Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
К<_> - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
С<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Т<_> - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края", Б<_>, Л<_>, С<_>,
от ООО "Бастион", З<_>, Н<_>, Ш<_>,
рассмотрев заявление Заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (КГКУ "Алтайавтодор"), о включении сведений об ООО "Бастион" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 25.09.2018 г. N 38-ЧС.2018 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги и искусственного сооружения (ликвидация последствий паводка) согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - КГКУ "Алтайавтодор", о включении сведений об ООО "Бастион" (далее - Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 25.09.2018 г. N 38-ЧС.2018 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги и искусственного сооружения (ликвидация последствий паводка) (далее - контракт).
Представители Заказчика пояснили, что 25.09.2018 г. Заказчиком был заключен контракт с ООО "Бастион" на реконструкцию автодороги Быканов Мост - Солоновка - Солонешное - граница Республики Алтай, км 121+ 777 - км 122+277 с мостом через р. Ануй в Солонешенском районе.
Согласно Контракту на 01.10.2019 г. ООО "Бастион" должны быть выполнены и сданы работы на сумму 61 720 346 рублей, однако в настоящее время выполнены и сданы только работы на сумму 37 263 649 руб. В соответствии с п.12.1 и п.12.2 Контракта, Заказчик имеет право досрочно расторгнуть контракт с подрядной организацией в одностороннем порядке (принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта) при нарушении подрядчиком срока производства работ, которое составляет более 7 дней с момента истечения срока выполнения любого из этапов работ, а также в случаях, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что завершение работ к установленному Контрактом сроку становится явно невозможным, либо во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом. На основании п.1 ст.450, ст. 450.1 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.2 Контракта 28.11.2019 г. КГКУ "Алтайавтодор" принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 23.12.2019 г. КГКУ "Алтайавтодор" письмом N 544 от 19.12.2019 г. получило информацию от ООО "Бастион" о надлежащем уведомлении о расторжении контракта. 02.01.2020 г. истекал срок для возможности сдать работы по контракту в полном объеме, поскольку 02.01.2020 года являлось праздничным днем, срок для сдачи работ был перенесен на первый рабочий день, то есть на 09.01.2020 года. 09.01.2020 г. ООО "Бастион" работы по Контракту выполнены не были, в связи с чем решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу.
На основании изложенного Заказчик просит включить сведения об ООО "Бастион" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители Общества возражали, настаивали на добросовестности Общества, пояснили, что необходимая рабочая документация была передана Заказчиком по истечении 8 месяцев с даты начала работ на объекте. В ходе выполнения работ была установлена необходимость в выполнении дополнительных работ, непредусмотренных контрактом, таких как нарезка горизонтальных полок для проведения буровзрывных работ, отсыпка насыпи земляного полотна при устройстве временных объездных дорог N 1 и N 2. Проведение данных работ было согласовано Заказчиком только спустя два месяца. Заказчиком четыре раза принимались решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Объект находится в высокой степени готовности, за период с 26.12.2019 г. по 14.01.2020 г. Подрядчиком выполнены работы на общую сумму 10 034 392 руб. Подрядчик готов завершить работы за пределами срока контракта.
На основании изложенного представители Подрядчика просили не включать сведения об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
25.09.2018 г. между КГКУ "Алтайавтодор" и ООО "Бастион" был заключен контракт N 38-ЧС.2018 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги и искусственного сооружения (ликвидация последствий паводка).
Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно выполнить на условиях Контракта работу по реконструкции автомобильной дороги Быканов Мост - Солоиовка - Солонешное - граница Республики Алтай, км 121+777 - км 122+277 с мостом через р. Ануй в Солонешенском районе (ликвидация последствий паводка) (далее - "работа") в соответствии с проектной документацией в сроки, указанные в Контракте, Графике выполнения работы (Приложение N3 к Контракту) и сдать результат работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно Приложению N 3 к контракту работы должны быть выполнены не позднее 01.10.2019 г.
В соответствии с п. 1.3 контракта состав и объем работы определяется: ведомостью объемов работ (Приложение N1 к Контракту), и проектной документацией.
Пунктом 229 ведомости работ (Приложение N1 к Контракту) предусмотрено выполнение проектных работ РД.
Дополнительным соглашением N 2 от 28.12.2018 г. данные работы были исключены из перечня работ, подлежащих выполнению Подрядчиком.
В материалах дела имеется копия рабочей документации. Подходы 4053-0-АД. Том 2, разработанная АО "Алтайиндорпроект". Согласно штампу "в производство работ" рабочая документация была передана Заказчиком в работу 24.05.2019 г.
Представители заказчика пояснили, что проектная документация была разработана сторонней проектной организацией, рабочая документация разрабатывалась Заказчиком по отдельным работам, выдавалась Подрядчику по частям.
В материалах дела также имеется копия письма ООО "Бастион" от 05.07.2019 г., в котором Общество просит Заказчика заключить дополнительное соглашение к контракту для выполнения работ по нарезке горизонтальных полок и устройству и разборке земляного основания временных дорог N 1 и 2, копия договора с ООО "Алтайская буровая компания" от 03.06.2019 г. на выполнение буровзрывных работ.
Согласно протоколу технического совета по КГКУ "Алтайавтодор" от 16.09.2019 представителем проектной организации было подтверждено, что проектной документацией не была учтена отсыпка насыпи земляного полотна при устройстве временных объездных дорог, подготовительные работы по устройству полок для размещения строительной техники для проведения буровзрывных работ, а также было подтверждено выполнение Подрядчиком непредвиденных работ: отсыпка насыпи объездных дорог N 1 и 2, объем выемки при разрыхлении скальных грунтов - 5371 м3.
Согласно материалам дела Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.06.2019 г. (в последствии отменено уведомлением об отмене от 28.06.2019), решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.07.2019 г. (в последствии отменено уведомлением об отмене от 16.07.2019), решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.10.2019 г. (в последствии отменено уведомлением об отмене от 31.10.2019). Решения были приняты на основании п. 12.2 контракта в связи с тем , что работы выполняются настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным, во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом.
28.11.2019 г. Заказчиком было принято решением об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 12.2 контракта, п. 1 ст. 450, ст. 450.1 ГК РФ по тому же основанию.
Согласно письму Общества от 19.12.2019 г. решение было получено Общество 12.12.2019 г. Общество предлагало Заказчику отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и выразило намерение завершить исполнение контракта за пределами срока контракта.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1, 12.2 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения Контракта. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
нарушение срока выполнения отдельного этана работ Подрядчиком в соответствии с Графиком выполнения работы, которое составляет более семи дней с момента истечения срока выполнения отдельного этапа работ, предусмотренного Графиком выполнения работы;
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
отсутствие у Подрядчика (субподрядчика, соисполнителя) лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по Контракту.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, Заказчик был не вправе отменять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятое Заказчиком 01.07.2019 г.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно сведениям, размещенным в реестре контрактов ЕИС, работы на сумму более 50% суммы контракта Подрядчиком были выполнены и приняты Заказчиком.
Поскольку работы по изготовлению рабочей документации были исключены из перечня работ, выполняемых Подрядчиком, рабочая документация по подходам была передана Подрядчику по истечении нескольких месяцев, проектной документацией не были предусмотрены подготовительные работы для проведения буровзрывных работ, Комиссия считает, что исполнение контракта в срок зависело не только от действий Подрядчика.
Принимая во внимание тот факт, что Заказчиком неоднократно принимались решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которые потом отменялись Заказчиком в виду того, что Обществом осуществлялись действия, направленные на исполнение контракта, Комиссия не находит достаточных доказательств недобросовестного поведения Подрядчика, направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Бастион" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 15 января 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.01.2020