по результатам рассмотрения жалобы ООО "Цифровая платформа" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
12.02.2020 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
""
рассмотрев жалобу ООО "Цифровая платформа" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 8395/ОАЭ-ТИ/19 на право заключения договора на поставку вычислительной техники (извещение N 31908732665), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Цифровая платформа" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 8395/ОАЭ-ТИ/19 на право заключения договора на поставку вычислительной техники (извещение N 31908732665) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 27.12.2019;
Начальная (максимальная) цена договора - 1 259 298 576 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 23.01.2020;
Дата подведения итогов Аукционов - 31.01.2020;
На участие в Аукционе подано 5 заявок, из которых 2 заявки допущены к участию в Аукционе.
В ходе рассмотрения Жалобы от 11.02.2020 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 12.02.2020.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком неправомерно отказано Заявителю в допуске к участию в Аукционе;
Заказчиком не исполнено предписание ФАС России от 22.01.2020 по делу N 223-ФЗ-51/20.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
При этом пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Механизм осуществления импортозамещения в рамках Закона о закупках предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2019 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление N 925), согласно абзацу "а" пункта 5 которого установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке, в том числе, следующих сведений: требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.
Кроме того, Постановлением N 925 предусмотрено требование об исключительном декларировании участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения поставляемых товаров.
В соответствии с приложением N 1 технического задания, Заказчик закупает автоматизированное рабочее место (далее - АРМ) в количестве 19090 комплектов.
При этом, учитывая, что предметом закупки является радиоэлектронная продукция, у заказчика возникает обязанность к заявкам, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции,включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, применить приоритет в размере 30 % на основании пункта 2(1) Постановления.
Согласно протоколу рассмотрения аукционных заявок от 05.02.2020 N 8395/ОАЭ-ТИ/19/1 (далее - Протокол) участнику с порядковым номером заявок "2" отказано на основании пункта 3.6.6 аукционной документации в связи с установлением недостоверной информации, содержащейся в заявке участника, оформленной по форме заявки участника, представленной в приложении 1.3 к Аукционной документации.
При этом согласно Протоколу участникам с порядковыми номерами "2", "4" отказано в допуске к участию в Аукционе по аналогичному основанию.
Так, пунктом 3.6.6 Документации установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника аукциона на любом этапе проведения Аукциона.
На заседании комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Заявителем в форме "Заявка участника" в графе сведений о доли оборудования, произведенных в Российской Федерации, предлагаемых участником закупки из общего объема закупки указано 100 %. При этом в приложении N 1 к техническому предложению "Технические и функциональные характеристики поставляемого оборудования" Заявителем указаны следующие сведения о стране происхождения составных частей оборудования: "ПЭВМ" - Россия, "Процессор" - Малайзия, "Монитор" - Россия. Таким образом, и на основании пункта 3.6.6 Документации Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в закупке.
Вместе с тем, Комиссией ФАС России, установлено, что заявка Заявителя не противоречит требованиям Документации, поскольку форма "Заявки участника" Заявителем заполнена с учетом всех требований Документации, в том числе Заявителем в составе своего предложения указано, что предлагаемое к поставке оборудование произведено в Российской Федерации.
Кроме того, Заказчиком в Документации не установлены обязательные требования об указании страны происхождения поставляемого оборудования при заполнении таблицы по форме приложения N 1 к техническому предложению "Технические и функциональные характеристики поставляемого оборудования".
При этом в приложении N 1 технического предложения участникам закупки необходимо указать страну происхождения составных частей АРМ, таких как ПЭВМ, процессор, монитор. Вместе с тем, наличие обязательного требования об указании страны происхождения составных частей поставляемого оборудования, вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в закупке.
Более того, необходимо учитывать специфику товара, являющего предметом закупки, а также учитывая тот факт, что наличие в самом оборудовании составных частей иностранного происхождения не исключает российское происхождение данного оборудования.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что отклонение Заказчиком заявки Заявителя, а также участников с порядковыми номерами заявок "3" и "4" является неправомерным.
Вместе с тем, согласно пункту 3.6.5.3 Документации участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе в случае несоответствия Аукционной заявки форме, установленной Аукционной документацией.
При этом согласно пункту 3.10.7 Документации непредставление в составе заявки сведений о стране происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в Аукционе и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранного товара.
В соответствии с требованиями приложения N 1.3 к Документации участнику закупки в форме "Заявки участника" необходимо заполнить, в том числе, сведения в процентом выражении о доли оборудования, произведенных в Российской Федерации, предлагаемых участником закупки из общего объема закупки.
Кроме того, в соответствии с формой технического предложения, участник в обязательном порядке должен представить таблицу по форме приложения N 1 к техническому предложению "Технические и функциональные характеристики поставляемого оборудования" в части "Предлагаемое участником к поставке оборудование", в которой должен указать конкретные значения характеристик предлагаемого к поставке оборудования, производителя оборудования и иные перечисленные в указанной таблице сведения об оборудовании.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Документация содержит противоречивые положения в части обязанности участникам закупок указывать страну происхождения товара.
На основании вышеизложенного, действия (бездействие) Заказчика, выразившиеся в установлении неправомерных требований к оформлению и составу заявки на участие в закупке, противоречащие требованиям Постановления N 925 и Закона о закупках, и неправомерном отклонении заявки Заявителя, участников закупки с порядковыми номерами заявок "2", "4", противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 1 части 8 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком не исполнено предписание ФАС России от 22.01.2020 по делу N 223-ФЗ-51/20.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
На основании Решения, Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание от 22.01.2020 N 223-ФЗ-51/20 (далее - Предписание), направленное на устранение выявленных нарушений, согласно которому Заказчику предписано отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона, Заказчику вернуть заявки участников, поданные на участие в Аукционе, Заказчику внести изменения в документацию о проведении Аукциона, Заказчику продолжить проведение Аукциона в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, Документации с учетом принятого Решения, Заказчику назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе, дате проведения Аукциона и дате подведения итогов Аукциона в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках, Документации, а также в срок до 05.02.2020 представить в ФАС России подтверждение исполнения Предписания в письменном виде, по электронной почте.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что Заказчиком подано исковое заявление в Арбитражный суд города Москвы о признании Решения и Предписания недействительными.
Вместе с тем, согласно определению Арбитражного суда города Москвы по делу от 06.10.2020 N А40-15617/20-145-123 исковое заявление Заказчика принято к производству, при этом обеспечительные меры в виде приостановления действий Решения и Предписания не применялись.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что с 22.01.2020 Заказчиком не отменены протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона, Заказчиком не возвращены заявки участников, поданные на участие в Аукционе, Заказчиком не внесены изменения в документацию о проведении Аукциона, Заказчиком не назначена новая дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, а также не размещена в ЕИС информация о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, о дате рассмотрения заявок на участие в Аукционе, дате проведения Аукциона и дате подведения итогов Аукциона в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках, Документации, а также в срок до 05.02.2020 не представлено в ФАС России подтверждение исполнения Предписания.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неисполнении Предписания и, как следствие, несоблюдении требований Закона о защите конкуренции, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением от 22.01.2020 N 223-ФЗ-51/20, Решением от 12.02.2020 N 223-ФЗ-120/20 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2, пункт 1 части 8, часть 6, пункт 3 части 6.1 статьи 3, часть 15 статьи 3.2, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации:
неправомерных требований к перечню банков, гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора;
неправомерного требования о предоставлении сведений о собственниках и конечных бенефициарах участника Конкурса;
неправомерных положений Документации о праве Заказчика осуществлять дозапрос информации в отношении участников Конкурса;
неправомерного права Заказчика не заключать договор в случае признания Конкурса несостоявшимся (при наличии хотя бы одной заявки);
неправомерного требования к заявке участника об обязательном указании в составе заявки модели поставляемой продукции;
о ненадлежащем описании предмета закупки в части указания на конкретный товарный знак, без использования слов "(или эквивалент)".
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Цифровая платформа" (ИНН: 7716928956, ОГРН: 1197746022957) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 8395/ОАЭ-ТИ/19 на право заключения договора на поставку вычислительной техники (извещение N 31908732665) обоснованной.
Признать ОАО "РЖД" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 1 части 8, часть 6, пункт 3 части 6.1 статьи 3, часть 15 статьи 3.2, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 12.02.2020 N 223-ФЗ-121/20 не выдавать, поскольку предписание ранее выдано по делу от 12.02.2020 N 223-ФЗ-120/20.
Не передавать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 12.02.2020 N 223-ФЗ-121/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, поскольку соответствующие материалы ранее переданы по делу от 12.02.2020 N 223-ФЗ-120/20.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 февраля 2020 г. N 223-ФЗ-121/20
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.02.2020