЦК, дате публикации, дате проведения, победителе, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу N 1 (по составу участников).
4
Таблица N 1
Реестровый номер торгов |
Предмет |
Заказчик |
НМЦК |
Дата опубликования |
Дата проведения |
Победитель |
ЦП победителя |
Снижение, % |
Участник |
ЦП других участников |
Снижение, % |
0173200025518000008 |
оказание услуг по аренде легкового автомобиля |
Московская административная дорожная инспекция |
1 073 896,82 |
24.04.2018 |
07.05.2018 |
(...) |
1 068 527,34 |
0,5 % |
(...) |
1 073 896,81 |
0 % |
(...) |
1 073 896,81 |
0 % |
5
Вышеуказанный аукцион состоялся 07.05.2018, по итогам которого (...) был заключен контракт на общую сумму 1 068 527,34 руб.
Торговой площадкой представлена информация о том, что подача заявок ответчиками, а также подписание контракта (...) осуществлялось с одних и тех же IP-адресов (данные сведены в таблицу N 2).
Таблица N 2
Реестровый номер торгов |
Наименование участника |
IP-адрес при подаче заявки |
IP-адрес при подаче ценовых предложений |
IP-адрес при подписании контракта |
0173200025518000008 |
(...) |
77.73.89.86 |
77.73.89.86 |
77.73.89.86 |
(...) |
77.73.89.86 |
77.73.89.86 |
|
|
(...) |
178.173.120.85 |
83.242.132.241 |
|
При подаче заявки и ценового предложения, в торгах с реестровым N 0173200025518000008, ИП Барковым Сергей Петровичем использовались IP-адреса отличные от IP-адреса, который использовали (...) и (...).
Согласно сведениям, указанным ответчиками в качестве контактных данных на Торговой площадке, фактическим местонахождением ИП Потаповой Лидии Юрьевны и ИП Соболева Павла Васильевича являлись следующие адреса соответственно:
(...),
(...).
Таким образом, в период проведения рассматриваемого аукциона ответчики находились в разных городах, по различным адресам, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на Торговой площадке.
Предоставление одного IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
Согласно сайту 2ip.ru IP-77.73.89.86, совместно использовавшийся ответчиками в ходе рассматриваемых торгов, принадлежит ООО "ЮГ-Телеком".
6
На основании письма ООО "ЮГ-Телеком" (от 16.08.2018 N 2005) с 01.11.2011 по настоящее время IP-77.73.89.86 присвоен техническим средствам ООО "ЮГ-Телеком", через который осуществляется доступ к сети Интернет абоненту ОАО "СеАЗ-Актив" (договор от 26.09.2011 N 984/ю), по адресу:
142204, Московская область, г. Серпухов, ул. Пушкино, д. 45.
Соответственно, Комиссия пришла к выводу, что ответчики совершали юридически значимые действия на рассматриваемом аукционе, такие, как подача заявок, подача ценовых предложений, используя совместно единую инфраструктуру с IP-адресом 77.73.89.86, который принадлежал иному лицу.
Кроме того, в результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой от ответчиков, поданных ими в рамках участия в электронном аукционе с реестровым N 0173200025518000008 с одних и тех же IP-адресов, установлено совпадение учетных записей, на которых изменялись и изменялись файлы заявок поданные ответчиками для участия в аукционах, (данные сведены в Таблицу N 3).
Таблица N 3
Реестровый номер торгов |
Наименование участника |
Наименование файла |
Учетная запись, создавшая файл |
Учетная запись, изменившая файл |
Дата и время создания |
0173200025518000008 |
(...) |
Добросов |
User_PK |
User_PK |
06.12.2017 14:30 |
(...) |
Деклар соот -я |
User_PK |
User_PK |
17.10.2017 16:14 |
|
(...) |
Первая часть |
User |
User |
01.05.2018 10:35 |
Также Комиссией установлено, что учетные записи, на которых создавались файлы, поданные (...) и (...) для участия в рассматриваемом аукционе, отличны от учетных записей файлов, размещенных заказчиком в составе аукционной документации и отличны от учетных записей файла, поданного(...).
Совпадение учетных записей, с помощью которых создавались файлы, поданных ответчиками для участия в рассматриваемом аукционе свидетельствует о том, что ответчики координировали свои действия при подготовке файлов заявок и обменивались файлами заявок, преобразовывали такие файлы на одних и тех же электронно-вычислительных устройствах.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры и совместной подготовке к торгам. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к электронному аукциону возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ответчиков возможны исключительно
7
в результате достигнутых договоренностей.
Кроме того следует отметить, что при проведении рассматриваемого электронного ответчиков - (...) и (...) не подавали ценовых предложений, то есть ими не осуществлялись конкурентные действия по отношению к другому ответчику.
На основании вышеизложенного, установленные Комиссией обстоятельства по делу, свидетельствуют о наличии заключённого картельного соглашения между (...) и (...) , реализация которого могла привести к поддержанию цены на аукционе в электронной форме с реестровым N 0173200025518000008 и позволила (...) заключить контракт по цене 1 068 527,34 руб. со снижением на 0,5% от НМЦК.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на открытом аукционе в электронной форме с реестровым N 0173200025518000008 установлено следующее:
Временной интервал исследования определен периодом с 24.04.2018 (дата размещения извещения о проведении аукциона N 0173200025518000008) по 07.05.2018 включительно (дата проведения аукциона N 0173200025518000008).
Предметом Аукциона являлось:
Оказание услуг по аренде легкового автомобиля.
Срок оказания услуг:
Начало: 1 июня 2018 года;
Окончание: 31 декабря 2018 года.
Объем оказания услуг включает в себя:
- проведение технического обслуживания и технического осмотра;
текущий и капитальный ремонт транспортного средства;
- эвакуация автомобилей к месту стоянки или ремонта в случае невозможности их дальнейшего;
- самостоятельного передвижения;
- своевременная сезонная замена шин;
- ведение страховых случаев с момента повреждения транспортного средства до полного;
- исполнения страховых обязательств (оперативный выезд на место ДТП, помощь в заполнении документов, разбор ДТП, подготовка, согласование и подача документов в страховую компанию, направление транспортного средства на ремонт);
- круглосуточное диспетчерское обслуживание транспортных средств;
- заправка, мойка транспортного средства;
- оплата парковки в местах платных городских парковок г. Москвы для арендованных автомобилей, в стоимость аренды которых включена парковка, осуществляется Исполнителем.
3. В состав участвовавших хозяйствующих субъектов в аукционе N 0173200025518000008 входили -(...)и (...) , которые в период
8
проведения Аукциона являлись между собой конкурентами на право заключения контракта с заказчиком.
Согласно сведениям, содержащимся на сайте ФНС России, а также документам, содержащимся в материалах дела, установлено,что ответчики не входят в одну группу лиц (на даты рассматриваемых аукционов и в настоящее время) по признакам, предусмотренным частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие
условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соответственно, итоги аукциона с реестровым N 0173200025518000008 не могут быть признаны результатом конкурентной борьбы, а являются следствием устного соглашения, не отвечающего принципам конкуренции, подтверждающихся совокупностью установленных фактических обстоятельств по делу.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами,
осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На основании вышеизложенного, Комиссия, учитывая совокупность имеющихся доказательств по делу N 1-11-1866/77-18, в частности:
использование единой инфраструктуры (подача заявок, ценовых предложений, подписание контрактов ответчиками с использованием одного и того же IP-адреса) в ходе рассматриваемого Комиссией аукциона;
совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, поданные ответчиками в ходе рассматриваемого Комиссией аукциона;
отказ одного из ответчиков (...)) от конкурентной борьбы, выраженной в отказе от подачи ценовых предложений, при проведении рассматриваемого Комиссией аукциона,
Комиссия пришла к выводу о том, что (...) и (...) П Соболевым Павлом Васильевичем в ходе аукциона в электронной форме с реестровым N 0173200025518000008 нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на вышеуказанном аукционе.
Доход (...) (согласно ЕИС http://zakupki.gov.ru/), полученный по результатам аукциона N 0173200025518000008, состоявшегося в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, составил 1 073 896,82 руб.
9
Доход (...), полученный по результатам аукциона с реестровым N 0173200025518000008, состоявшегося в условиях отсутствия конкурентной борьбы на торгах в силу реализации участниками картельного сговора, Комиссией не установлен.
Ущерб от реализации картельного соглашения между (...) и (...) Комиссией не установлен.
Возражений и дополнений на направленное(...) и (...) заключение об обстоятельствах дела N 1-11-1866/77-18 (исх. от 28.01.2019 N ЕП/3390/19) ответчиками не представлено.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39,
частями 1 - 4 статьи 41, часть 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать(...) и (...) нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого могла привести к поддержанию цен на торгах с реестровым N 0173200025518000008, предметом которых являлось оказание услуг по аренде легкового автомобиля.
В соответствии с п.п. д, н) п. 2 ч. 1 ст. 23, ст. 50 Закона о защите конкуренции выдать(...) и (...) предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Материалы по делу N 1-11-1866/77-18 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения в отношении(...) и (...) административного расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии (...)
Члены Комиссии (...)
(...)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 февраля 2019 г. N 1-11-1866/77-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.02.2019