Резолютивная часть оглашена 18 февраля 2020 г.
Изготовлено в полном объеме 21 февраля 2020 г. г. Вологда
РЕШЕНИЕ N 2/2019
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Осипов С.В. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;
Власов А.А. - член комиссии, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли;
Докшин М.И. - член комиссии, старший гос. инспектор отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли;
Есина Е.М. - член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли;
рассмотрев 18.02.2020 года дело N2/2019 по признакам нарушения ООО "СодействиеФарм" (ИНН 5262287127) (далее - Общество) пункта 1, пункта 4 части 2 и пункта 1, пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
в присутствии:
- заявителя: представителя ООО "Люмин" Синициной Э.В. по доверенности от 04.04.2018 г.,
УСТАНОВИЛА:
Должностным лицом отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление), в ходе рассмотрения обращения ООО "Люмин" выявлены признаки нарушения рекламного законодательства в рекламе, следующего содержания: "Низкие цены здесь. www.Максавит. РФ", размещенной на фасаде здания аптеки "Максавит" и рекламы "Цены всегда ниже!", размещенной в аптеке над витринами в городе Вологде. В данной рекламе усматривается нарушение пункта 1, пункта 4 части 2 и пункта 1, пункта 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Рассмотрение данного дела было приостановлено, в связи с рассмотрением судами дела NА13-21004/2018, выводы по которому имели значение для данного дела, ввиду схожих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что вышеуказанная реклама размещалась в аптеках "Максавит" по адресу: г. Вологда, ул. Возрождения, д. 82А.
На рассмотрении дела представитель Заявителя пояснила, что цены на представленные лекарственные препарата в аптеках города дешевле, чем цены в аптеке ООО "СодействиеФарм". Данная реклама по состоянию на 18.02.2020 г. демонтирована. Считают, что ООО "СодействиеФарм" нарушило рекламное законодательство.
Ответчик на рассмотрение дела не явился. В материалах дела имеется информация о получении ООО "СодействиеФарм" определения о возобновлении производства по делу N2/2019 05.02.2020 г. (трек- номер 80085944169781), вместе с тем представитель Обществ не явился.
На основании данных фактов, с учетом мнения представителя Заявителя, Комиссия пришла к выводу о возможности рассмотрения настоящего дела в отсутствие стороны по делу - ООО "СодействиеФарм".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама является ненадлежащей.
В пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона "О рекламе" определяет, что объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама, а пункт 3 статьи 3 - товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу части 1 статьи 5 Закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В частности, в силу пунктов 1 и 4 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Согласно пунктам 1 и 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Как следует из материалов дела при входе в аптеку "Максавит" по адресу: г. Вологда, ул. Возрождения, д. 82А, на баннере размещалась информация "Низкие цены здесь. www. Максавит.РФ"; в аптеке - "Цены всегда ниже!".
Сведения выполнены крупным шрифтом белого цвета на контрастном красном фоне. С учетом способа доведения информации о товаре информация направлена на привлечение внимания и поддержание интереса неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, что отвечает признакам рекламы.
Понятие "всегда ниже" (применительно к цене) имеет значение "постоянно, во всякое время ниже", лексическое значение наречия "всегда" позволяет сделать вывод, что действие данного слогана не имеет временных ограничений.
Как разъяснено в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара.
В этом случае данная информация должна быть исследована на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров (пункты 1,2).
Поскольку информация о низкой цене размещена непосредственно над витринами с лекарственными препаратами, то она однозначно вызывает у потребителя ассоциацию с ценой на лекарственные средства, предлагаемые к продаже данной аптекой.
Неоднократно повторяющиеся надписи на спорных конструкциях "Низкие цены здесь" и "Цены всегда ниже" содержат определенную сравнительную характеристику, указывающую на преимущество аптеки "Максавит" на ее большую привлекательность для потребителей по сравнению с другими аптеками. Указанные фразы подразумевают, что цены на товары, предлагаемые к продаже в данной аптеке, постоянно ниже, чем цены на аналогичные товары в других аптеках города. Отсутствие сравнительных слов "лучший", первый" и т.п. в самом тексте рекламы, имеющей утвердительный характер, не лишает ее общего сравнительного смысла, поскольку фраза "Низкие цены здесь" воспринимается читающими ее лицами, что товары данной аптеки по сравнению с другими дешевые. При этом изображение знака "Максавит" в виде сердца в совокупности с повторяющейся информацией "Всегда низкие цены". "Низкие цены здесь! www.Максавит.РФ" используется именно в целях рекламы, тем самым привлекая потребителей к данной аптеке.
Отсюда следует, что реклама, следующего содержания: "Низкие цены здесь. www.Максавит. РФ", размещенная на фасаде здания аптеки "Максавит" и реклама "Цены всегда ниже!", размещенная в аптеке над витринами по адресу: г. Вологда, ул. Возрождения , д. 82А, является ненадлежащей и нарушает пункт 1, пункт 4 части 2 и пункт 1, пункт 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе". Данная позиция подтверждается Постановлением арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.07.2018 года по делу NА13-17832/2017, а также Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 г. по делу Nа13-21004/2018.
В силу части 4 статьи 3 Закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно материалам дела, Управлением установлено, что лицо, нарушившее рекламное законодательство является ООО "СодествиеФарм".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона "О рекламе", в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Низкие цены здесь. www.Максавит. РФ", размещенную на фасаде здания аптеки "Максавит" и рекламу "Цены всегда ниже!", размещенную в аптеке над витринами по адресу: г. Вологда, ул. Возрождения, д. 82А, поскольку она не соответствует требованиям пункта 1, пункта 4 части 2 и пункта 1 , пункта 4 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Предписание ООО "СодействиеФарм" о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения рекламного законодательства.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении главного редактора Учреждения, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.
Председатель Комиссии ________________: С.В. Осипов
________________: А.А. Власов
_______________: М.И. Докшин
_________________: Е.М. Есина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 18 февраля 2020 г. N 2/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.02.2020