Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от АО "Гознак" (далее - Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО "ИФ-Трейд" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. NN 2810-ЭП/20, 2809-ЭП/20 от 29.01.2020) ООО "ИФ-Трейд" на действия закупочной комиссии Организатора торгов АО "Гознак" (далее - Закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по очистке и дезинфекции воздуховодов систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха для МПФ - филиала АО "Гознак" (извещение N31908629033), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
06 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908629033 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по очистке и дезинфекции воздуховодов систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха для МПФ - филиала АО "Гознак" (далее - Закупка), включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Гознак" (далее - Положение о закупках) в редакции от 26.06.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
11 316 702,59 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
06.12.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
17.01.2020 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
21.01.2020, 23.01.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
115162, г. Москва, ул. Павла Андреева, д. 27, стр. 20 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31908629033 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО "ИФ-Трейд" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО "Гознак" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/3296/20 от 03.02.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке N 2/10-рг/20 от 21.01.2020 заявка ООО "ИФ-Трейд" (идентификационный номер заявки: N 10) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: "Отклоняется на основании пп. 1 (а) п. 13 Информационной карты документации. Причина отклонения: не соответствует закупочной документации в части требований к оформлению технического предложения (Приложения к закупочной документации. Образцы форм для заполнения. Форма 1. Техническое предложение), а именно содержит слова "должен", "не должен", "обязан" и т. д., обозначающие требования заказчика".
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
На основании пп. 1 (а) п. 13 информационной карты Документации (далее - Информационная карта) заявка на участие в конкурсе в электронной форме должна состоять из двух частей и ценового предложения. Первая часть заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке - Форма 1 приложение к закупочной документации.
Как следует из содержания формы N 1 "Техническое предложение" (далее - Форма N" 1), участник представляет задекларированные (перечисленные) объемы услуг, работ, перечень товаров, полностью соответствующие Техническому заданию. Техническое предложение предоставляется в составе первой части заявки участника и в случае несоответствия технического предложения участника Техническому заданию, заявка отклоняется.
Описание участниками закупки предмета закупки, в том числе: функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки (при необходимости), размеров, требований к упаковке и отгрузке товара и иных показателей, связанных с определением соответствия товара (работ, услуг) потребностям заказчика, осуществляется в соответствии с требованиями к предмету договора, указанными в документации.
При подготовке предложения участником указываются сведения в соответствии с данными, которые указаны в разделе "Техническое задание" с учетом следующих положений:
в части представления конкретных показателей о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара (применяемых материалов при производстве работ) в заявке участника не допускается указание словосочетаний "должен быть", "должно быть", "не менее", "не более", "менее", "более", "до", "от", "выше", "ниже", "меньше", "больше", ">", "<", "\x{2264}", "\x{2265}", "превышает", "не превышает", "превышать", "не превышать", "или", "+/-", "свыше", "включительно" по отношению к характеристикам поставляемых товаров. Указывается только конкретное, точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств товара, конкретные показатели товара, предоставляемые участником закупки не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог" и т.п. Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование.
Слова "должен(на)", "должен(на) быть_", "должен(на) иметь_", "должен(на) использоваться_" и т.д. обозначают требование заказчика и не должны присутствовать в заявке участника закупки.
Пунктом 8 Технического задания установлены требования по безопасности при проведении работ:
Согласно п. 8.1 Технического задания при производстве работ подрядчик обязан обеспечить выполнения мероприятий по технике безопасности, противопожарным мероприятиям, мер по охране труда и окружающей среды.
На основании п. 8.2 Технического задания подрядчик должен иметь действующие документы, подтверждающие допуск его работников к работам в рамках Договора.
В соответствии с п. 8.3 Технического задания подрядчик обязан направить для выполнения работ работников, квалификация, опыт и компетенция которых позволит выполнять работы по договору.
На основании пп. 2.2 п. 21 Информационной карты при рассмотрении и оценке заявок на участие в конкурсе в электронной форме участник не допускается комиссией к участию в конкурсе в электронной форме в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе в электронной форме требованиям документации о проведении конкурса, в том числе нарушения требований документации о закупке к содержанию, форме и оформлению заявки.
Представители Организатора торгов пояснили, что в техническом предложении, представленном в составе заявки ООО "ИФ-Трейд", в разделе "Безопасность при проведении работ" содержались слова "обязан" и "должен", что являлось нарушением требований Формы N 1 Документации, так как слова "обязан" и "должен" обозначают требование заказчика и не должны присутствовать в заявке участника Закупки.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что требованиями Формы N 1, предоставленной в составе Документации, не предусмотрено, что слово "обязан" обозначает требование заказчика и не должно присутствовать в заявке участника Закупки. Кроме того, из содержания Формы N 1, представленной в составе Документации, не следует, что указанные требования к описанию участниками предмета Закупки в составе заявки: функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки (при необходимости), размеров, требований к упаковке и отгрузке товара и иных показателей, связанных с определением соответствия товара (работ, услуг) потребностям заказчика, относятся к требованиям по безопасности при проведении работ, установленным Техническим заданием.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Заявитель ООО "ИФ-Трейд" в составе первой части заявки на участие в Закупке представил техническое предложение, которое соответствовало требованиям Документации, вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО "ИФ-Трейд" от участия в процедуре Закупки принято в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО "ИФ-Трейд" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (вх. NN 2810-ЭП/20, 2809-ЭП/20 от 29.01.2020) ООО "ИФ-Трейд" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО "Гознак" (ИНН: 7813252159, ОГРН: 1167847225281) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по очистке и дезинфекции воздуховодов систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха для МПФ - филиала АО "Гознак" (извещение N31908629033) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов АО "Гознак" (ИНН: 7813252159, ОГРН: 1167847225281) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "ИФ-Трейд" от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
3) Не выдавать Организатору торгов АО "Гознак" (ИНН: 7813252159, ОГРН: 1167847225281) и его Закупочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений по причине выданного ранее предписания от 06.02.2020 по делу N Т02-87/20 об устранении нарушений проведения процедуры Закупки (извещение N 31908629033) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 февраля 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.02.2020