Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
<...>, заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
<...>., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
<...>., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
в присутствии представителя МАОУ "СОШ N 30" г. Пермь - <...>, (по доверенности), в отсутствии заявителя, надлежащим образом уведомлен,
рассмотрев жалобу ООО "КВЕРКУС" (вх. N 000889) (далее - заявитель) на действия МАОУ "СОШ N 30" г. Пермь (ИНН: 5906031818), Закупочной комиссии МАОУ "СОШ N 30" г. Пермь при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания (уборка помещений, уборка территории, услуга гардеробщика, рабочего по обслуживанию здания) в МАОУ "СОШ N 30" г.Перми (извещение N 31908739975, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
23.01.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба, доводы которой указывают на неверную оценку заявки участника ИП Кузаевой Э.Р. в части требования наличия у участника конкурса опыта оказания услуги и деловой репутации.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, необходимые для рассмотрения жалобы документы не представил.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2.При проведении рассматриваемого конкурса в электронной форме, Заказчик руководствовался Документацией об открытом конкурсе в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания (уборка помещений, уборка территории, услуга гардеробщика, рабочего по обслуживанию здания) в МАОУ "СОШ N 30" г.Перми (далее - Документация), а также Положением о закупке МАОУ "СОШ N 30" г. Перми (далее - Положение).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 30.12.2019 г., дата начала приема заявок - 31.12.2019 г., дата окончания приема заявок - 16.01.2020 г., дата подведения итогов закупки - 17.01.2020 г.
В соответствии с пп. 3 п. 14.3 Положения, при осуществлении закупок путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений, заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупок, в том числе, такое как, наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации.
На основании пп. 2 п. 22.3 Положения, для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене договора (цене единицы товара, работы, услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора может быть, в том числе, квалификация участника закупки.
Согласно пп. 13 п. 11.1 Документации, участником конкурса может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника конкурса, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника конкурса, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника конкурса, которые соответствуют, в том числе, требованию наличия у участника конкурса опыта оказания услуги и деловой репутации.
Согласно пп. 5 п. 15.5 Документации, заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, документы, представляемые для подтверждения соответствия участника конкурса требованию, установленному в пп. 13 п. 11.1 настоящей документации, или копии этих документов:
-не менее одного договора, контракта с ценой не менее, чем 500 000, 00 рублей с образовательными учреждениями заключенного в рамках 223-ФЗ или 44-ФЗ, соответствующего следующим требованиям:
-участник конкурса по такому договору, контракту выступает исполнителем;
-предметом такого договора, контракта является, в том числе, оказание услуги, являющейся предметом договора;
-такой договор, контракт заключен в период с 2017 г по 2019 г (до даты размещения извещения о закупке);
-к моменту подачи заявки на участие в конкурсе такой договор, контракт исполнен участником в полном объеме, установленный таким договором, контрактом.
Комиссия Пермского УФАС отмечает, что указанное требование не является завышенным, так как оно соответствует ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, а также пп. 3 п. 14.3 Положения.
Кроме этого, в пп. 12 п. 15.5 Документации установлено, что заявка на участие в конкурсе также должна содержать документы, представляемые для оценки заявки на участие в конкурсе по критерию "квалификация участника", или копии этих документов (при наличии):
а) договоров, контрактов с образовательными учреждениями заключенных в рамках 223-ФЗ или 44-ФЗ, соответствующего следующим требованиям:
- участник конкурса по таким договорам, контрактам выступает исполнителем;
- предметом таких договоров, контрактов является, в том числе, оказание услуги, являющейся предметом договора;
- такой договор, контракт заключен с 2017 г. по 2019 г (до даты размещения извещения о закупке);
- к моменту подачи заявки на участие в конкурсе такой договор, контракт исполнен участником в полном объеме в срок, установленный таким договором, контрактом;
б) дополнительные соглашения к таким договорам, контрактам в случае внесения в них изменений;
в) документы о приемке услуг по таким договорам, контрактам;
г) все копии документов необходимо заверить руководителем организации - основного заказчика или представить копий извещений и протоколов, подтверждающих размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ЕИС). В случае заключения договоров (контрактов) по результатам торгов в электронной форме прилагаются распечатки информации об электронных цифровых подписях с указанием электронных адресов электронных торговых площадок, на которых были заключены данные договоры (контракты) или приложить оригиналы документов.
Из анализа заявки ИП Кузаевой Э.Р. Комиссией Пермского УФАС установлено, что в составе заявки был представлен договор N 8.2.7.3-11/374 от 28.12.2018 г. на сумму 4 763 012 рублей 30 копеек с приложением актов сдачи-приемки работ (услуг) для подтверждения соответствия требованию о наличии у участника опыта оказания услуги и деловой репутации, а также участником был представлен 91 договор для оценки по критерию "квалификация участника", 88 из которых соответствуют требованиям, установленным в пп. 12 п. 15.5 Документации.
Таким образом, заявка ИП Кузаевой соответствует требованию Документации о наличии у участника конкурса опыта оказания услуги и деловой репутации, в связи с чем, была правомерно допущена к участию в спорой закупке.
На основании изложенного, Комиссия Пермского УФАС не усматривает в действиях Закупочной комиссии заказчика нарушения Закона о закупках, а также Положения в части допуска ИП Кузаевой Э.Р. к участию в конкурсе.
Таким образом, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КВЕРКУС" (вх. N 000889) (далее - заявитель) на действия МАОУ "СОШ N 30" г. Пермь (ИНН: 5906031818), Закупочной комиссии МАОУ "СОШ N 30" г. Пермь при организации и проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания (уборка помещений, уборка территории, услуга гардеробщика, рабочего по обслуживанию здания) в МАОУ "СОШ N 30" г.Перми (извещение N 31908739975, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка), необоснованной.
Предписание не выдавать.
Заместитель председателя Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 января 2020 г. N 059/07/3-95/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.01.2020