Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
рассмотрев жалобу ИП Эргашева Диана Ильдаровна на действия ГлавУпДК при МИД России при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на Оказание услуг по поисковой оптимизации (SEO), продвижению в поисковых системах и последующей поддержке результатов продвижения web-сайта https://arenda.updk.ru, с реестровым номером 32008846459,
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 - 6 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках отдельными юридическими лицами), обжалуются в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 пункту 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в административном порядке осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В свою очередь, Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия Управления, рассмотрев жалобу заявителя, приняла решение о признании ее необоснованной.
05.02.2020 ГлавУпДК при МИД России (далее - Заказчик) в Единой информационной системе (ЕИС, http://zakupki.gov.ru) размещено извещение и документация о проведении Запрос предложений в электронной форме (далее - запрос предложений, закупка) на право заключения договора на оказание услуг по Оказание услуг по поисковой оптимизации (SEO), продвижению в поисковых системах и последующей поддержке результатов продвижения сайта https://arenda.updk.ru (далее - документация).
Начальная (максимальная) цена договора: 2 827 200,00 руб.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе: 17.02.2020.
Как следует из доводов жалобы такие характеристики как наличие участника в рейтинге "РУНЕТА" непосредственно не могут свидетельствовать о положительных качествах исполнителей услуг в части их квалификации, приводят к ограничению количества участников закупки. Следовательно, установленное в конкурсных Документациях требование к не стоимостному критерию оценки "Наличие участника в рейтинге "РУНЕТА" противоречит положениям Закона о контрактной системе и ограничивает конкуренцию. Рейтинг Рунета - аналитический проект, регулярно публикующий ежегодные рейтинги веб-стуДиЙ,систем управлениями сайтами в российском сегменте интернета является коммерческим проектом, цель которого состоит в т. ч. в извлечении прибыли".
Комиссия Управления, рассмотрев довод жалобы признает его необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 3.11. Положения о закупке ГлавУпДК при МИД России критериями оценки заявок на участие в запросе предложений могут быть квалификация и опыт участника закупки.
В Приложение N 2 к Информационной карте запроса предложений установлены следующие критерии оценки заявок на участие в запросе предложений:
Цена договора, руб., с НДС (значимость 40%)
Опыт исполнения аналогичных предмету запроса предложений договоров/контрактов (значимость 500/0)
Наличие Участника в рейтинге "РУНЕТА" (значимость 10%)
Совокупная значимость критериев = 100%.
По критерию "Наличие Участника в рейтинге "РУНЕТА" оценивается профессиональный рейтинг Участника запроса предложений по версии "Рейтинг РУНЕТА" "Рейтинг агентств интернет-маркетинга за 2019 год" или "Рейтинг компаний, занимающихся разработкой и продвижением сайтов за 2019 год" или ТОП-100 "Рейтинг SEO-компания - лучшие компании по продвижению сайтов за 2019 год".
Рейтинг подтверждается сканами из открытых источников или приложенными ссылками на открытые источники. Если сканы или ссылки не представлены в составе заявки, то при оценке данные сведения не учитываются, заявке присваивается 0 баллов по данному критерию.
По информации размещенной на сайте аналитического проекта "РЕЙТИНГ РУНЕТА" (https://ratingruneta.ru/seo/methodology/) рейтинг SEO-компания (организация, занимающаяся поисковым продвижением сайтов в Интернете) формируется следующим образом: "Чем выше посещаемость сайтов на продвижении и чем выше их оценка с точки зрения Яндекса, тем выше позиция в рейтинге. Принять участие в может любая компания, занимающая поисковым продвижением сайтов и имеющая в своем портфеле не менее 10-ти активных проектов.
Кроме того, по информации проекта "РЕЙТИНГ РУНЕТА", при построении рейтинга SEO-компания - лучшие компании по продвижению сайтов 2019" было учтено 55 840 сайтов, продвигаемых 897 агентствами для 29 351 клиента.
Таким образом, использование Заказчиком критерия оценки заявок "Наличие
Участника в рейтинге "РУНЕТА"" полностью соответствует предмету закупки и позволяет оценить эффективность (результативность) работы SEO-компания по продвижению сайтов.
Следует отметить, отсутствие участника закупки в указанном рейтингу не является основанием для отклонения заявки и не допуска к участию в запросе предложений. Заявке такого участника присевается 0 (ноль) баллов.
Согласно пункту З Технического задания Целью оказания услуг является обеспечение присутствия сайта Заказчика в ТОП-10 поисковой выдаче Яндекса и Google.
Как следует из жалобы, "Сервис предоставляется на условиях Лицензии на использование поисковой системы Яндекса, размещенной по адресу: https://yandex.rw/legal/termsofuse/. Согласно п. 3.6 вышеуказанной Лицензии, Яндекс не манипулирует позициями веб-сайтов 6 поисковой выдаче Сервиса ни по каким запросам Пользователя (ключевым словам), никогда и никому не продает такие позиции и не гарантирует неизменность позиции того или иного веб-сайта в поисковой выдаче по определенному запросу Пользователя.
Также заявитель указывает, что веб-сайты, использующие "поисковый спам" - это попытки обмана поисковой системы сервиса и манипулирования ее результатами с целью изменения позиции того или иного веб-сайта в результатах поиска, могут быть понижены при ранжировании или исключены из базы сервиса из-за невозможности их корректного ранжирования (п. 3.7.). Следовательно, обязательство гарантировать обеспечение присутствие сайта Заказчика в ТОП-10 поисковой выдаче противоречит правилам поисковых систем ЯнДекса и Google и нормам Действующего законодательства.
Комиссия Управления также признает довод заявителя необоснованным.
Согласно пункту 3 Технического задания Целью оказания Услуг является обеспечение присутствия сайта Заказчика в ТОП-10 поисковой выдаче Яндекса и Google, а также динамическое увеличение трафика на Сайт (посещаемости) по поисковым запросам, относящимся к аренде жилой и нежилой недвижимости.
Следует отметить, что условия использования поисковой системы Яндекс, установлены Лицензией на использование поисковой системы Яндекс (https://yandex.ru/legal/termsofuse/). Как следует из Лицензии: "3.1. Яндекс индексирует страницы веб-сайтов, созданные третьими лицами. Индексирование производится роботом поисковой машины Яндекса в автоматическом режиме в соответствии с определенными алгоритмам.
Изменения на страницах веб-сайтов отслеживаются роботом Яндекса в автоматическом режиме (производится переиндексирование) в целях актуализации поисковой выдачи как часть процесса индексирования и поиска, происходит полностью автоматически в соответствии с установленными критериями релевантности, которые могут меняться для повышения качества поиска по усмотрению Яндекса. Яндекс понимает релевантность как наилучшее соответствие поисковой выдачи по определенному запросу интересам пользователей, ищущих информацию, что может в общем случае не совпадать с интересами владельцев сайтов или отдельных Пользователей.
В соответствии с пунктом 3.6. Яндекс не манипулирует позициями веб-сайтов в поисковой выдаче Сервиса ни по каким запросам Пользователя (ключевым словам), никогда и никому не продает такие позиции и не гарантирует неизменность позиции того или иного веб-сайта в поисковой выдаче по определенному запросу Пользователя."
Вместе с тем, из указанных положений Лицензии не вытекает невозможность присутствия сайта в ТОП- 10 поисковой выдаче.
Кроме того, в п. 3.6 Лицензии прямо предусматривается возможность изменения позиции того или иного веб-сайта в поисковой выдаче по определенному запросу Пользователя.
При этом следует отметить, что Техническое задание, разработанное с учетом специфики работы поисковых систем Яндекс и Google, не возлагает на исполнителя обязанность "гарантировать присутствие сайта Заказчика в ТОП-10 поисковой выдаче", как утверждает Заявитель в своей жалобе.
Таким образом, довод жалобы, согласно которому обеспечение присутствия сайта Заказчика в ТОП-10 поисковой выдаче Яндекса и Google, противоречит правилам поисковых систем Яндекс и Google и нормам действующего законодательства, является необоснованным.
В связи с чем, Комиссия Управления признает жалобу заявителя необоснованной.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Эргашева Диана Ильдаровна на действия ГлавУпДК при МИД России при проведении закупки необоснованной.
Снять ограничения при проведении конкурентной процедуры, наложенные письмом Московского УФАС России от 14.02.2020 N ПО/7473/20.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 февраля 2020 г. N 077/07/00-2718/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.02.2020